Клим Шипенко: «Космос точно вызывает зависимость»
История-путешествие от первого режиссера, который не только побывал в космосе, но и привез оттуда фильм!
От редакции. Клим Шипенко снял два самых обсуждаемых проекта о космосе в современной России, но делать второй вообще-то не собирался. Чтобы убедить его работать над «Вызовом», пришлось прибегнуть к аргументу о возможности организовать съемки в космосе. Подобный проект давно был мечтой Константина Эрнста, и Шипенко доверили его реализовывать.
Мы не говорим о фильме, мы говорим о человеке, который мечтал о космосе с детства, чтобы, как и все дети, эту мечту затерять среди более реальных. А потом неожиданно обнаружить ее вновь.
Конечно, если очень захотеть, то можно полететь в космос. И я — живое доказательство этому.
Когда мне было лет восемь-девять, желание попасть в космос было достаточно сильным. У меня была Большая космическая энциклопедия — для того времени довольно редкая книга, очень толстая, с большим количеством фотографий. Читать тогда такую литературу было сложно, поэтому я, скорее, уделял внимание картинкам и фотографиям, но зато делал это регулярно. Был и любимый космический фильм — «Москва — Кассиопея». Видеомагнитофоны тогда только появлялись, но это кино было у меня на кассете, так что пересматривал множество раз. Впрочем, в какой-то момент космическая мечта из моей жизни на долгий срок исчезла. Страсть к космосу пробудилась вновь за работой над фильмом «Салют-7». Я читал присланный сценарий и почувствовал, как что-то внутри отзывается.
Так я вернулся к изучению темы, но уже в новом статусе. Пересмотрел фильмы о космосе, прочитал литературу. Ушло несколько месяцев на получение достаточной информации, чтобы притронуться к сценарию и как-то его редактировать. Потом мы летали на Байконур, общались с космонавтами. Прекрасно помню, как ходил вокруг ракеты и завороженно смотрел на нее. Тогда, конечно, даже не представлял себя летящим внутри нее.
Космонавты — безумно умные люди, это всех их объединяет. Еще отличное здоровье. А дальше сплошные различия начинаются. Например, я бы никогда не подумал, что космонавты могут быть такими открытыми, как Олег Артемьев. Это же чистый артист: красноречивый, обаятельный, шутит постоянно. Мне-то казалось, что космонавты — интроверты в основном.
Художественные фильмы о космосе требуют того, что называется «художественным враньем». Потому что снять интересный фильм по этой теме, не преувеличивая риски и не собирая их все воедино, нельзя. Космонавты, конечно, улыбаются немножко, понимая, что такого быть не может. Но, насколько я знаю, к фильмам про космос они относятся с любовью. Видел, что в Интернете есть ролики с критикой таких фильмов от космонавтов НАСА — например, ту же «Гравитацию» много разносили в пух и прах. Но знаю космонавтов, которым «Гравитация» понравилась, хотя все недочеты фильма они прекрасно осознают. Такое кино популяризирует космос, космонавтику, их работу. Приближает их к людям. Космонавты понимают и то, какую роль фильмы играют в создании их образа, им приятно пробуждение интереса людей к индустрии. А еще космонавты тоже люди. И им тоже нравится обманываться в кино, верить в сказку, которую им показывают.
Есть законы драматургии, и фильмы про космос требуют соблюдения законов этой драматургии. Герои должны преодолевать преграды, добиваться успехов, идти вопреки всему к своей цели. А в космосе больших и зрелищных нештатных ситуаций не так много. По сути, это пожар, разгерметизация и утечка различных газов. Из этого визуально интересными являются первые две. А зрителя надо держать в напряжении, отсюда все эти нештатные ситуации в кино.