Владимир Селезнев: искусство горизонтальных отношений

WeekendКультура

В поисках уральского времени

Владимир Селезнев: искусство горизонтальных отношений

Текст: Анна Толстова

Группа «Зер Гут». Инсталляция «Опыт создания мифа», 2002. Фото: Олег Блябляс

Художник из Нижнего Тагила Владимир Селезнев (род. 1973), начисто лишенный богемного высокомерия и предубеждения перед зрителем, стирает границу между профессиональным и самодеятельным искусством — и в собственном художественном, и в кураторском творчестве.

Этот текст — часть проекта «Обретение места. 30 лет российского искусства в лицах», в котором Анна Толстова рассказывает о том, как художники разных поколений работали с новой российской действительностью и советским прошлым.

Из проекта «Текущий момент», 2017–2018. Фото: Владимир Селезнев
Из проекта «Текущий момент», 2017–2018. Фото: Владимир Селезнев

Если бы машина времени перенесла нашего героя в Советский Союз середины 1970-х, Владимир Селезнев, несомненно, был бы любимцем молодежно-комсомольской периодики: юноша из рабочей семьи отслужил в армии, отработал несколько лет сварщиком в доменном цехе Нижнетагильского металлургического комбината, возглавил бригаду — и только потом, по зрелом размышлении, пошел учиться на художника в Нижнетагильский пединститут, худграф которого окончил с отличием,— идеальная биография для очерка в жанре «с таких надо брать пример». Впрочем, если бы машина времени перенесла нашего героя в Советский Союз, у Селезнева не было бы никаких шансов окончить худграф с отличием.

Группа «Зер Гут». Перформанс «Обряд. Замуж за Екатеринбург», 2002. Фото: Группа «Зер Гут»
Из проекта «Неизвестные памятники», 2006. Фото: Владимир Селезнев
Из проекта «Неизвестные памятники», 2006. Фото: Владимир Селезнев

В 2001 году студенты четвертого курса худграфа Нижнетагильского пединститута Евгений Гольцов, Иван Снигирев и Владимир Селезнев придумали группу «Зер Гут». Как им удалось убедить профессуру и факультетское начальство, что диплом они будут защищать один на троих и что диплом будет представлять собой не скульптуру или живопись, а «тотальную инсталляцию» (кабаковский термин был взят напрокат без всяких реверансов московскому концептуализму),— бог весть. Видимо, профессура, которой взрослый студент Селезнев, сделавшийся и главным массовиком-затейником факультета, и душой городской музыкально-перформативной арт-тусовки, сразу заявил, что его любимые художники — Пауль Клее, Василий Кандинский и Макс Эрнст, привыкла не удивляться. В семье Селезневых уже был один художник, самодеятельный живописец: дед, когда-то окончивший курсы оформителей при газете «Тагильский рабочий», писал маслом — внук наблюдал за процессом с раннего детства. В доме много читали, выписывали журналы — в перестроечных «Ровеснике», «Смене» и «Студенческом меридиане» стали появляться материалы о еще недавно запретном модернизме. В те годы, когда Селезнев учился в пединституте, в моде были уже другие журналы, «Птюч» и «Ом», на свердловском телевидении выходила программа группы «Атомная провинция», еженедельно выдававшая пять минут настоящего видеоарта в эфир, а в Нижнетагильском музее изобразительных искусств проходили сделанные на соросовский грант семинары и мастер-классы известных московских художников вроде Дмитрия Гутова и Аристарха Чернышева — представление о том, что такое современное искусство, «зергуты» получили не на лекциях худграфа.

Инсталляция «Бородинский уголь», 2011. Фото: Владимир Селезнев
Инсталляция «Бородинский уголь», 2011. Фото: Владимир Селезнев
Инсталляция «Пространство борьбы», 2012. Фото: Владимир Селезнев

Дипломный проект «Опыт создания мифа» (2002) был не столько «тотальной инсталляцией», сколько первым в Нижнем Тагиле экспериментом в области паблик-арта. «Зер Гут» выбрали в качестве площадки для выставки заброшенное здание демидовских времен возле художественного музея — в том числе и для того, чтобы привлечь внимание к бедственному состоянию памятника. Фасад руины облепил рой гипсовых масок, слепков с лиц авторов-дипломников, внутри выставлялись живопись, графика, звуковые инсталляции и видео — многие из работ тоже были прямо или косвенно автопортретны. Например, одно из самых известных видео «Зер Гут», «Визуализация приручений, или Казус современной орнитологии», где портреты трех участников группы, выложенные на снегу семечками, постепенно склевывали птицы. «Опыт создания мифа» был отчасти вызовом консервативной системе художественного образования, этакой иронической деконструкцией мифа о художнике-демиурге, одиноком гении, чья уникальная личность накладывает отпечаток на все, к чему прикоснется, а отчасти — попыткой разобраться в мифологии современного искусства, проработать понятия подлинности, копии, серийности, качества. Но для Селезнева эта работа стала своего рода манифестом, провозглашавшим принципы коллективности и сотворчества со зрителем, даже если этот зритель — прожорливый голубь, рассматривающий жанр портрета в гастрономическом ракурсе.

Инсталляция «Пространство борьбы», 2012. Фото: Владимир Селезнев
Инсталляция «Несколько прекрасных вещей, о которых мы узнали благодаря музейным смотрителям», 2015. Фото: Владимир Селезнев
Группа «Зер Гут». Инсталляция «Опыт создания мифа», 2002. Фото: Олег Блябляс

Редко когда в дипломном проекте художника можно найти все черты его будущего искусства. В «Опыте создания мифа» Селезнев впервые начал работать с фотографиями из домашних архивов: по мотивам детских снимков «зергутов» были сделан тираж намеренно плохоньких гравюр. Впоследствии он примется проверять эти наполовину выцветшие снимки из семейных альбомов на прочность: могут ли интимные хранилища частной памяти обрести всеобщую, универсальную ценность. На домашних фотоархивах будут основаны и большой кураторский проект «Жизнь других» (2013), и серия текстильно-фотографических коллажей «Тряпочки» (2022), сделанная в соавторстве с матерью художника: чтобы помочь матери справиться со стрессом во время локдауна, Селезнев предложил ей сшить лоскутные композиции из старой одежды, хранящейся в доме, а поверх напечатал фотографии родных, благо отец художника был фотолюбителем. Что же до интереса к мифологии, то для Селезнева, художника и куратора, локальные, уральские мифы вскоре станут гораздо важнее универсальных. Речь не только о мифологизированных туристических брендах, Бажове или перевале Дятлова,— их художник насмешливо препарирует в живописной серии «Урал параллельный» (2009), полной цитат из популярной истории искусства. Речь прежде всего об индустриальном мифе, отношение к которому у него в силу семейной

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Хризапелия прыгает с ветки, расправив ребра» «Хризапелия прыгает с ветки, расправив ребра»

Где живут, чем питаются и как летают змеи — и почему у них раздвоенный язык

Weekend
Самый знаменитый американский пикап. Краткая история Chevrolet Silverado Самый знаменитый американский пикап. Краткая история Chevrolet Silverado

Что сделало грузовик Chevrolet Silverado такими востребованным?

4x4 Club
Сказка о бедняке Оскюс-ооле и его мудрых работниках Сказка о бедняке Оскюс-ооле и его мудрых работниках

Давным-давно жил-был на перекрестке семи улиц сирота Оскюс-оол...

СНОБ
Как попасть в игровую вселенную: 5 книг для тех, кто хочет познакомиться с жанром литРПГ Как попасть в игровую вселенную: 5 книг для тех, кто хочет познакомиться с жанром литРПГ

Книги, в которых герои попадают в виртуальные миры

ТехИнсайдер
«Конечно, надежда есть» «Конечно, надежда есть»

Юрий Борисов о работе над образом Пушкина

Правила жизни
Как 29-летняя Мария Емельянова 18 дней выживала в бурятском лесу: комментарий психолога Как 29-летняя Мария Емельянова 18 дней выживала в бурятском лесу: комментарий психолога

Как человеку поддержать себя, если он остался один на один с тайгой?

Psychologies
На земле и на суше: зачем люксовые бренды выступают с экологическими инициативами На земле и на суше: зачем люксовые бренды выступают с экологическими инициативами

Какой вклад индустрия роскоши вносит в сохранение флоры и фауны на планете

Forbes
Цветочный спецназ Цветочный спецназ

Разбить сад буквально за пару часов на пустом месте? Это возможно!

Лиза
5 летних образов с джинсовкой, которые покажут твой вкус: подборка от стилиста 5 летних образов с джинсовкой, которые покажут твой вкус: подборка от стилиста

Look'и с джинсовыми куртками из моды не выйдут никогда. Показываем и доказываем!

VOICE
Предпоследний друг: как Берлускони пытался строить особые отношения с Россией Предпоследний друг: как Берлускони пытался строить особые отношения с Россией

Как европейские политики пытались интегрировать Россию и Запад

Forbes
Затратная болезнь: как в России противостоят гриппу птиц Затратная болезнь: как в России противостоят гриппу птиц

Во сколько обходится производству многолетняя борьба с птичьим гриппом

Forbes
Рыбный день Рыбный день

Самые интересные места для рыбалки

Robb Report
Из подряда вон: как киберпреступники эксплуатируют доверие компаний-партнеров Из подряда вон: как киберпреступники эксплуатируют доверие компаний-партнеров

Риск эксплуатации доверия сегодня входит в топ-5 наиболее критичных

Forbes
Огонь-трава Огонь-трава

Повстречав это растение на своём пути, непременно замедлишь шаг

Наука и жизнь
Почему вам стоит купить масло черного тмина: плюсы и минусы Почему вам стоит купить масло черного тмина: плюсы и минусы

Масло черного тмина содержит множество полезных веществ

ТехИнсайдер
Клим Шипенко: «Космос точно вызывает зависимость» Клим Шипенко: «Космос точно вызывает зависимость»

История от первого режиссера, который побывал в космосе, и привез оттуда фильм!

Maxim
Каникулы без родителей Каникулы без родителей

Как подготовить ребенка к поездке в лагерь и пережить ее самим?

Лиза
Нутрия: инвазивные грызуны необычного размера Нутрия: инвазивные грызуны необычного размера

Нутрии не только грызуны с прекрасным мехом, но и настоящие вредители

ТехИнсайдер
Слияние на траве: враждовавшие гольф-туры будут вместе осваивать саудовские деньги Слияние на траве: враждовавшие гольф-туры будут вместе осваивать саудовские деньги

Почему решение о слиянии гольф-туров PGA и LIV вызвало такой ажиотаж

Forbes
7 причин, почему нас так бесят самокатчики? 7 причин, почему нас так бесят самокатчики?

Эти хипстеры на самокатах всех достали! И мы можем объяснить, почему

Maxim
Чувство уюта Чувство уюта

Интерьер этой квартиры получился не только эстетичным, но и очень комфортным

SALON-Interior
Москвичка убила своего 10-месячного ребенка: может ли послеродовая депрессия спровоцировать трагедию? Москвичка убила своего 10-месячного ребенка: может ли послеродовая депрессия спровоцировать трагедию?

Чем опасна послеродовая депрессия и как помочь молодой матери справиться с ней

Psychologies
Чем занимаются люди в течение дня? В основном, собой Чем занимаются люди в течение дня? В основном, собой

Более трети всего своего времени человек уделяет себе самому

ТехИнсайдер
Мыши с выключенным протоонкогеном Myc быстро состарились и прожили дольше Мыши с выключенным протоонкогеном Myc быстро состарились и прожили дольше

Как протоонкоген Мус влияет на продолжительность жизни?

N+1
«Французская кухня в России и русской литературе» «Французская кухня в России и русской литературе»

Как русские классики писали о французских блюдах

N+1
Как восточные женщины сохраняют шлейф и аромат парфюма вокруг себя - три простых секрета, которые ты захочешь повторить Как восточные женщины сохраняют шлейф и аромат парфюма вокруг себя - три простых секрета, которые ты захочешь повторить

Несколько секретов, которые восточные женщины применяют каждый день

VOICE
Враг в отражении Враг в отражении

Как узнать, кто навел порчу или сглаз? 6 способов выявить недоброжелателя

Лиза
«Ношу эту рубашку 20 лет». Пять историй о долгожителях гардероба «Ношу эту рубашку 20 лет». Пять историй о долгожителях гардероба

Девушки рассказали об одежде, обуви и сумках, которые они купили 10-20 лет

РБК
Самые добрые породы кошек Самые добрые породы кошек

9 покладистых и ласковых пород кошек, которые не представляют жизни без человека

Maxim
Ультрахолодным атомам придали дробное квантовое состояние Холла Ультрахолодным атомам придали дробное квантовое состояние Холла

Физики впервые экспериментально сгенерировали дробные квантовые состояния Холла

N+1
Открыть в приложении