Владимир Селезнев: искусство горизонтальных отношений

WeekendКультура

В поисках уральского времени

Владимир Селезнев: искусство горизонтальных отношений

Текст: Анна Толстова

Группа «Зер Гут». Инсталляция «Опыт создания мифа», 2002. Фото: Олег Блябляс

Художник из Нижнего Тагила Владимир Селезнев (род. 1973), начисто лишенный богемного высокомерия и предубеждения перед зрителем, стирает границу между профессиональным и самодеятельным искусством — и в собственном художественном, и в кураторском творчестве.

Этот текст — часть проекта «Обретение места. 30 лет российского искусства в лицах», в котором Анна Толстова рассказывает о том, как художники разных поколений работали с новой российской действительностью и советским прошлым.

Из проекта «Текущий момент», 2017–2018. Фото: Владимир Селезнев
Из проекта «Текущий момент», 2017–2018. Фото: Владимир Селезнев

Если бы машина времени перенесла нашего героя в Советский Союз середины 1970-х, Владимир Селезнев, несомненно, был бы любимцем молодежно-комсомольской периодики: юноша из рабочей семьи отслужил в армии, отработал несколько лет сварщиком в доменном цехе Нижнетагильского металлургического комбината, возглавил бригаду — и только потом, по зрелом размышлении, пошел учиться на художника в Нижнетагильский пединститут, худграф которого окончил с отличием,— идеальная биография для очерка в жанре «с таких надо брать пример». Впрочем, если бы машина времени перенесла нашего героя в Советский Союз, у Селезнева не было бы никаких шансов окончить худграф с отличием.

Группа «Зер Гут». Перформанс «Обряд. Замуж за Екатеринбург», 2002. Фото: Группа «Зер Гут»
Из проекта «Неизвестные памятники», 2006. Фото: Владимир Селезнев
Из проекта «Неизвестные памятники», 2006. Фото: Владимир Селезнев

В 2001 году студенты четвертого курса худграфа Нижнетагильского пединститута Евгений Гольцов, Иван Снигирев и Владимир Селезнев придумали группу «Зер Гут». Как им удалось убедить профессуру и факультетское начальство, что диплом они будут защищать один на троих и что диплом будет представлять собой не скульптуру или живопись, а «тотальную инсталляцию» (кабаковский термин был взят напрокат без всяких реверансов московскому концептуализму),— бог весть. Видимо, профессура, которой взрослый студент Селезнев, сделавшийся и главным массовиком-затейником факультета, и душой городской музыкально-перформативной арт-тусовки, сразу заявил, что его любимые художники — Пауль Клее, Василий Кандинский и Макс Эрнст, привыкла не удивляться. В семье Селезневых уже был один художник, самодеятельный живописец: дед, когда-то окончивший курсы оформителей при газете «Тагильский рабочий», писал маслом — внук наблюдал за процессом с раннего детства. В доме много читали, выписывали журналы — в перестроечных «Ровеснике», «Смене» и «Студенческом меридиане» стали появляться материалы о еще недавно запретном модернизме. В те годы, когда Селезнев учился в пединституте, в моде были уже другие журналы, «Птюч» и «Ом», на свердловском телевидении выходила программа группы «Атомная провинция», еженедельно выдававшая пять минут настоящего видеоарта в эфир, а в Нижнетагильском музее изобразительных искусств проходили сделанные на соросовский грант семинары и мастер-классы известных московских художников вроде Дмитрия Гутова и Аристарха Чернышева — представление о том, что такое современное искусство, «зергуты» получили не на лекциях худграфа.

Инсталляция «Бородинский уголь», 2011. Фото: Владимир Селезнев
Инсталляция «Бородинский уголь», 2011. Фото: Владимир Селезнев
Инсталляция «Пространство борьбы», 2012. Фото: Владимир Селезнев

Дипломный проект «Опыт создания мифа» (2002) был не столько «тотальной инсталляцией», сколько первым в Нижнем Тагиле экспериментом в области паблик-арта. «Зер Гут» выбрали в качестве площадки для выставки заброшенное здание демидовских времен возле художественного музея — в том числе и для того, чтобы привлечь внимание к бедственному состоянию памятника. Фасад руины облепил рой гипсовых масок, слепков с лиц авторов-дипломников, внутри выставлялись живопись, графика, звуковые инсталляции и видео — многие из работ тоже были прямо или косвенно автопортретны. Например, одно из самых известных видео «Зер Гут», «Визуализация приручений, или Казус современной орнитологии», где портреты трех участников группы, выложенные на снегу семечками, постепенно склевывали птицы. «Опыт создания мифа» был отчасти вызовом консервативной системе художественного образования, этакой иронической деконструкцией мифа о художнике-демиурге, одиноком гении, чья уникальная личность накладывает отпечаток на все, к чему прикоснется, а отчасти — попыткой разобраться в мифологии современного искусства, проработать понятия подлинности, копии, серийности, качества. Но для Селезнева эта работа стала своего рода манифестом, провозглашавшим принципы коллективности и сотворчества со зрителем, даже если этот зритель — прожорливый голубь, рассматривающий жанр портрета в гастрономическом ракурсе.

Инсталляция «Пространство борьбы», 2012. Фото: Владимир Селезнев
Инсталляция «Несколько прекрасных вещей, о которых мы узнали благодаря музейным смотрителям», 2015. Фото: Владимир Селезнев
Группа «Зер Гут». Инсталляция «Опыт создания мифа», 2002. Фото: Олег Блябляс

Редко когда в дипломном проекте художника можно найти все черты его будущего искусства. В «Опыте создания мифа» Селезнев впервые начал работать с фотографиями из домашних архивов: по мотивам детских снимков «зергутов» были сделан тираж намеренно плохоньких гравюр. Впоследствии он примется проверять эти наполовину выцветшие снимки из семейных альбомов на прочность: могут ли интимные хранилища частной памяти обрести всеобщую, универсальную ценность. На домашних фотоархивах будут основаны и большой кураторский проект «Жизнь других» (2013), и серия текстильно-фотографических коллажей «Тряпочки» (2022), сделанная в соавторстве с матерью художника: чтобы помочь матери справиться со стрессом во время локдауна, Селезнев предложил ей сшить лоскутные композиции из старой одежды, хранящейся в доме, а поверх напечатал фотографии родных, благо отец художника был фотолюбителем. Что же до интереса к мифологии, то для Селезнева, художника и куратора, локальные, уральские мифы вскоре станут гораздо важнее универсальных. Речь не только о мифологизированных туристических брендах, Бажове или перевале Дятлова,— их художник насмешливо препарирует в живописной серии «Урал параллельный» (2009), полной цитат из популярной истории искусства. Речь прежде всего об индустриальном мифе, отношение к которому у него в силу семейной

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мертвые дети, неравенство и травмы Мертвые дети, неравенство и травмы

Настоящий мир вымышленного Питера Пэна

Weekend
Кино на драйве: зачем «Формула-1» стала съемочной площадкой голливудского фильма Кино на драйве: зачем «Формула-1» стала съемочной площадкой голливудского фильма

Как и зачем «Формула-1» завоевывает мир с большого экрана

Forbes
Ад и рай Чехова Ад и рай Чехова

Дом-музей Антона Чехова — как жил и творил великий писатель?

Отдых в России
Английский Гитлер Английский Гитлер

Освальд Эрнальд Мосли известен советским людям по фильму «Обыкновенный фашизм»

Дилетант
Кентавр из моря Кентавр из моря

Может ли кентавр существовать с точки зрения биологии?

Вокруг света
Подарочный комплект от Brabus: внедорожник, катер и часы Подарочный комплект от Brabus: внедорожник, катер и часы

Кому-нибудь нужен подходящий подарочный комплект на день рождения?

4x4 Club
«Не проснулся материнский инстинкт»: что делать, если не пришла любовь к ребенку, — 3 совета «Не проснулся материнский инстинкт»: что делать, если не пришла любовь к ребенку, — 3 совета

Как быть, если нет прилива любви и нежности к едва родившемся малышу?

Psychologies
7 причин, почему нас так бесят самокатчики? 7 причин, почему нас так бесят самокатчики?

Эти хипстеры на самокатах всех достали! И мы можем объяснить, почему

Maxim
«Подсознание: великолепная история человечества» «Подсознание: великолепная история человечества»

Как сны формируют наш мир и нас самих

N+1
Милые дикие кошки, которые на самом деле опасные и кровожадные Милые дикие кошки, которые на самом деле опасные и кровожадные

Даже не вздумайте гладить этих котеек!

Maxim
Горный Алтай: где набраться сил в легендарном «золотом краю» Горный Алтай: где набраться сил в легендарном «золотом краю»

Республика Алтай — магическое место

VOICE
Хитрости для дома, от которых вы будете в восторге: 7 удивительных методов использования магнитов Хитрости для дома, от которых вы будете в восторге: 7 удивительных методов использования магнитов

Для чего могут пригодиться магниты?

ТехИнсайдер
7 новых детективов, которые можно взять в летний отпуск 7 новых детективов, которые можно взять в летний отпуск

Семь романов, которые держат в напряжении до самого финала

СНОБ
Ошибка 0x80070422: когда она появляется, и как ее исправить Ошибка 0x80070422: когда она появляется, и как ее исправить

Как исправить ошибку 0x80070422 при обновлении Windows 10

CHIP
Понимают ли кошки человеческую речь? Понимают ли кошки человеческую речь?

Есть ли смысл разговаривать с кошками? Понимают ли они нашу речь?

ТехИнсайдер
Как выбрать солнцезащитные очки по типу лица: мастер-класс от стилиста Как выбрать солнцезащитные очки по типу лица: мастер-класс от стилиста

Нам всем срочно нужна хорошая пара очков — с этим поможет модный эксперт

VOICE
К концу века дыхание арктических почв усилится вдвое К концу века дыхание арктических почв усилится вдвое

Микробное дыхание усиливается в ответ на глобальное потепление

N+1
Слухи о моральном упадке современного мира оказались сильно преувеличены Слухи о моральном упадке современного мира оказались сильно преувеличены

Что происходит с моральным состоянием современного общества?

N+1
Мотоциклы с коляской как лучшее средство взволновать девушку Мотоциклы с коляской как лучшее средство взволновать девушку

Когда-то мотоциклы с коляской играли важную роль в жизни людей

Maxim
В 1986 году рядом с озером Ньос умерло 1746 человек и все животные. Это случилось за пару секунд В 1986 году рядом с озером Ньос умерло 1746 человек и все животные. Это случилось за пару секунд

21 августа 1986 года на озере Ньос был слышен странный грохочущий звук...

ТехИнсайдер
Синтия Никсон и Кристин Дэвис хотели сыграть Кэрри Брэдшоу в «Сексе в большом городе» Синтия Никсон и Кристин Дэвис хотели сыграть Кэрри Брэдшоу в «Сексе в большом городе»

Синтия Никсон и Кристин Дэвис изначально пробовались на роль Кэрри Брэдшоу

Forbes
Без вины виноватый: защищаемся от субсидиарной ответственности Без вины виноватый: защищаемся от субсидиарной ответственности

Что такое субсидиарная ответственность и как от нее защититься

Inc.
Как на самом деле расшифровывается SOS Как на самом деле расшифровывается SOS

Как и когда изобрели сигнал SOS?

ТехИнсайдер
На трипольском поселении нашли кость мигрантки На трипольском поселении нашли кость мигрантки

Ученые исследовали кость, найденную на трипольском поселении Коломийцев Яр

N+1
«Быть собой: Новая теория сознания» «Быть собой: Новая теория сознания»

Восприятие — это результат предсказаний мозга насчет источников сигналов

N+1
Те самые легендарные коктейли по рецептам Венички Ерофеева Те самые легендарные коктейли по рецептам Венички Ерофеева

Принимать строго визуально и умозрительно! Болтать, но не смешивать!

Maxim
Не на каждый день Не на каждый день

Эта московская квартира была задумана и реализована как «квартира–шкатулка»

SALON-Interior
«Импортозамещение возможно при наличии научно-производственной базы» «Импортозамещение возможно при наличии научно-производственной базы»

О локализации оборудования и программного обеспечения для промышленности

РБК
Как определить форму лица и можно ли ее исправить Как определить форму лица и можно ли ее исправить

Какие формы лица существуют и как определить свою?

РБК
Вышли из бухты Вышли из бухты

Robb Report изучил новые лодки и выбрал из них самые интересные

Robb Report
Открыть в приложении