Ольга Профатило и Юлия Вяткина
Основательницы Галереи современного российского искусства MYTH собрали самый убедительный пул молодых художников (от всеобщей любимицы Алины Глазун до скульптора Никиты Селезнева, чья работа только что пополнила коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке), продолжают международную экспансию и не забывают про локальный рынок: выпустили коллаб с концепт-стором «Палаты», а на петербургской ярмарке «1703» показывают соло-стенд Вадима Михайлова.
Пока большинство российских галерей сидит дома и страдает от отсутствия международных проектов, вы участвуете (второй раз!) в ярмарке BAD+ в Бордо. Как такое возможно?
ОЛЬГА: Первый раз мы туда попали случайно. BAD+ делал бывший директор FIAC Жан-Даниэль Компан — человек, который еще лет двенадцать назад хотел организовать ярмарку в Петербурге. Он приезжал в наш город, так что мы были знакомы. С заходом Bazel ситуация на рынке в Париже изменилась — FIAC больше нет, поэтому у Компана появилась идея создать более локальную, но при этом буржуазную ярмарку в Бордо. Там проживает много богатых людей, которые содержат шато, винодельни и коллекционируют искусство. В год, когда он только запустил проект, у него был запрос на русские галереи. Катя Ираги (московский галерист. — Прим. ред.) тогда предложила нам вместе поучаствовать в этой авантюре — приехать на новую ярмарку во Франции.
Летом 2022 года?
ОЛЬГА: Да! Мы понимали, что вряд ли будем желанны в этот момент всюду, и были благодарны возможности выехать. Для нас важно международное присутствие: закрываешься в своей коробочке, и критическое восприятие себя перестает работать. Только в контексте общего искусства понимаешь, насколько твои художники действительно свежи и интересны. Выезд на международную ярмарку всегда калькой просвечивает, чего ты стоишь на самом деле.
И что у вас просветилось?
ОЛЬГА: Не в обиду европейским коллегам скажу, что мы выглядели сильнее некоторых французских и испанских стендов. Мы не были уверены, что именно стоит везти, ориентировались только на свои фантазии о том, что происходит в Бордо. И угадали! Оказалось, работы Егора Федоричева с нашей выставки «Немое зарево» — идеальный мэтч для любого бордошного замка! Наш проект смотрелся концептуально и выгодно отличался от другого, более декоративного искусства. Мы хорошо поработали, и нас пригласили во второй раз.
И как сейчас показывать российское искусство в Европе?
ЮЛИЯ: Во-первых, сам директор сказал, что для него абсолютно безразлично, откуда галерея. А люди бежали посмотреть, что показывают, когда видели russe (в пер. с французского — «русский». — Прим. ред.). Интерес к нам даже вырос в связи с тем, что мы стали более закрытыми. После второй поездки в начале мая этого года, когда на нашем стенде мы показывали работы Петра Кирюши, Лизы Бобковой и Никиты Селезнева, нам пришло письмо с приглашением от бельгийской ярмарки. Вот, буквально два дня назад! Кстати, еще одним нашим международным прорывом стало то, что в 2022 году одна из работ художника из Петербурга Никиты Селезнева попала в коллекцию MoMa в Нью-Йорке. То, о чем мы уже не мечтали, случилось!