Китайское «боевое НЛО» и его фантастические предшественники
Не так давно интернет-проект Alert-5 поднял небольшое информационное цунами. Репортеры, которые вели трансляцию с вертолетной выставки China Helicopter Exposition (она уже в пятый раз прошла в китайском Тяньцзине, где расположена штаб-квартира государственной авиакорпорации AVIC), сообщили о представленном здесь прототипе «летающей тарелки».
Информационная табличка описывала экспериментальный аппарат как «высокоскоростной бронированный вертолет с композитной конструкцией "крыло-фюзеляж"». Также в ней сообщалось, что он «вобрал все достоинства» вертолетов Ка-52, Ми-26, AH-64 (Apache) и CH-53 (Sea Stallion), и в перспективе сможет подниматься на высоту до 6000 м на скорости 16,5 м/с, и будет развивать 650 км/ч при дальности до 3000 км.
Уже через несколько часов эффектные снимки разошлись по Сети, а на следующий день через официальный рупор КНР, газету Global Times, стало известно о названии таинственного аппарата – «Супербольшая белая акула» (Super Great White Shark, SGWS). Издание сообщило, что SGWS будет оснащаться парой турбореактивных двигателей, создающих горизонтальную тягу (их воздухозаборники и сопла действительно видны на снимках), и что фюзеляж машины покрыт стелс-материалами. Государственная газета описала его как «научно-фантастический» ударный вертолет, сочетающий «высокую скорость и невидимость», предназначенный для работы на линии непосредственного соприкосновения с противником. Однако западные инженеры и эксперты, разобравшиеся в скудных данных об удивительной новинке, отнеслись к ней довольно скептически. Никто так и не понял, что именно заимствовала машина от российских «аллигаторов» или американских «апачей». Зато она слишком напомнила другие авиапроекты, по большей части – давно отработанные и закрытые.
Блины и пирожки
Дисковидные летательные аппараты с плоским крылом-фюзеляжем, способным создавать дополнительную подъемную силу, апробировались еще в 1930-х. В годы Второй мировой поисками конструкций, способных к вертикальному (или хотя бы укороченному) взлету и посадке и подходящих для размещения на не-авианосных палубах, занимались обе воюющие стороны. Необычная схема многим казалась удачным вариантом: самолетные двигатели обеспечат тягу, а плоский, широкий фюзеляж-крыло создаст повышенную подъемную силу. Такой проект (Sack AS-6) по заданию германских военных разрабатывал Артур Сак, и в 1944 даже прошли (неудачные) испытания полноразмерного прототипа. В те же годы американский флот финансировал проект Чарльза Циммермана и авиастроительной компании Vought. Ими были построены и испытывались плоские экспериментальные самолеты V-173 и XF5U-1, получившие прозвище «летающие блины», однако в 1947-1948 и эту программу свернули.