Кейс LASERWAR: как запустить производство игрушечных винтовок в Смоленске и наладить экспорт в 75 стран
В ноябре Inс. Russia отмечает свое пятилетие, однако первый американский журнал Inc. вышел в далеком 1979 году. Героями его обложек становились легенды делового мира — Стив Джобс (1981), Билл Гейтс (1998), Илон Маск (2007), Джефф Безос (2021). За пять лет российская редакция выпустила сотни лонгридов об отечественных предпринимателях и их проектах. Далеко не каждому из них суждено стать единорогом, выйти на IPO или найти своего покупателя, но все они уже вошли в историю Inc. Russia. И по случаю своего дня рождения мы заново публикуем лучшие из этих историй.
Придуманная для тренировки американских военных игра в лазертаг — стрельба лучом из бластера по противникам — захватила весь мир в начале 2000-х годов. Близнецы Сергей и Алексей Терещенковы впервые увидели эту игру в молодежном лагере «Селигер» в 2007 году. Игрушка понравилась, и они решили устроить лазертаг-соревнования в родном Смоленске. Лишних денег не было, и оружие из экономии собрали сами: купили два корпуса винтовки, впаяли в них электронику и играли с друзьями несколько дней без остановки. Заразившись игрой, братья решили, что на новом увлечении можно заработать, а с первоначальными инвестициями помогли родители: взяли кредит на 120 тыс. рублей. Компания закупила 10 игровых комплектов, организовала в Смоленске лазертаг-игры, и через год братья вернули родителям все деньги. Появились первые клиенты, пожелавшие купить оборудование для игры, к тому моменту братья уже изучили лазертаг от и до и открыли производство игровых винтовок. За семь лет семейная компания обеспечила лазертагом около 1 тыс. клубов в России, достигла оборота в 120 млн рублей в год, но клиентов из-за кризиса становилось все меньше. Тогда основатели компании стали искать иностранных партнеров, и за следующие 3 года бизнес вырос в международную компанию с экспортом в 75 стран мира. В кейсе Inc. — как выйти на мировой рынок с помощью вирусных роликов, инженерного образования и терпения.
Лазертаг
Бластеры-автоматы, стреляющие лазерными лучами, появились в США в 70-х годах XX века — для тренировки солдат и имитации боевых действий в армии. Потом автоматы получили распространение в качестве развлечения «гражданских». В России лазертаг стал набирать популярность в 2010-х годах. Сейчас в стране около 2,5 тыс. лазертаг-клубов, как минимум, 1 тыс. из них использует оборудование компании LASERWAR. По подсчетам компании, объем рынка в России составляет около 300 млн рублей в год, за последние 12 месяцев он вырос на 20%.
Братья-студенты Сергей и Алексей Терещенковы увлеклись игрой в лазертаг десять лет назад. В своем родном Смоленске они сами организовывали соревнования и сдавали оборудование в аренду. Позже братья планировали расширить бизнес и наладить собственное производство винтовок, но ждали, когда появится спрос, — и вот однажды один из клиентов захотел купить игровые винтовки. Этот заказ братья, понадеявшись на свое инженерное образование, собирали сами из чужих комплектующих — и он им обошелся в 30 тыс. рублей убытка. Ребята ошиблись в расчетах себестоимости, а повышать заранее озвученную сумму не решились, — хотели оставить хорошее впечатление. Чтобы снизить издержки впредь, электронику тоже стали паять сами, а не покупать готовую.
Новые заказы приходили через сарафанное радио и интернет (братья создали сайт, группу ВКонтакте), производство наладили прямо в квартире родителей, собирали винтовки на выходных и после работы. Алексей взял на себя сайт компании, занимался продажами и техподдержкой. Братья читали форумы и тематические сайты по программированию ночи напролет.
Клиентов за счет продвижения в соцсетях становилось все больше, в квартире стало тесно, производство перенесли в офис. Братья оформили ООО (до этого Сергей был ИП). В команде появились специалисты — программисты и инженеры, — работать приходили друзья и знакомые. Сейчас в компании 70 сотрудников, которые производят и продают игровое оборудование и помогают другим предпринимателям открывать собственные лазертаг-клубы.
Что и как продает компания LASERWAR
Комплект игрового оборудования, в который входят 10 винтовок AK-12, повязки и другие гаджеты, стоит 210 тыс. рублей. Покупают их в основном действующие лазертаг-клубы. На сайте компании собрано много контента — про то, как открыть и развивать лазертаг-клубы, про стратегии, маркетинг, ценообразование, — с общим названием «Статьи для предпринимателей». Ролики LASERWAR в Youtube типа «Как играть в лазертаг» набрали больше 170 тыс. просмотров и выходят в топ тематического поиска.