Большой город
Урбанист Марио Полезе объясняет, почему, несмотря на пессимистические прогнозы, большие города не теряют своего значения и все продолжают увеличиваться. Этот архивный материал был впервые опубликован в 2011 году.
Информационная революция, твердят нам, разорвет оковы географических границ, и города более не будут иметь никакого значения. Благодаря интернету и постоянно появляющимся новым технологиям можно будет с равным успехом работать как в любом захолустье, так и в Нью-Йорке. Наступит новая постурбанистическая эра, когда креативные и гибкие компании смогут функционировать буквально из любой точки света. Эра больших городов завершится.
Однако ничего подобного не происходит. Большие города продолжают расти. Сегодня в богатых странах уровень урбанизации составляет не меньше 80%. С головокружительной скоростью урбанизируются Китай и Индия: Шанхай и Бомбей соревнуются за звание самой большой метрополии, которая затмила бы Токио с его 33 млн жителей. Почему же города не потеряли своей притягательности, несмотря на новые свободы, которые дают информационные технологии? Экономические преимущества городов не подлежат точному измерению и не одинаковы для всех компаний. Тем не менее они существуют, и описать их можно посредством того, что я называю семью правилами агломерации.
I
Начнем с самого элементарного правила, на которое исторически опирались огромные промышленные экономики больших городов: экономия на масштабе производства. Благодаря этому компаниям выгоднее производить товары на нескольких больших заводах, чем на множестве мелких. А если у вас всего один-два завода, то логично разместить их там, где много рабочей силы, то есть в густонаселенных районах. Эта логика объясняет рост таких крупных промышленных городов, как Детройт в начале XX века. Сегодня же это правило скорее применимо к городам среднего размера: ведь недвижимость в больших городах зачастую стоит слишком дорого, чтобы строить там большие заводы.
II
Однако второе правило — экономия на масштабе в торговле и транспортировке — возвращает компании обратно в большие города. Так же, как большие заводы уменьшают затраты на единицу производства, так и полная загрузка грузовика, самолета или судна сокращает расходы за счет более рациональной доставки товара. А заполнить транспорт обычно легче, если он везет груз в крупный порт, аэропорт или другой распределительный центр. То есть в большую урбанистическую зону.
III
Эту тенденцию усиливает третье правило агломерации — сокращение расходов на транспортировку и связь. Исторически транспортные расходы были препятствием для расширения рынка. Чем радикальнее они снижаются и чем весомее экономия на масштабе производства, тем выше потенциал для его концентрации в одной-двух точках. Генри Форд мог разместить производство автомобилей в Детройте, потому что благодаря асфальтированным и железным дорогам у него была возможность охватить весь американский рынок.