Российские ученые создали ускоренный метод оценки деградации материала для авиации
Ученые кафедры проектирования технологических машин Новосибирского государственного технического университета НЭТИ разработали метод, позволяющий ускоренно и без испытаний с разрушением определить предельное напряженно-деформированное состояние данного материала, применяемого в авиации.
Применение метода позволит бороться с усталостным напряжением материала, вовремя определять, когда он приходит в негодность, тем самым ликвидируя создаваемую опасность
Актуальность проекта обусловлена необходимостью оценки материалов, применяемых в авиации, поскольку анализ всех видов разрушений показывает, что 80—90% преждевременных разрушений связаны с процессами усталости.
Усталость — процесс накопления повреждений материала под действием переменных напряжений, приводящий к деградации свойств, образованию и развитию трещин и разрушению. Из-за усталостного напряжения произошла катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС летом 2009 года — в результате разрушения от усталости шпилек крепления крышки турбины гидроагрегата. Еще одна крупная катастрофа произошла в июне 1998 года на железной дороге: поезд с 287 пассажирами, следовавший из Мюнхена в Гамбург со скоростью 200 км/ч, превратился в груду металла в результате усталостного разрушения бандажа колеса.