Я прошел по краю: оказалось заряженным то оружие, которое не должно было

Караван историйЗнаменитости

Виталий Коваленко: «Самое опасное в моей жизни — это съемки»

«Я буквально прошел по краю. Оказалось заряженным то оружие, которое не должно было... Можно преувеличить, сгустить краски и сказать: «Я бы мог повторить судьбу Алека Болдуина», — но нет, не стану врать. У меня были не боевые патроны, а пиротехнические».

Беседовала Наталья Николайчик

Фото: А. Цветкова/из архива В. Коваленко

Виталий, на вашей страничке в соцсетях забавный снимок — на пешеходном переходе светофор, где написано: «Ждите чуда». Вы верите в чудеса?

— Верю. У меня вся жизнь в ожидании чудес. И они у меня постоянно случаются, впрочем, как и у других людей. Только мы их часто не замечаем. Кстати, умение замечать что-то большее в обстоятельствах, видеть чудо и оценивать его — навык, который дает актерская профессия. Так что она на меня серьезно повлияла.

— А что еще влияло?

— Много чего... Жизнь. Всеми нами движут весьма радикальные обстоятельства, в том числе и трагедии. Системы ошибок. Все это очень травматичное и неприятное. Нас формирует в большей степени нестабильность. Стабильность нас стагнирует.

— Этой самой нестабильности, которая развивает, у вас полно. Вы родились в Казахстане, в Павлодаре, учились в Екатеринбурге, работали в Новосибирске, в Санкт-Петербурге, теперь перебрались в Москву. Служили во многих театрах. Ярко иллюстрирует такую жизнь цитата из ваших соцсетей: «Ищу квартиру в 150-й раз».

— Моя жизнь — это в хорошем смысле цыганщина. Мы всегда хотим чего-то лучшего, как-то развиваться, в том числе и в профессии. Какая-то степень неудовлетворенности возникает не извне, а изнутри. Обновление необходимо. Иногда оно невозможно без переезда. Для меня, пожалуй, самым знаковым был переезд в Санкт-Петербург, это кардинально поменяло мою жизнь.

— Представляете, вы до сих пор могли бы быть прекрасным артистом хорошего новосибирского театра «Красный факел».

— Нет, я бы не смог, потому что это бы мне не дало внутреннего развития. Но самым главным поворотным моментом были не переход из театра в театр или переезд из города в город, а уход из Александринки и мое решение вообще уйти из театра как такового. Это была новая жизнь, театром я не занимался почти два года и думал, что вообще на сцену не вернусь. Работал на радио и в кино. Это время мне нужно было, чтобы остановиться, оглядеться, разочароваться в себе, потом соскучиться по себе прежнему, засомневаться, все ли я сделал правильно, потом на фоне большой тяги к театру снова начать играть в спектаклях. Даже не думал, что вернусь.

— Почему?

— Много моментов. Главный вот какой: театра не существует. Вернее, он существует только здесь и сейчас, когда ты репетируешь и выходишь на сцену. А ушел — и нет ничего, игра окончена. Представьте себе на минутку, что даже огромное количество удачно сыгранных ролей, которые у тебя были, со временем становятся эфемерными, исчезают, уходят — их нет, ничего не остается. Даже сохранившиеся видео или статья критика — это уже не то, в природе спектакля нет.

Виталий Коваленко, Николай Хомерики и Диана Милютина на съемках сериала «Чистые», 2024 год. Фото предоставлено онлайн-кинотеатром WINK

— Я даже спорить с вами не буду. Вы вообще выбрали странную профессию, особенно учитывая время, когда делали этот выбор, семью, в которой росли. Недавно смотрела очень хороший сериал «Мерзлая земля», где вы сыграли отца погибшей девушки, гаишника, который совсем не понимал дочь, ставшую художницей. У вас, по сути, была похожая ситуация: ваш отец служил в милиции и вдруг вы, пацан, в лихие девяностые увлеклись творчеством, стали в игрушки играть и жить воображаемой, а не реальной жизнью. Как вообще случился этот поворот? Как театр вдруг вас захватил и стал судьбой?

— Была цепь событий, которые повлияли на мой выбор. Учился я в школе тяп-ляп, но не от плохого ума, просто отроку было неинтересно и имелись какие-то псевдоспортивные притязания. А после восьмого класса, все-таки больше не из-за учебы, а из-за поведения, меня не хотели брать в девятый. И встал вопрос, куда идти. Я подался в политехнический техникум и практически в него поступил. Мог бы стать техником-технологом холодильных установок. Но на экзаменах один человек меня попросил дать ему что-то списать, и я осознал, что тот очень неблагополучный. Он был из детской колонии и шел по отдельной брони. Что-то во мне екнуло, и я понял: перспектива так себе.

И вот после этого случая мы сидели с моим другом во дворе, чесали головы с модными прическами и думали, что делать. Или, вернее, может даже, и ничего не думали, просто пинали балду. А у меня в то время старший брат занимался в театральной студии. Ее вел Вячеслав Анатольевич Петров, который, к сожалению, ушел от нас несколько лет назад. Для многих людей он стал знаковой личностью, изменившей их жизнь. Был педагогом от Бога, человеком с неугомонной энергией, при этом простым артистом, который ездил по городам и весям и на несколько десятков лет осел в Павлодаре. Он вел театральные кружки в школах, так подрабатывал. И, собственно, в моей школе № 11 тоже вел театральный кружок под названием «Дебют». Мой старший брат ходил туда, играл князя Гвидона, и мы с мальчишками смеялись, когда он из бочки вылезал. В то время было модно форматировать образовательную систему, создавались математические, биологические, литературные классы. И Вячеслав Анатольевич обратился в районную образовательную организацию с предложением в школе, где у него была студия, создать театральный класс. Его идею одобрили. Набор оказался специфическим — пришли только девочки, а мальчики нет, причем ни одного. И брат мне сказал: «Срочно беги туда, тебя возьмут». Мальчиков пришло человек пять. После знакомства с Петровым он сказал нам: «Пойдемте, я познакомлю вас с директором Валентиной Сергеевной». Она увидела нас с моим другом и сказала: «Нет, вот этих двоих я точно не возьму!» Вячеслав Анатольевич ее уговорил. Мы обрадовались, потому что сразу созрел план отучиться первую четверть и перевестись в другой класс — «Е» или «Г». Начали заниматься, совершенно не понимая, чего от нас хотят и что это за ерунда — какие-то актерские этюды.

Многие предметы нам читала профессура, великие люди, среди которых Наум Григорьевич Шафер, литературовед, знаменитый павлодарец, земляк, написавший много трудов по Булгакову. У него была невероятная виниловая фонотека, одна из самых больших в стране и, пожалуй, в мире. Его квартира состояла буквально из одних пластинок, там и мебели-то не было, я не знаю, где они с супругой спали. Он преподавал в пединституте, а нам в школе читал историю театра. Еще нам, школьникам, настоящей шпане, преподавали сценическое движение, актерское мастерство, сценречь. Лучшие вузовские педагоги — историю искусства, античную литературу и так далее — все то, что проходят в театральном институте.

— Восторг!

— Восторг. Это я сейчас понимаю, а тогда дворовым пацанам это все было тяжко и даже невыносимо, мы захотели срочно перевестись. И моего друга взяли в другой класс, а мне поставили условие: либо ты остаешься в театральном классе, либо уходишь из школы вообще. Я горевал, но смирился. У меня не оставалось другого выхода, оказался просто в западне.

— Судьба принудила вас идти в эту сторону.

— Можно сказать и так, судьба меня действительно заставила стать артистом. Я остался, а вокруг оказались совсем другие, новые люди, между которыми были иные взаимоотношения. И сам Вячеслав Анатольевич был человек другого уровня, другой энергии, другого мировоззрения. Он дал нам возможность увидеть себя с нового ракурса. Все было очень непривычно и странно. И, если честно, долгие годы мне вообще не нравилось заниматься этой профессией, выходить на сцену.

Поступать в институт в Санкт-Петербург тоже поехал по инерции — за компанию со своими друзьями. Артистов набирал Фильштинский, я с треском провалился. На второй год все равно снова поступал в театральный, лишь бы быть с друзьями. Я не был заражен театром, но обожал атмосферу и тусовку. На следующий год поступать в Питер не рискнул, поехал в Екатеринбург. Мне неважно было, какой это город, волновало только то, что там буду учиться со своими друзьями.

Олег Савцов и Виталий Коваленко в сериале «Плевако», 2024 год. Фото предоставлено онлайн-кинотеатром Premier

— То есть если бы они пошли в «нефтянку» или на стройку, вы бы двинулись за ними и стали нефтяником или строителем?

— Скорее всего... Только на третьем курсе института, когда я репетировал Астрова в отрывке по «Дяде Ване» Чехова, впервые испытал какое-то удовлетворение от того, что и как я делаю. Если говорить современным языком, почувствовал фан, запах и вкус профессии. И все, пропал... Потом уже хотелось этого же слона, этот кайф поймать. И вот теперь до сих пор я за этим слоном гоняюсь.

— Это правда, что вы хотели стать милиционером?

— Нет, не хотел, но в детстве не исключал такой возможности. Просто мой отец был милиционером, на пенсию он вышел полковником. И у меня перед глазами был достойный пример — я видел, как он уходит на работу, приходит с работы и трудится в почете и уважении. А когда ты живешь в доме милиционера, это все равно жизнь режимная, культивированная.

— Отец был строгим?

— Нет. Мама строже. Она была сдержаннее в силу ментальности и фундаментально строгих правил. От природы очень нежная, но и очень собранная. С внуками она уже позволяет больше нежности.

— Вы же наполовину немец?

— Да, мама у меня немка, фамилия у нее Мецгер. Ее родители Тереза Самуиловна и Самуил Генрихович — из поволжских немцев, дома говорили только по-немецки. И книги у них были немецкие, в том числе и полное собрание сочинений Гете. У бабушки с дедушкой я проводил много времени. Прекрасные детские воспоминания. Они и из садика меня часто забирали, и я ночевал иногда у них. А когда уже стал школьником, чаще стал бывать у бабушки Маруси. Она жила буквально в полутора минутах от школы. Я прибегал к ней после занятий или на большой перемене. Это очень хорошо, когда у детей есть бабушки с дедушками и существует связь поколений. Мне с этим очень повезло, а моим детям в силу удаленности и разобщенности остро не хватает.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Екатерина Гусева: «Чем больше отдаю душевных сил, тем больше получаю солнечной энергии!» Екатерина Гусева: «Чем больше отдаю душевных сил, тем больше получаю солнечной энергии!»

Я чувствую, что наполнена зрительской благодарностью и любовью

Караван историй
«Чёрный бор» «Чёрный бор»

«Чёрный бор» — спорный налог для Новгородского княжества, введенный Калитой

Дилетант
Владимир Грамматиков: «Меня всегда узнавали по маленькой роли в «Осеннем марафоне» Владимир Грамматиков: «Меня всегда узнавали по маленькой роли в «Осеннем марафоне»

Я не делаю ничего против собственного желания, причем уже давно

Караван историй
Москвич, бегущий по лезвию Москвич, бегущий по лезвию

Как два легендарных американских дизайнера спроектировали автомобиль «Москвич»

Правила жизни
Мария Смольникова: Мария Смольникова:

Многие поначалу были просто ошарашены новым театральным языком

Коллекция. Караван историй
Как безопасно провести важный разговор: 7 шагов Как безопасно провести важный разговор: 7 шагов

Что делать с нарушенными обещаниями, обманутыми ожиданиями?

Psychologies
Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...» Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...»

Вот уже много лет рождение кукол стало моим, пожалуй, самым любимым делом...

Караван историй
Без перегрузок Без перегрузок

Как правильно выбрать кружок или секцию для ребенка

Лиза
Жестокость, доказавшая потребность в любви: неэтичный эксперимент XX века о детской привязанности Жестокость, доказавшая потребность в любви: неэтичный эксперимент XX века о детской привязанности

Как Гарри Харлоу доказал значимость эмоциональной связи ребенка с родителями

ТехИнсайдер
6 книг о сексе в современном мире 6 книг о сексе в современном мире

Книги, которые помогут взглянуть на сексуальность с разных точек зрения

Psychologies
7 суровых автодомов, сделанных российскими умельцами 7 суровых автодомов, сделанных российскими умельцами

Российские автодома с суровым вайбом

Maxim
Бить как все Бить как все

Почему важно не бояться получать по лицу и отвечать тем же

Men Today
На авто по автономиям На авто по автономиям

Как увидеть как можно больше этнической самобытности? Садиться за руль!

2Xplore
Полина Luxury Girl: «Не надо выкладывать в дейтинг-сервисы свою фотографию из гаража с гаечным ключом в руках» Полина Luxury Girl: «Не надо выкладывать в дейтинг-сервисы свою фотографию из гаража с гаечным ключом в руках»

Полины Luxury Girl — о сервисах для знакомств и поиске партнера

Maxim
5 способов «застраховаться» от развода 5 способов «застраховаться» от развода

Что необходимо делать супругам, чтобы гарантированно укрепить свой брак?

Psychologies
Иногда «Оно» возвращается Иногда «Оно» возвращается

Возвращение хоррор-хита «Оно приходит за тобой», прославившего Майку Монро

Weekend
На пути к миллиарду: Telegram исполняется 11 лет На пути к миллиарду: Telegram исполняется 11 лет

IT-аналитик Федор Скуратов — об эре Telegram

СНОБ
Морская граница на замке Морская граница на замке

Почему Береговая охрана Пограничной службы ФСБ должна стать резервом для флота

Обозрение армии и флота
Ваш язык может стать ключом к раннему выявлению заболеваний Ваш язык может стать ключом к раннему выявлению заболеваний

Искусственный интеллект может определить ваше состояние по вашему языку

ТехИнсайдер
Заедки, то есть вкусняшки Заедки, то есть вкусняшки

Где рассказывают о русских сладостях — заедках, или верхосытках?

КАНТРИ Русская азбука
Жизнь без слез! Что делать, если постоянно хочется плакать: 10 советов психолога Жизнь без слез! Что делать, если постоянно хочется плакать: 10 советов психолога

Разбираемся в ситуации постоянных слез без причины вместе с психологом

Лиза
Сергей Катырин: Проблема трансграничных платежей по-прежнему актуальна Сергей Катырин: Проблема трансграничных платежей по-прежнему актуальна

Экономика страны напрямую связана с развитием малого и среднего бизнеса

ФедералПресс
Миссия выполнима Миссия выполнима

В песнях ST (Александра Степанова) очень много любви

OK!
Яйца: со Cветлой Пaсхoй! Яйца: со Cветлой Пaсхoй!

Обычай раскрашивать и дарить яйца на Пасху еще более древний, чем сам праздник

КАНТРИ Русская азбука
Исповедь рэп-звезды: как фильм «Телец» показывает взлеты и падения Machine Gun Kelly Исповедь рэп-звезды: как фильм «Телец» показывает взлеты и падения Machine Gun Kelly

«Телец» — тягучая музыкальная история рэпера Колсона Бэйкера

Forbes
«Неизвестное» плато «Неизвестное» плато

«Глаз», «Ступа», «Ромашка» и секреты Вилюйского плато

Наука и жизнь
Врагу не пожелаешь! Вот почему люди впадают в кому: интересные факты Врагу не пожелаешь! Вот почему люди впадают в кому: интересные факты

Кома — одно из самых загадочных и сложных состояний глубокой потери сознания

ТехИнсайдер
Писатель для бедных. 130 лет со дня рождения Михаила Зощенко Писатель для бедных. 130 лет со дня рождения Михаила Зощенко

О творческом пути Михаила Зощенко, его популярности и травле

СНОБ
10 цитат Энди Уорхола, которые научат вас мыслить как художник 10 цитат Энди Уорхола, которые научат вас мыслить как художник

Энди Уорхол — о жизни, творчестве и любви

Psychologies
Любовь наперекор Любовь наперекор

Haval H3 просто обречен на любовь – и плевать на законы физики

ТехИнсайдер
Открыть в приложении