Поступок, который Юрий Беляев не может себе простить

Караван историйЗнаменитости

Юрий Беляев: "Я брезгливый и сварливый. Вообще у меня скверный характер"

Я совершил поступок, который не могу себе простить и, видимо, уже никогда не прощу. Нельзя судиться с учителями. С ними можно поспорить, повздорить, разойтись навсегда.

Беседовала Алла Занимонец

Фото: Ю. Феклистов

рий, мы встретились с вами в кафе в пятидесяти метрах от Театра на Таганке, где прошли тридцать пять лет вашей жизни. И откуда вам пришлось уйти, причем не совсем по собственному желанию. Какие чувства испытываете?

— Никаких. Чувство обиды давно мною не владеет. Спокойно прохожу мимо этого здания, тем более что сейчас здесь совсем другой театр. Жалеть о том, что случилось или не случилось, не стоит. Нет смысла тратить на это жизнь. Мне сильно повезло, потому что застал ту мощную и сильную «Таганку», которую знала вся страна. Я увидел пусть заходящую, но истинную славу этого театра.

Удивляло все! И то, какие толпы стояли у входа, и как люди пытались попасть внутрь через крышу или даже подземные коммуникации. А что происходило на гастролях! Ничего похожего в жизни не видел. Когда оказался в труппе, началась эйфория. То, что я имею отношение к ТАКОМУ театру, вдохновляло, защищало. Незаслуженно пользовался славой «Таганки», еще ничего даже не сделав для театра, для его настоящего и будущего.

Что же касается моего ухода... Это произошло не так, как я себе задумал. Уйти из театра хотел неоднократно. Но постоянно откладывал. Наконец созрел и начал искать подходящий способ. Придумал такой сюжет, при котором театр никак не пострадал бы: однажды в сентябре на сборе труппы не появится артист Беляев. Но все его спектакли будут идти, просто с другими артистами.

Но не получилось. Как-то явился в театр и увидел приказ об увольнении. Не буду скрывать, что это на меня очень сильно подействовало. Я понял, что уход по собственному сценарию уже невозможен, придется уйти по статье — за прогул. Как мне казалось, все это было незаслуженно. Причем уволили сразу, без двух, как положено по закону, предварительных аналогичных проступков. Я растерялся, не понимал, что делать дальше, куда идти, как зарабатывать.

Фотограф Валерий Плотников

А дальше поступило предложение присоединиться к группе артистов и других работников театра, которые также считали, что с ними обошлись несправедливо. Много лет я был председателем профкома и всегда занимал сторону актеров, потому что знал: артист полностью зависим от действий руководителя, администрации. Известно, что не мы выбираем профессию, а она нас. Так вот актерская профессия выбирает людей, нуждающихся в зависимости.

И я встал рядом с уволенными коллегами, проявил, так сказать, цеховую солидарность. Это с одной стороны. Но с другой — я совершил поступок, который не могу себе простить и, видимо, уже никогда не прощу.

Нельзя судиться с учителями. С ними можно поспорить, повздорить, разойтись навсегда. А вот судиться нельзя! Нельзя к человеческим отношениям привлекать машину в лице государства. Как только она становится между людьми, возврат невозможен. Жаль, что однажды я это все-таки сделал.

— Вы подали в суд и выиграли дело. И что дальше?

— Ни на одно заседание я не ходил, заплатил доверенному лицу. Суд выиграл, получил положенную компенсацию — театр выплатил годовую зарплату. Потратил деньги на подарки всем, кто помогал в этом деле. Самих денег уже не хотел. Они мне казались скверными. Не хотел даже держать их в руках и с удовольствием от них избавился. Это никакой не героизм, не бахвальство. Было противно от самого себя, из-за того, что вообще все это сделал.

— А по какой причине вы вынашивали мысль об уходе из прославленной труппы?

— Первые пять лет бегал на репетиции каждый день, сидел и смотрел. Не играя ни-че-го! Не считая выхода в массовых сценах. За тридцать пять лет не получил ни одной главной роли, о чем, конечно же, мечтал. И я застрял в качестве того, кто постоянно выручает театр. Кто-то заболел, запил, не прилетел вовремя, уехал, забыл — Юра Беляев может ввестись на роль. За день, а то и несколько часов выучить текст... Однажды дошло до того, что в срочном вводе в спектакль «Пугачев» по пьесе Сергея Есенина я, не зная текста, кое-что пытался рифмовать своими словами. Говорят, вышло удачно. Но я ничего не помню — от ужаса.

А дальше: кто поедет на зарубежные гастроли? Конечно первый состав. Беляев останется, слова не скажет, а поблагодарит театр за то, что выпала возможность сыграть тех персонажей, о которых и не мечтал. Такой формат меня не удовлетворял. Хотелось развития, интересной работы. Она происходила в театре, но не со мной.

Иллюзии оказались полностью разрушенными. Несмотря на то что Театр на Таганке по-прежнему был для меня самым лучшим на свете. Бывший соученик лет тридцать подряд каждый раз, встречая меня, спрашивал: «Юра, что ты делаешь на «Таганке»? Тебе нужен другой театр. Театр артистов типа Вахтанговского, а не театр одного режиссера».

В моем случае профессия давала и дает заработок, никаким искусством и творчеством я давно не занимаюсь.

Фото: Ю. Феклистов

— Вы пришли в театр в сентябре 1975-го. Помните свой первый рабочий день?

— Конечно! Я оказался на сборе знаменитой труппы, только что вернувшейся со своих первых зарубежных гастролей. И этот сбор был больше похож на скандал с выяснением отношений и взаимными претензиями, которые высказывались некоторыми актерами руководителю театра Юрию Петровичу Любимову. Запомнил общую разрушительную атмосферу и эмоциональный удар.

В тот день случилось еще одно важное событие. В перерыве ко мне подошли Юрий Петрович и Николай Лукьянович Дупак, легендарный директор Театра на Таганке, и сообщили, что сегодня они будут переизбирать председателя профкома:

— Галина Николаевна Власова не может выполнять эти обязанности, она пожилая актриса, ей трудно справляться, а вас, Юрий, нам рекомендовали. Театру нужен молодой и деятельный человек.

— Простите, Юрий Петрович. Я знаю две категории артистов: одни играют, а другие занимаются общественной деятельностью.

Он оторопел:

— Ну что вы, Юрий?! Будете играть, мы поможем. Но поймите, у нас такая сложная ситуация...

Смотрю, стоят передо мной создатель Театра на Таганке и его директор и просят меня, который никто и ничто, войти в их положение...

Не ожидал такого поворота событий. Пришлось согласиться и по сути расплачиваться собой. Какое там творчество, если на столе лежит заявление: «На таком-то спектакле артистка такая-то в темноте набросилась на меня и исцарапала лицо. Играть не смогла, просьба разобраться и наказать».

Или от костюмеров: «Нечестно распределили путевки в санаторий». А я ни сном ни духом! Какие путевки?! Какие еще санатории?! И это не кляузы, а реальность. Не зря же любой театр обзывают банкой с пауками. Где-то это главное занятие, где-то сопутствующее.

— В каком спектакле впервые вышли на сцену?

— В массовке «Десяти дней, которые потрясли мир». Едва в тот день появился в театре, подходит один артист: «О! Новенький! Пойдем отметим». Помню, меня тут же подставили, все смеялись. Но и я быстро понял: именно здесь обучают актерству. Мне повезло: выходил на сцену с лучшими актерами театра. Все иллюзии, все мое величие предыдущих лет — пока четыре года учился в Щукинском — испарились, рассыпались в прах. Все заново, ничего не годится.

Свой первый текст произнес в спектакле «Жизнь Галилея» будучи партнером Высоцкого. У меня было буквально две реплики — в самом начале.

— Вокруг Высоцкого до сих пор ходит невероятное количество слухов. Так и непонятно, кто был его другом, а кто «и не друг, и не враг, а так... »

— Странное у меня к нему было отношение — без фанатизма, любви и привязанности. Хотя некоторые песни так и остались любимыми, но только некоторые... Я не был с ним близко знаком, но имел возможность наблюдать, как он дружит с коллегами. Например с Ваней Дыховичным, Валерой Золотухиным, Ваней Бортником и Севой Абдуловым. Всеволода я хорошо знал и глядя на него, всякий раз думал: возможно это единственный человек, который оставался верным другом Высоцкого.

— Юрий, вы не рассказали, как попали в труппу.

— Этого вообще не должно было произойти. Ни один московский театр меня не взял на работу. Была устная договоренность с кем-то из Областного театра имени Островского (сейчас Губернский) о том, что получу приглашение.

Когда окончил училище, мне было под тридцать. На курсе я был самым старым студентом. Кому нужен артист такого возраста? Все это я прекрасно понимал и в отчаянном положении ходил с однокурсниками, помогал показываться. Например с Леной Кореневой, Катей Граббе. Все ребята получили распределение или предложения, а я так и оставался без работы.

Никто мной не заинтересовался, нигде не ответили. Впереди — сплошная неопределенность. А я уже не мог уехать из Москвы: складывалась семья, жена москвичка. В этот самый момент случайная встреча все изменила.

Зашел в училище и столкнулся в коридоре с Адой Владимировной Брискиндовой. Она была моим любимым педагогом, преподавала французский язык и манеры. Легендарный человек! Представитель другой эпохи, иной культуры, воспитания, интеллигентности, корректности, человеческой и женской красоты. Невысокая, худенькая... Даже своим присутствием она сильно на меня влияла.

Ада Владимировна знала о моей дружбе с Сашей Кайдановским, казалось, что ко мне она относится несколько иначе, чем к однокурсникам. Так вот... Держа мундштук с сигаретой в одной руке и миниатюрную пепельницу в другой, Брискиндова куда-то шла. Ах, как она красиво курила! Единственный человек в моей жизни, который был прекрасен с сигаретой.

«Как дела, Юрий? — спросила. Не нашелся, что ответить, но, видимо, на моем лице все было написано. — Поняла... Позвони мне завтра». И на следующий день огорошила по телефону: «Тебя ждет Юрий Петрович Любимов».

Прихожу на «Таганку» и вижу перед собой человека с лицом асфальтового цвета. Театр тогда был на грани уничтожения, решалась его судьба. Как позже узнал, Любимов все больше времени проводил на даче своего друга академика Петра Леонидовича Капицы рядом с «вертушкой» и ждал звонка из Кремля. То есть появился я в самый «удачный» момент...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ян и Елизавета Цапник: «В нашем доме никакие темы не замалчиваются» Ян и Елизавета Цапник: «В нашем доме никакие темы не замалчиваются»

Мне главное, чтобы Лизочка была счастлива

Караван историй
Картбланш для «слуги народа»: как Зеленский реализовал в жизни сценарий из сериала и что это значит для Кремля Картбланш для «слуги народа»: как Зеленский реализовал в жизни сценарий из сериала и что это значит для Кремля

Такими возможностями не располагал еще ни один президент Украины

Forbes
Марина Зудина: Марина Зудина:

С Олегом Павловичем я ощущала себя абсолютно защищенной

Караван историй
Все о Лашане Линч — новом агенте 007 Все о Лашане Линч — новом агенте 007

Что известно о британской актрисе, уже вошедшей в историю кино

Vogue
Светлана Захарова. Крепкий орешек Светлана Захарова. Крепкий орешек

Интервью с балериной Светланой Захаровой

Караван историй
6 главных причин споров, из-за которых молодожены ссорятся в первый год брака 6 главных причин споров, из-за которых молодожены ссорятся в первый год брака

Главные причины споров в первый год брака и способы их решения

Playboy
Метод Эмили Уотсон Метод Эмили Уотсон

Никто не подозревал, что «Чернобыль» станет гвоздем нынешнего телесезона

Караван историй
Что творится в российском лесу Что творится в российском лесу

Цикл «Сноба» о реальных и мнимых проблемах лесов России

СНОБ
Ослики и оптимисты Ослики и оптимисты

Как пандемия меняет убеждения

Огонёк
Гляжу в тебя, как в зеркало: новый «Король Лев» оказался бледной тенью оригинала Гляжу в тебя, как в зеркало: новый «Король Лев» оказался бледной тенью оригинала

Рассказываем, как студия Disney зарабатывает на чувстве ностальгии

Playboy
Александр Велединский. Что-то необъяснимо загадочное происходит в нашем мире Александр Велединский. Что-то необъяснимо загадочное происходит в нашем мире

Интервью с Александром Велединским

Коллекция. Караван историй
Оденься как звезда на самый громкий опен-эйр года Оденься как звезда на самый громкий опен-эйр года

27 июля в московских «Лужниках» состоится опен-эйр Europa Plus Live

Cosmopolitan
Алена Свиридова: «Жажду смерти на сцене!» Алена Свиридова: «Жажду смерти на сцене!»

Певица призналась в коварстве и объяснила, почему мужчинам стоит ее побаиваться

StarHit
О чем важно знать, если ваш близкий пережил серьезную психическую травму О чем важно знать, если ваш близкий пережил серьезную психическую травму

Как протянуть любимому человеку руку помощи

Psychologies
Станет ли инстаграм без лайков более «здоровым» Станет ли инстаграм без лайков более «здоровым»

Руководство инстаграма намеревается спрятать количество лайков от пользователей

Vogue
Как часы могут быть медленными или быстрыми? Как часы могут быть медленными или быстрыми?

Когда речь заходит о точности часов, все говорят об их скорости

GQ
Вселенная вибрирующих струн. Как выглядит подлинная реальность с точки зрения физика-теоретика Вселенная вибрирующих струн. Как выглядит подлинная реальность с точки зрения физика-теоретика

В МГУ начал работу Институт теоретической и математической физики

Русский репортер
Доверяй, но проверяй Доверяй, но проверяй

Как правильно выстраивать отношения с дочерью-подростком?

Лиза
Как перестать злиться на бывшего Как перестать злиться на бывшего

Как же отпустить гнев?

Psychologies
«Пора покупать машины поменьше». Осенью парковки станут короче «Пора покупать машины поменьше». Осенью парковки станут короче

Сделать места для парковки короче и уже по всей России позволят новые стандарты

РБК
Толчок к дружбе: как новый кризис в отношениях России и Грузии может решить давние проблемы Толчок к дружбе: как новый кризис в отношениях России и Грузии может решить давние проблемы

Российско-грузинские отношения проходят очередной тест на прочность

Forbes
Дженнифер Лопес в сексуальном «наряде греческой богини» отпраздновала юбилей Дженнифер Лопес в сексуальном «наряде греческой богини» отпраздновала юбилей

50-летняя Дженнифер Лопес устроила «вечеринку века»

Cosmopolitan
Почему магазины на диване все еще существуют и приносят сумасшедшую прибыль? Почему магазины на диване все еще существуют и приносят сумасшедшую прибыль?

GQ разобрался, почему люди по-прежнему верят в магию чудо-швабр

GQ
На недельку, до второго... На недельку, до второго...

Финская Коувола расположена всего в 100 км от российской границы

Лиза
Рецензия: латиноамериканская драма «Паулина», получившая приз Каннского кинофестиваля Рецензия: латиноамериканская драма «Паулина», получившая приз Каннского кинофестиваля

О фильме «Паулина», найденной нами на фестивале Golden Apricot в Ереване

Esquire
Как носить шлепанцы, чтобы не вызывать отвращение у женщин (и у других мужчин) Как носить шлепанцы, чтобы не вызывать отвращение у женщин (и у других мужчин)

Как нужно носить мужскую открытую обувь так, чтобы было комфортно и легко

Playboy
Как пережить разрыв с девушкой за 24 часа (или даже быстрее) Как пережить разрыв с девушкой за 24 часа (или даже быстрее)

После разрыва лучше глубоко вздохнуть, выдохнуть и... взять себя в руки

Playboy
Учим ребенка говорить правильно Учим ребенка говорить правильно

Советы, как построить занятия с ребенком в игровой форме

Psychologies
Глава ЦБ отказалась разрешить всем подряд покупать акции Apple и Google Глава ЦБ отказалась разрешить всем подряд покупать акции Apple и Google

Брокеры попросили регулятор разрешить инвесторам покупать иностранные акции

Forbes
Кольцо всевластия Кольцо всевластия

Мало кому приходило в голову менять дизайн обручального кольца после помолвки

StarHit
Открыть в приложении