День в истории: 22 июня 1941 года. День, когда вторжение немцев застало советскую армию врасплох
В историографии существует версия, что ослабленная репрессиями советская разведка не располагала данными о планах Германии напасть на Советский Союз, и в результате советское руководство не смогло подготовиться к вторжению немцев 22 июня 1941 года. Но это не так: сведения были, и ближе к началу войны они стали достаточно точными, чтобы советское руководство предприняло меры и отдало приказ привести войска приграничных округов в полную боевую готовность. Попробуем разобраться, почему этого не произошло.
Разведданные о нападении немецкой армии поступали руководству СССР с конца 1940 года. Безусловно, в части докладов были и неточности, и противоречия, и даже дезинформация. Но ближе к началу войны, за два-три месяца до вторжения, руководство СССР располагало достоверными данными о подготовке Германии к нападению, однако продолжало относиться к ним с недоверием.
Первые разведданные о предполагаемом начале наступления гитлеровских войск появились уже в начале июня. Вот что пишет в своих воспоминаниях (были рассекречены в 2018 году. — Esquire) замначальника разведывательного отдела штаба Прибалтийского округа генерал-лейтенанта Кузьмы Деревянко:
"Данные о времени начала военных действий со стороны гитлеровской Германии, начали поступать в штаб округа по крайней мере в первых числах июня. В последнюю предвоенную неделю эти сведения поступали почти ежедневно, причем за три-четыре дня в них указывалось довольно точно не только о дне, но и о вероятном часе военных действий. Все эти сведения вне очереди докладывались разведотделом начальнику штаба округа и доносились в разведуправление шифром".
Если разведка может ошибаться, то в любой крупной войне имеются нескрываемые признаки — например, выезд дипломатов из страны, которую предположительно могут атаковать. Сообщения об этом советское руководство получало — и неоднократно.
«N 34 Записка Наркома Госбезопасности СССР В.Н. Меркулова И.В. Сталину, В.М. Молотову и Л.П. Берия о выезде в Германию сотрудников германского посольства и членов их семей"
N 1633/М 14 мая 1941 г. Совершенно секретно
"НККБ СССР сообщает, что начиная со второй половины апреля с. г. ряд сотрудников германского посольства отправляет из СССР в Германию членов своих семей и особо ценные вещи.
[Длинный список выехавших сотрудников. — Esquire]
Запрошены визы на выезд Шривер — атташе германского посольства в Ленинграде и жены консула Динстман.
По тем же данным, по указанию германского посла фон дер Шуленбург закуплены и доставлены к нему в особняк доски для упаковки; часть ценных ковров и серебряных вещей уже упакована в ящики».