Разговор актрисы Юлии Хлыниной с народным артистом Алексеем Гусковым

Караван историйЗнаменитости

Юлия Хлынина и Алексей Гуськов. Разговор по душам

Режим самоизоляции многое изменил в привычной жизни. Актриса Юлия Хлынина примерила на себя роль интервьюера — не выходя из дома вела прямые эфиры, на которые приглашала коллег. Одним из героев стал ее педагог в Школе-студии МХАТ народный артист Алексей Гуськов.

Записала Алла Занимонец

Юлия: Алексей Геннадьевич, я поражена, что вы так ловко управляетесь с новыми интернет-возможностями. Легко вышли в прямой эфир, быстро подключились.

Алексей: А почему ты поражена? Все эти «зумы», прямые эфиры в соцсетях — приметы времени. С ними либо дружишь, либо отвергаешь, я предпочитаю первое. И стараюсь соответствовать. Слежу за тем, как меняются формы общения. Потому что даже если отрицаешь, они все равно существуют, только без тебя. Конечно, живое общение — самое лучшее. Но даже когда оно происходит через экран, ничего страшного. Хорошо, что вообще есть. К тому же это экономит время. Люди сетуют, что жизнь проносится как одно мгновение... Тогда лучше его не растрачивать.

В 1986 году, когда я служил в Театре на Бронной, к нам приехал ставить спектакль югославский режиссер, проживающий в Америке. Три репетиции подряд мы никак не могли начать вовремя, постоянно кто-то опаздывал: «Ой, простите, пробки...»

На четвертую он сам пришел позже на час десять — показал, как нехорошо заставлять себя ждать. Сказал: «Если в Москве пробки и вы не в состоянии попасть вовремя на репетицию, то, — тут он закричал во весь голос: — Выезжайте из дома раньше!»

Это были мои первые уроки пунктуальности: не надо жрать чужое время.

Юля, твой курс выпустился из Школы-студии МХАТ в 2013 году. Прошло семь лет! А по моему ощущению будто вчера.

Юлия: Алексей Геннадьевич, у меня другое ощущение времени — будто прожила с тех пор несколько жизней. Помню, вы к нам пришли преподавать на второй год обучения. О вас ходила легенда, что не любите работать с «зелеными» студийцами, делающими в профессии первые шаги. На экзаменационных показах первого курса, где мы без слов изображали предметы, кошечек-собачек, вы смотрели на наше актерство с ироничным прищуром, будто бы выжидая. А вот когда мы заговорили и стали выдавать что-то более внятное и интересное: этюды, самостоятельные отрывки — то уже согласились преподавать. Мы не единственный курс, с кем вы так поступали? Это особенность вашей методики?

Алексей: Справедливости ради скажу, что я был скорее свадебным генералом. Потому что ответственность за вас лежала на мастере и руководителе вашего курса Константине Аркадьевиче Райкине.

Юль, ты ведь помнишь своего однокурсника Мишу Тройника? (актер «Гоголь-центра». — Прим. ред.). Он, как и я сам сорок лет назад, пришел в Школу-студию из Бауманского . Тоже с четвертого курса. И точно как я абсолютно ничего не понимал в этих самых «кошечках-собачках», с которых начинают все студенты театральных институтов. Он разгонялся с криком «В атаку!» — и ударялся лицом в стену. Такое было оригинальное понимание театра. Человек взрослый, уже проходил сопромат, высшую математику, а тут — играть зверушку... Мише требовалось время, чтобы стереть память и с чистого листа сознания начать все заново.

Для меня самого учиться на актерском первое время было пыткой. Ничего не мог придумать толковее, чем изображая птицу, представлять, будто наливаю себе стакан. Взмах руками и — застываю в сложной позе под названием «Налил!».

Я не был обласкан своим мастером — Виктором Карловичем Монюковым. Среди его учеников были Лев Дуров, Олег Борисов, Николай Караченцов, Евгений Киндинов. И поскольку я чувствовал, что не вхожу в так называемую элиту, когда мастер замечает именно тебя, мучился, расстраивался, искал.

Волшебство началось, когда к нам пришел преподавать Евгений Александрович Евстигнеев. Все, что я потом передавал вам, — оттуда. Евстигнеев никогда не разбирал поведенческие вещи, не давил, но он вселял в нас веру, подходил к каждому студенту как-то по-особенному. И раз и навсегда приучил любить партнера. Когда тот попадает в роль, когда она получается, подойди и поздравь! Вроде очевидно как азбука. И сразу все вставало на свои места.

Ты права, я действительно люблю работать с теми, кто осознанно идет в профессию, кто к ней пригоден. Потому что первый год обучения в театральном — время определения: правильно ли ты выбрал путь, можешь ли, хочешь ли? И всегда жаль напрасно тратить силы. Но коли берусь, то уже не отпускаю. Учил я студентов, в строгом смысле этого слова, только первые два года из двенадцати лет преподавания. А потом это уже было скорее партнерство, совместная работа. Помнишь, как спрашивал тебя и других ребят: «А эта ситуация, текст, сама роль — что для тебя?» Я мог бы и сам объяснить, но это было бы через призму опыта актера Гуськова. А мне хочется, чтобы молодые сами находили свой путь.

Расскажу показательную историю из 2001 года. Мы со студентами ставили отрывок из «Чайки». На сцене — Аркадина и Треплев. «Мама, перемени мне повязку, ты это хорошо делаешь...» — говорит сын, а дальше все заканчивается скандалом между ними.

Отрывок играла девушка, которой пришлось все подробно объяснить и разложить по полочкам, и нервный парень, бывший тогда на грани отчисления. Сейчас он актер, очень хорошо работает.

Так вот, случайно реквизит — бинты и ножницы — положили не на тот подоконник, дальше, чем следует. А это трагедия, потому что можно выпасть из ритма текста.

Героиня не успевает сходить за ножницами, нервничает, и я, сидя в зале, вижу, как продолжая играть, она приматывает к голове Треплева его собственную руку. Сижу рядом с Олегом Павловичем Табаковым и в ужасе думаю: все, сейчас провалюсь от стыда. Как ребята выпутаются? Это же не комедия.

— Людям неталантливым, но с претензиями, ничего больше не остается, как порицать настоящие таланты, — говорит Аркадина.

Парень выдергивает руку, повязка спадает ему на глаза, но он, не смущаясь, продолжает:

— Я талантливее вас всех!

Олег Павлович — великий педагог. Обычно он создавал студентам условия, приближенные к жизни, типа «увлечете зрителя или нет?». Например во время показа мог есть орешки или доставал мобильный. И тут вдруг он прекратил жевать, развернулся всем корпусом к сцене и начал с интересом смотреть. Когда ребята сыграли, Табаков показал мне два поднятых вверх больших пальца. А дальше на заседании кафедры с обсуждением, как мои студенты сыграли, заметил:

— Я много видел постановок «Чайки», но такое решение этой сцены наблюдаю впервые.

— Олег Павлович, врать не стану, это чистой воды случайность, — признался я.

В тот раз окончательно понял: в актерстве нет никаких канонов, когда раз и навсегда. Система координат? Да, но только не застывшая догма.

Теперь, Юль, хочу тебя спросить как актрису, работающую и в кино, и в театре: сериалы победили полнометражные фильмы?

Юлия: По моим сегодняшним ощущениям — да. Объясню, почему так считаю. Зрителю важен комфорт. Как бы мы ни стремились к глубокому подходу, авторскому высказыванию, современному человеку удобнее смотреть кино там, где он находится. Например дома на диване, в поездке или в перерыве между институтскими парами. Открыл серию, на которой остановился, и снова втянулся в сюжет. А купить билет, поехать в кинотеатр, сесть рядом с незнакомыми людьми и терпеть хруст попкорна или чужой кашель не всем нравится. Хотя в кинотеатрах есть свое обаяние, но они уходят в прошлое. Во время самоизоляции некоторые премьеры полнометражных фильмов происходили в Интернете, чтобы не откладывать прокат на осень.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Екатерина Климова: «Счастье — никуда не мчаться, никому ничего не доказывать» Екатерина Климова: «Счастье — никуда не мчаться, никому ничего не доказывать»

Чувствую, необходимо остановиться. Хотя бы чтобы представить свое будущее

Караван историй
Жить одним мгновением. Как одна неудачная операция открыла ученым механизмы нашей памяти Жить одним мгновением. Как одна неудачная операция открыла ученым механизмы нашей памяти

Отрывок из книги «Это мой конёк»

Forbes
Александр Збруев: Александр Збруев:

Александр Збруев знает, наверное, что такое счастье

Караван историй
Да здравствует королева! 6 ярких дрэг-квин, чьему стилю можно позавидовать Да здравствует королева! 6 ярких дрэг-квин, чьему стилю можно позавидовать

Еще каких-то 10 лет назад дрэг-квин были редкими гостями на телевидении

Cosmopolitan
Саша Савельева: Саша Савельева:

Саша Савельева — о своей самоизоляции, материнстве и отношениях с мужем

Караван историй
Фильмы про мистику на основе реальных событий: 15 загадочных картин Фильмы про мистику на основе реальных событий: 15 загадочных картин

Истина где-то рядом?

Playboy
Атомный шпионаж Атомный шпионаж

Манхэттенскому проект и шпионаж

Дилетант
7 шагов от «ненавижу» к «люблю» 7 шагов от «ненавижу» к «люблю»

Часто любовь и ненависть — стороны одной медали

Psychologies
Семь советов, чтобы похудеть к Новому году Семь советов, чтобы похудеть к Новому году

Как легко похудеть на 5-6 килограмм?

Здоровье
Дети — это слишком? Дети — это слишком?

Что делать, если твой мужчина категорически не хочет детей

Лиза
Сальвадор Дали. Затворник Сальвадор Дали. Затворник

Иногда он закрывал глаза и шествовал по своему легендарному дворцу

Караван историй
Найден способ точного определения подлинности и чистоты алмазов Найден способ точного определения подлинности и чистоты алмазов

Уникальная методика анализа алмазов

Популярная механика
Население Земли начнет снижаться с 2050 года Население Земли начнет снижаться с 2050 года

После 2050 года население Земли пойдет на спад

Популярная механика
Зачем миллионер Фабрис Гринда регулярно пишет себе письма Зачем миллионер Фабрис Гринда регулярно пишет себе письма

Как принимать самые важные в жизни решения

Reminder
12 фактов о Петре Яне — новом чемпионе UFC из России 12 фактов о Петре Яне — новом чемпионе UFC из России

Все, что ты хотел знать о новом российском чемпионе UFC Петре Яне

Maxim
Больше крема — лучше? 10 самых распространенных ошибок в уходе за кожей Больше крема — лучше? 10 самых распространенных ошибок в уходе за кожей

Ломаем стереотипы в уходе за кожей

Cosmopolitan
«Это провал тактики Кремля»: чего ждать после субботней акции протеста в Хабаровске «Это провал тактики Кремля»: чего ждать после субботней акции протеста в Хабаровске

Власти оказались в непростой, но не безвыходной ситуации

Forbes
От От

В иные времена приборная доска была способом самовыражения дизайнеров

Популярная механика
В чем состоит польза поиска НЛО В чем состоит польза поиска НЛО

Поиск инопланетян может привести к технологическим прорывам

Популярная механика
5 настолок по мотивам популярных видеоигр 5 настолок по мотивам популярных видеоигр

Предлагаем столкнуться с противником лицом к лицу с помощью настольных игр

CHIP
Животные оказались действительно способны предсказывать землетрясения Животные оказались действительно способны предсказывать землетрясения

Ученые смогли доказать наличие у животных «шестого чувства» на землетрясения

Популярная механика
Связь серпинов с биливердином подарила лягушкам сине-зеленый окрас Связь серпинов с биливердином подарила лягушкам сине-зеленый окрас

Серпины меняют спектр отражения биливердина в теле лягушек

N+1
Дублер для кандидата Дублер для кандидата

Кто может стать напарницей Джо Байдена?

Огонёк
Уиллем Дефо — актер, который ничего не боится и не оглядывается назад Уиллем Дефо — актер, который ничего не боится и не оглядывается назад

Как Уиллем Дефо сыграл Ван Гога и почему он не перечитывает свои дневники

Esquire
#пронауку: 8 аргументов в пользу веганства #пронауку: 8 аргументов в пользу веганства

Разбираемся, почему люди активно переходят на растительный рацион

РБК
За что мы любим Ричарда Гира? За что мы любим Ричарда Гира?

Ричард Гир сыграл главную роль в мини-сериале «МатьОтецСын»

Cosmopolitan
Забери себе слова. Как говорить о сексе Забери себе слова. Как говорить о сексе

Как услышать партнера и почему нужны стоп-слова?

СНОБ
Старые матери-коловратки дали жизнь слабым дочерям Старые матери-коловратки дали жизнь слабым дочерям

Возраст матери-коловратки отрицательно сказывается на потомстве

N+1
Карен Газарян: Особенности национального харассмента Карен Газарян: Особенности национального харассмента

Почему в России харассмент стал инструментом для сведения личных счетов

СНОБ
«Омоложивающие» стрижки и окрашивания: как подобрать себе прическу — гид «Омоложивающие» стрижки и окрашивания: как подобрать себе прическу — гид

Отличный способ выглядеть свежо – скорректировать овал лица с помощью прически

Cosmopolitan
Открыть в приложении