Как жить в мире, где все отвлекает, или почему пожарные машины красного цвета
Из книги профессора когнитивной психологии в Утрехтском университете Стефана ван дер Стихеля вы узнаете, как работает наше внимание, почему нам бывает тяжело сосредоточиться на главном и почему мы не замечаем очевидного
Со всех сторон на нас льется поток информации, из которого мы выделяем то, что — как мы считаем — для нас важно. Маркетологи, веб-дизайнеры и другие «архитекторы внимания» стараются заинтересовать нас, используя огромные рекламные щиты, мигающие баннеры и иконки, на которые хочется кликнуть. И нередко им удается отвлечь наше внимание от того, чем мы действительно собирались заняться. С разрешения издательства «Питер» Forbes Life публикует отрывок из книги «Фокусы внимания. Как жить в мире, где все отвлекает», где автор рассказывает о том, почему красный цвет для пожарных машин — далеко не лучший вариант.
Станция Лэдброк-Гроув расположена в Западном Лондоне и входит в Большую западную железнодорожную магистраль — важную железнодорожную ветку, соединяющую станцию Паддингтон с Восточной Англией и Южным Уэльсом. 5 октября 1999 года примерно в 8 часов утра со станции Паддингтон отправился поезд. Перед Лэдброк-Гроув он должен был остановиться на красный сигнал светофора, чтобы пропустить другой состав. Но машинист продолжил движение на полной скорости, и поезда столкнулись лоб в лоб. У встречного поезда взорвался дизельный бак, и взрывом уничтожило несколько вагонов. В катастрофе погиб 31 человек, 258 — пострадали.
Эта трагедия напоминает историю с дорожным барьером в тоннеле Куна. В обоих случаях речь идет о незамеченном визуальном сигнале, но на самом деле ситуации очень разные. Заграждение в тоннеле было неожиданным для участников дорожного движения, и водители оказывались попросту не готовы встретить его посреди автобана. Совсем другое дело — красный сигнал светофора. Ведь, в конце концов, одна из важнейших задач машиниста состоит именно в том, чтобы следить за сигнальными огнями и правильно их интерпретировать.
К сожалению, машинист не выжил в той катастрофе, поэтому мы никогда не узнаем настоящую причину трагедии. Но вероятнее всего, она произошла именно из-за ошибочной интерпретации сигнала: машинист решил, что может продолжать движение и не остановился. Но как он мог совершить такую ошибку? Красный сигнал, горящий для управляемого им поезда, находился непосредственно над рельсами в ряду из четырех других огней, предназначенных для соседних путей. В тот момент все сигналы маршрутного светофора были красными, то есть катастрофа произошла не из-за того, что машинист не туда посмотрел.
Значит, причина в чем-то другом. Возможно, она была связана с видимостью. В тот октябрьский день стояла прекрасная погода, и солнце светило со стороны хвоста состава. Несмотря на то что светофор работал, как и в любой другой день, яркое солнце могло помешать машинисту определить, загорелся красный или нет. Большинству из нас знакомо, как трудно бывает в погожий день понять, работают ли сигнальные огни автомобиля. При ярком солнечном свете контраст между окружающими предметами существенно снижается по сравнению с темным временем суток.
Ситуацию еще больше осложняла конструкция светофора, устроенного таким образом, что желтые огни гасли, когда красные загорались. Однако низкое октябрьское солнце могло отразиться в желтых лампах и помешать машинисту определить цвет сигнала. Кроме того, помехой мог стать и висевший над рельсами трансформатор.
Примечательно, что на данном участке пути это был уже не первый случай, когда поезд проехал на красный свет. На протяжении шести лет до описанной трагедии машинисты совершали эту ошибку не менее восьми раз.
Они точно так же должны были остановиться на светофоре SN109, но продолжили движение. Железнодорожная компания знала об этих случаях, но не приняла никаких мер, чтобы исправить ситуацию. Толкового инструктажа и практической тренировки на самых опасных участках маршрута было бы достаточно для предотвращения катастрофы. Злополучный машинист закончил свое обучение всего за 13 дней до аварии, и оно не включало в себя инструктажа по сигналам, которые есть риск не заметить.
Если красный сигнал светофора сегодня виден хорошо, а завтра вдруг оказывается абсолютно незаметен, то во многом это связано с тем местом, где светофор установлен. Нужно подробнее остановиться на том, что значит «виден». Мы изучаем окружающие нас объекты при помощи глаз. Двигая ими, мы фокусируем центр зрачка — фовеолярную зону — на объекте, который хотим рассмотреть. Фовеолярная зона — это часть глаза, наиболее восприимчивая к деталям. Но это не означает, что все, на что мы направляем взгляд, становится видимым. Маленькие буквы в конце договора часто бывают совершенно нечитабельными, даже если вы изо всех сил напрягаете зрение. Детали должны быть достаточно крупными. Например, с определенного расстояния уже становится трудно распознавать отдельные буквы в этой книге.