В его присутствии мне хотелось быть умнее. Не хохотать без особой причины

Караван историйЗнаменитости

Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически»

Журнал публикует интервью известной актрисы, жены и верной соратницы Леонида Гайдая Нины Гребешковой, которая недавно ушла из жизни. Без преувеличения можно сказать — ушла эпоха. Но мы знаем, созданные ею роли еще долго, очень долго будут радовать зрителя. «У тебя там не закрытый... а открытый перелом!» Все же мы это помним, да?

Записала Анжелика Пахомова.

Фото: киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

Наташа Селезнева, прославившаяся в фильмах моего мужа, говорит: «У каждой актрисы должен быть свой Гайдай». Но ведь я актриса, и у меня был свой Гайдай — а что толку? Уж как я просила Лёню дать мне сыграть домоуправа в «Бриллиантовой руке». Ведь это абсолютно моя роль!

— Нет, Нинок, ты будешь играть жену Горбункова.

— Я не хочу жену! Это не персонаж, а какая-то бледно-розовая пастила. Я хочу домоуправа!

— Нет, Нинок, ты не потянешь на домоуправа. Тут нужна бандерша! Ну мелковата ты, понимаешь...

Юрий Никулин и Нина Гребешкова в фильме «Бриллиантовая рука», 1968 год. Фото: киноконцерн «Мосфильм»

Вот с такой же примерно интонацией он в другой раз сказал мне: «Нинок, ты должна понять, ты некрасивая...» Это мне, своей жене, которую он очень любил. Но речь шла о том, где я могу сниматься, а где нет. А в этих вопросах Гайдай был неимоверно придирчив. Понравиться ему в качестве актрисы было до того трудно, что я иной раз и сама отказывалась что-то у него сыграть — от греха подальше. Говорила: «Я драматическая актриса, возьми лучше комедийную, их полно». Но на самом деле меня просто страшила необходимость соответствовать тому фильму, который заранее существовал у Гайдая в голове...

Золотая медаль от Бондарчука

Помню, Лёню еще никто не знал, он был начинающим режиссером, делавшим первые шаги. И поехали мы с ним к его родителям в Иркутск. По вечерам муж все что-то писал. Потом говорит: «Нинок, я закончил сценарий. Хочешь, почитаю? Бежит собака — два метра. За ней человек — полтора метра. Бегут в обратную сторону — четыре метра. Прыгают через забор — метр. Правда смешно?» Он-то все это видит, а для меня — полная абракадабра. Но Лёня уже все решил: «Собирайся, завтра едем в Москву подавать заявку на фильм». И вот через два дня мы в Москве, и Лёня идет к всесильному на «Мосфильме» Ивану Александровичу Пырьеву. Тот читает: «Два метра, три метра...» Идею, конечно, не понимает. Но к Лёне Иван Александрович всегда относился хорошо. И потому покряхтел-покряхтел, но сказал: «Иди, тебе дадут пленку. Но только группы я не дам! Сам уговаривай кого сможешь». Так появился фильм «Пес Барбос и необычный кросс».

Леонид Гайдай, 50-е годы. Фото: Алексей Абельцев/из архива Н. Гребешковой

А вскоре был знаменитый Московский кинофестиваль. И в последний день в программе короткометражек показали «Пса Барбоса». Нас с Гайдаем на закрытие фестиваля не позвали, и мы не знали, какой ажиотаж вызвал этот показ. А на следующее утро в восемь часов — звонок в дверь: «Открывайте, это я, Сергей». Бондарчук. Он прошел на кухню и достал из сумки тарелку. Обычную тарелку, на которой красками был нарисован пес Барбос с золотой медалью на шее. Бондарчук говорит:

— Лёня, это тебе первая золотая медаль — лично от меня.

Я удивилась:

— А почему на тарелке?

— Я подумал, что такой подарок на всю жизнь останется. И украл у Ирки тарелку.

Оказывается, поздно вечером, вернувшись с закрытия фестиваля, Бондарчук взял дома тарелку и отвез к своему приятелю-художнику, который к утру выполнил его заказ...

После этой короткометражки наша жизнь круто изменилась. Художественный совет постановил: необходимо продолжение «Барбоса». И Лёня снял «Самогонщиков». Славу, свалившуюся на Никулина, Вицина и Моргунова, трудно описать. И в этом немалая заслуга Лёни. Ведь это позже Никулина стали снимать Рязанов, Герман, Тарковский, Быков. А до Гайдая Юра в кино снимался в эпизодах — все-таки больше его воспринимали как знаменитого циркового артиста. А Вицина — как театрального актера, причем, как нам казалось, не слишком востребованного. Что же касается Моргунова, то он вообще был «рожден» Гайдаем... Троица сразу стала гастролировать по стране, причем собирала стадионы. А Лёня сделался, наверное, самым востребованным режиссером «Мосфильма». Он еще только заканчивал картину, как ему уже звонили:

— Мы вас включили в план на следующий год.

— Но я еще монтирую! У меня нет никакого нового сценария на примете, и сейчас мне некогда об этом думать.

— О, это неважно. Не беспокойтесь! А сценарий рано или поздно появится.

Однажды муж своими глазами увидел этот план и свою фамилию рядом с названием фильма «Письменный стол». Ни о каком «Столе» Лёня никогда не слышал. Кинулся выяснять. Ему объяснили: «Название условное. Когда у вас появится сценарий — заменим на настоящее». Ведь Гайдай оказался чем-то вроде дойной коровы. Кассовые сборы — колоссальные! Любой другой просто эксплуатировал бы удачно найденный ход. Но Лёня сразу после «Самогонщиков» сказал: «Да хватит уже этой троицы! Хочу снять кино с положительным героем. Пусть это будет студент». Сценаристы Слободской и Костюковский стали, конечно, Лёню уговаривать. Но он ни в какую! Тогда они зашли с другой стороны. Показывают ему сюжет про студента, подрабатывающего на стройке и попутно перевоспитывающего хулигана. Гайдай говорит: «Хорошо». Дальше показывают про студента и девушку на экзамене. Опять Гайдаю нравится. Ну а напоследок — про студента и троицу. Говорят: «Ну это же фильм, состоящий из трех отдельных сюжетов. Два есть, но нужен же третий! И название смотри какое хорошее: «Операция «Ы»!» Словом, уговорили все-таки. После чего все вместе стали разрабатывать детали. Лёне особенно был важен студент. Помню, как ни зайду к ним, он то на ковре валяется, то на голове стоит — все показывает сценаристам, каким должен быть его положительный герой. Сначала того звали Эдик. Потом — Шурик. И с каждым днем он становился все больше и больше похож на самого Лёню...

Нина Гребешкова, 50-е годы. Фото: Алексей Абельцев/из архива Н. Гребешковой

Срисовал Шурика с себя

Белобрысый интеллигент в очках, чуть лопоухий, с доверчивыми и добрыми глазами — так выглядел Гайдай, когда приехал поступать во ВГИК. Кстати, эпизод, где Шурик едет на ослике, чуть не задевая ногами землю, взят Лёней из собственной биографии.

Он родился в городке Свободный в Амурской губернии, потом они с семьей жили в Чите, а оттуда перебрались в Иркутск. Лёнин отец работал старшим экономистом Восточно-Сибирской железной дороги. У моего свекра интересная биография. Иов Исидорович Гайдай получил свое редкое имя от попа, рассердившегося на то, что его родителям нечем было заплатить за крестины. Известно же: «Беден, как Иов». В 1905 году, когда началась революция и по всей России жгли особняки, друг Иова подпалил дом богача — и попался. И тогда Иов решил его выручить. Пришел в полицию и сказал, что это он сделал. Расчет был таким: на суде выяснится, что рядом со сгоревшим особняком его быть не могло — с десяток свидетелей подтвердят, что он гостил у невесты, в десятке верст от места событий. И его отпустят. Наивный! На суде никто не стал опрашивать свидетелей. Злополучного Иова отправили на каторгу. Но он там не пропал, наоборот: сдружился с каким-то очень образованным человеком и многому научился. В совершенстве освоил немецкий язык, математику, другие науки. И даже почерк приобрел каллиграфический, хотя до ареста был неграмотным! Эта смесь крайней наивности и простодушия, которые, казалось бы, погубят человека, с невероятной удачливостью передалась и моему мужу.

Итак, юность Лёня провел в Иркутске. Там ему доводилось ездить на низкорослых монгольских лошадках. А Лёня был долговяз, и ему казалось, что его ноги вот-вот коснутся земли — он их на всякий случай растопыривал. Потом эту позу повторит Шурик в «Кавказской пленнице». А другой эпизод, списанный Гайдаем с самого себя:

— Песчаный карьер?

— Я!

— Цементный завод?

— Я!

Примерно такая сцена разыгралась в военкомате летом 1941 года, когда 18-летний Лёня пришел записываться добровольцем. Его долго не хотели брать ни в один род войск — худой, долговязый, явно болезненный юноша, склонный к туберкулезу (позже Гайдай действительно им заболел)... Оказавшись на фронте, он первым делом вступил в партию — чтобы его ставили в первые ряды. И, если будет тяжелый бой, застрелили. Ну дурак был! Другие как-то хитрили, старались себя сберечь. А Гайдай — всегда грудью вперед! К счастью, судьба его сохранила.

После войны Лёня приехал в Москву и поступил во ВГИК, на режиссерский факультет. Причем сначала все оценили его как актера. Когда он выходил на студенческую сцену, люди то падали от смеха, то плакали — Лёня владел и комедией, и драмой. И именно в качестве актера его заметил Пырьев. Сказал: «Гайдай, скорее оканчивай институт, и ты будешь играть у меня князя Мышкина. Я хочу снимать «Идиота». И действительно, когда Иван Александрович через несколько лет принялся за этот фильм, чуть было не взял Лёню. Отговорил оператор Валентин Павлов: «Да посмотри, у Гайдая же без очков глаза слепые! А Мышкин очков не носит, и у него должны быть ясные, чистые глаза». В итоге Пырьев пригласил Юрия Яковлева. А Гайдай так ничего большого и не сыграл — только эпизоды вроде архивариуса Коробейникова в «12 стульях». На эту роль планировался Эраст Гарин, но он заболел. А Лёне некогда было подыскивать другого актера — он снялся сам. Но и для Гарина, когда тот пришел в себя, нашлась работа. Он сыграл знатока театра, который приговаривает на каждую экстравагантность театра Колумба: «Гениальная находка! Мятущаяся интеллигенция среди народа!»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мария Порошина Мария Порошина

«Людмила Ставская взяла меня за руку, а я чувствовала себя как слепой котенок»

Караван историй
Когда медицина перестает быть бумажной: как Москва лечит людей и спасает деревья Когда медицина перестает быть бумажной: как Москва лечит людей и спасает деревья

Как электронная медицина спасает сотни деревьев?

Правила жизни
Вечные ценности Вечные ценности

Интерьер в духе дворцовой классики с иконами современного дизайна

SALON-Interior
Почему мы тянем время, даже когда знаем, что надо уйти? О токсичных отношениях и ловушках сознания Почему мы тянем время, даже когда знаем, что надо уйти? О токсичных отношениях и ловушках сознания

Почему же так сложно выйти из замкнутого круга токсичных отношений?

VOICE
Алексей Фурсин: «Креативная индустрия – это, как правило, всегда венчур» Алексей Фурсин: «Креативная индустрия – это, как правило, всегда венчур»

Какое влияние стимулирование креативных индустрий оказывает на экономику

Ведомости
Что делать, если змея заползла на дачу: краткий совет и полный гайд для тех, кто любит животных Что делать, если змея заползла на дачу: краткий совет и полный гайд для тех, кто любит животных

Как убрать с дачного участка заползшую змею

ТехИнсайдер
Притяжение приставки Притяжение приставки

Родство с великими обязывает – так считают потомки Семенова-Тян-Шанского

Вокруг света
Увидеть и остаться Увидеть и остаться

Авторский интерьер в современном стиле

SALON-Interior
«Ползи, улитка…» «Ползи, улитка…»

Куда деться от городской суеты? Создать город без суеты!

Вокруг света
Болотные семафоры Болотные семафоры

Дупеля летят к нам из жарких поясов экваториальной Африки...

Наука и жизнь
Постельный режим Постельный режим

Мифы о сексе, которые пора забыть

Лиза
«Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом «Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом

«Ушастый Запорожец» — тесный, шумный, тихоходный или совсем иной?

ТехИнсайдер
Королева саксов: как Этельфледа Мерсийская завоевала независимость английских земель Королева саксов: как Этельфледа Мерсийская завоевала независимость английских земель

Как женщина в IX веке сумела стать единоличной правительницей королевства?

Forbes
Нашествие парнокопытных мигрантов Нашествие парнокопытных мигрантов

Почему популяция казахстанских сайгаков уничтожает российские сельхозугодья

Монокль
Не «принеси кофе», а интересные задачи: как привлечь в компанию молодых IT-специалистов Не «принеси кофе», а интересные задачи: как привлечь в компанию молодых IT-специалистов

Почему компании активно приглашают на стажировки студентов?

Inc.
Эпидемия «проявленности»: как искренность превратилась в коммерческий продукт Эпидемия «проявленности»: как искренность превратилась в коммерческий продукт

Как искренность превратилась в перформанс?

Forbes
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Дорого и сложно: что тормозит внедрение ИИ в медицину Дорого и сложно: что тормозит внедрение ИИ в медицину

Почему внедрение инноваций в медицине происходит так медленно?

Forbes
«Отборочный турнир» жилищного строительства «Отборочный турнир» жилищного строительства

У спорта и рынка жилья в России гораздо больше общего, чем кажется

Ведомости
Промышленность зовет абитуриентов Промышленность зовет абитуриентов

Как промышленные компании привлекают новые кадры

Ведомости
Аркадий Трачук: Банкноты всегда несут смыслы и передают важные символы для страны Аркадий Трачук: Банкноты всегда несут смыслы и передают важные символы для страны

Можно ли уже печатать дензнаки только с помощью своих технологий?

Ведомости
Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное

Создатели «Фишера» — о том, как луна-парк стал главным референсом мира сериала

Ведомости
Клара Лучко. Настоящая казачка Клара Лучко. Настоящая казачка

По-настоящему в моей жизни было двое мужчин: первый супруг и нынешний

Караван историй
«ИИ будет массово доступен — так же, как мобильная связь или телевидение» «ИИ будет массово доступен — так же, как мобильная связь или телевидение»

Какие горизонты открывают генеративный искусственный интеллект в сфере финансов?

Деньги
Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности» Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности»

Группа SEREBRO об амбициях и музыкальных экспериментах

ЖАРА Magazine
Искусство развлекать Искусство развлекать

Развлечения: относительно недавние изобретения, хотя и с древними корнями

Вокруг света
Драгоценная наука: кто и зачем выращивает в лабораториях бриллианты Драгоценная наука: кто и зачем выращивает в лабораториях бриллианты

В чем заключается уникальность лабораторных бриллиантов?

Forbes
Художники Художники

Рассказ Александра Маркова «Художники»

Знание – сила
Анекдотные коменданты Анекдотные коменданты

Генералы Башуцкий и Мартынов прославились как коллективный персонаж анекдотов

Дилетант
Смерть им к лицу Смерть им к лицу

Вышел жизнеутверждающий комедийный сериал «Вверх дном: хаос на кладбище»

Weekend
Открыть в приложении