Нина Чусова о своем уникальном пути и работе с самыми лучшими артистами страны

Караван историйЗнаменитости

Нина Чусова. Секундная сцена в спектакле может сделать из него хит

Беседовала Анжелика Пахомова

Фото: Филипп Гончаров

Нина Чусова считается одним из передовых режиссеров в мире театра. Когда она еще была студенткой, ее постановки приняли РАМТ и «Сатирикон». Позже Нина создавала театральные хиты у Галины Волчек, сразу предоставившей ей большую сцену «Современника». Спектакль Чусовой «Ричард III» с Александром Домогаровым в главной роли несколько лет собирал аншлаги в Театре Моссовета, а сейчас это делает «Маскарад» в Театре Российской армии. Режиссер рассказала «Каравану историй» о своем уникальном пути и работе с самыми лучшими артистами страны.

— Нина, хотелось бы начать с ваших корней. Город, где вы выросли, сформировались... Что такое Воронеж вашей юности, вашего детства?

— Вообще, конечно, всё из этого города — все мои профессии, моя любовь к искусству. Мои родители не имеют к театру никакого отношения. Мама — медик, папа — преподаватель в техническом институте. Я — отличница в школе. Мама, конечно, мечтала, чтобы я поступила в мединститут. Это еще были такие годы, что с золотой медалью тебе везде была открыта дорога. И конечно же, в семье говорили все время о профессии врача. Но тайно от них я все равно планировала этот бросок в сторону искусства. Всю жизнь хотела быть режиссером и никогда — артисткой, мне нравилось видеть все целиком и сразу. Это, наверное, еще с детского сада началось. Каждый год у нас готовилась елка. А я была очень высокая, и меня никогда не брали в главные героини, на Снегурочку или Лисичку. Я обычно стояла сзади какой-нибудь Березкой. Думала: «Ну что же это за елка, ну не получается, надо самой что-нибудь сочинить». Сначала дома придумывала разные перформансы, с подружками мы играли.

Фото: Филипп Гончаров

— А зрители — родители, родственники, соседи?

— Да-да. Иногда даже без зрителей, но все равно мне это так нравилось! Придумывать какие-то истории, сказки, существовать в них. А в школе уже активно делала разные вечера, песни писала, сочиняла сценки, КВН организовывала. Это называлось председатель культмассового сектора. Притом класса с шестого я им была всегда. И уже в восьмом классе для десятиклассников делала выпускные вечера. Это все мне так нравилось, казалось, что вот это мое. Даже не игра, а именно организация. Для меня Воронеж еще, конечно, — это первый поход в театр, воронежский ТЮЗ. Это я до сих пор помню. Постановка «Сын полка», не знаю, сколько мне было лет, может быть, семь, вот когда я поняла, что такое спектакль. И у меня в этот момент внутри что-то перещелкнуло: это же ненастоящая жизнь, а ты смотришь, проникаешься и переживаешь. Я думала: как же так получается, что вот в эту ненастоящую жизнь можно верить, что ее можно как-то создавать? И все эти люди для меня сразу же стали небожителями. И таким уважением я к этому прониклась!.. Потом написала во ВГИК, потому что мне хотелось быть режиссером... Мне было 16 лет, это 1988 год.

— Это еще советская система. Значит, вы писали прямо от руки, письмо по почте...

— Да, но напечатала его на машинке. Я писала и экспликацию... Узнала, что это такое. Но тогда нельзя ведь было загуглить, надо было пойти в библиотеку. Как я это нашла все! Представляете, как быстро время идет, что я не помню как. Через газеты, журналы... Ответ пришел по почте. Они написали: чтобы стать лидером, сначала надо научиться петь в общем хоре. Я это поняла как инструкцию к действию: надо на актерский поступать. Благо занималась художественным чтением, разные конкурсы в Воронеже выигрывала. Вообще вела активную творческую жизнь. У меня не было такого, что вот я случайно шла, зашла в институт...

— Ну да, знаменитая актерская сказка «увидела объявление на улице и случайно зашла»...

— Нет, это вообще не про меня. Изначально я шла по этому пути. А путь был очень сложным и тернистым и продолжает таким оставаться, но мне очень интересно. То есть меня жизнь ведет все время по спирали, и на витке выше происходит нечто другое... У меня даже не было вопроса, кем я хочу быть, как будто было указано: иди вот по этому пути.

— Но вам сказали, что перед тем, как стать режиссером, надо побыть актрисой.

— Да. И я поехала, понятно, в Москву. Я же такая прекрасная, везде первые места занимала. И дальше пошло — МХАТ, «Щука», «Щепка»... Где-то до третьего тура дошла, но везде пролетела. То есть все, не получилось.

— Большие конкурсы были тогда?

— Гигантские, вообще просто нереальные. И когда я это все поняла... А я-то не была готова к этому. Потому что мне уже играли в Воронеже медные трубы. Притом мы выступали вместе с Юлей Началовой, она же тоже воронежская. Юля, маленькая, пела песни, вообще шикарная была, а я стихи читала. Мы с ней пересекались еще на школьных мероприятиях, у нас была художественная самодеятельность школ... И Юля пела песню про жирафов, такая милая, прекрасная...

Сцена из спектакля «Великолепный рогоносец» 
с Павлом Деревянко в главной роли, Театр имени 
Моссовета, 2018 год. Фото: Владимир Федоренко/РИА Новости 

— Что вам говорили в московских училищах? Не годится внешность?

— Они ничего не говорили. Они же особо не распространяются...

— Просто не видишь себя в списках на следующий тур.

— Не видишь себя в списках. Но я знаю почему. У меня был такой столбняк! Скажем так, у меня же еще гиперответственность, это из-за синдрома отличника. То есть я либо должна быть сверхсовершенной, либо вообще никак, у меня нет серединки типа «а вот здесь просто на органике». Либо вообще все выключается, либо включается все сразу. И конечно, когда я приехала в Москву из этого города, где народу мало, а тут такой конкурс, толпы людей... У меня просто кружилась голова и было ощущение, что я на какую-то голгофу иду. Ни грамма органики у меня не наблюдалось... Я читаю, а меня тошнит, плохо, отвратительно все. Как будто даже до конца не могу дочитать, так мне плохо. У нас это называется актерским зажимом. Я же сама теперь принимаю экзамены и очень понимаю состояние этих бедных студентов, которые находятся по ту сторону. Но я умею разжимать.

— А на самооценку не повлияли эти отказы?

— На самооценку это так сильно повлияло, что в последний запланированный институт я даже не пошла. Это был ГИТИС. Помню, плачу, рыдаю, стоя на Красной площади: «Мама, поехали, не хочу больше ничего». И единственный институт, куда я не пошла, это ГИТИС. И потом удивительно, проходит круг, и именно туда через несколько лет я поступаю на режиссуру. А тогда я вернулась в Воронеж... Мама советовала: «У нас еще есть время, иди в медицинский». Но я поступила в Воронежский институт искусств, на актерский факультет. И такая свободная, легкая, на пианино играю, песни пою, стихи рассказываю — все просто офигели. Без конкурса, без всего — сразу на четвертый тур. Да, потому что не было этого зажима. Мы боимся страха, а надо в него входить. Ты же никуда не денешься от этого чувства, но нужно сквозь него проходить, и там дальше — освобождение. Очень часто я потом сталкивалась с такими серьезными ситуациями, где нужно было пройти через неверие в себя, через всякие такие тяжелые штуки. И так я поступила, отучилась с удовольствием, все замечательно.

— То есть вы прошли весь путь обучения актера, все, что положено.

— Да. Но там у меня уже четко сформировалось желание быть театральным режиссером. Именно в театре я увидела эту магию. Мне нравилось, что передача энергии между зрителями и актером происходит здесь и сейчас, что ты можешь управлять залом в моменте. Не в кино, в монтаже, а вот здесь и сейчас, как будто ты творишь историю. Но после института я все равно пошла по пути артистки, была приглашена в Самарский академический театр драмы. Он тогда славился на всю Россию, попасть туда было совершенно невозможно. В Москве тоже много наших воронежских, мы так и назывались — «воронежская грядка». Это Федя Добронравов, Дима Дьяченко, режиссер «Богатырей» и «Чебурашки», мой однокурсник. С этого нашего курса много известных людей в Москве сейчас, и все занимаются искусством. Тогда нас, нескольких человек, взяли в Самару, мы решили там остаться работать артистами. Я играла Нину Заречную, вообще всех героинь.

— Значит, я сейчас не услышу классического рассказа, как в театре гнобили, как ролей сначала не давали?

— Нет! Все шло так прекрасно, что аж тошно. И даже по финансам, что называется, молодая артистка в шоколаде. Здорово, конечно, но я понимала, что это не то, чего мне хочется, это не та история. И все равно, будучи в Самаре, я уже ставлю спектакль по Уильяму Сарояну «Эй, кто-нибудь!», потому что не могу не ставить. И проработав там год или два, все равно решаю ехать... Куда? В ГИТИС, поступать в мастерскую Марка Анатольевича Захарова. Это у нас где-то уже 1993 или 1994 год.

Сцена из спектакля «Ричард III» с Александром Домогаровым в главной роли, 
Театр имени Моссовета, 2022 год. Фото: Сергей Петров/пресс-служба Театра им. Моссовета

Приезжаю в мастерскую... А я же героиня, такая худенькая, тоненькая была, сексуальная, в коротенькой юбочке, вся такая нафуфыренная. Захожу: «Я хочу быть режиссером». Сидят его помощники, говорят: «Слушай, а ты уверена, что хочешь быть режиссером? Может, в артистки?» — «Я уже артистка». Меня даже слушать не стали. То есть типа ты посмотри на себя в зеркало, выйти в коридор, пообщайся с людьми, которые поступают на режиссуру.

— В образ не попали.

— И поэтому на следующий год я уже целенаправленно готовилась: состригла все эти косы, поменяла внешность, окрасила волосы в какой-то невероятный красный цвет, надела брюки. Полностью сменила имидж. В театре все меньше и меньше мне нравилось играть, все больше и больше нравилось ставить спектакли, работать художником, рисовать, что-то придумывать. Я подготовилась так, что у меня и картинки, и экспликации, и разборы пьес, и, наверное, четыре спектакля на выбор, какие я хочу сделать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Юлия Волкова: «Так получилось, что почти каждая моя роль — испытание» Юлия Волкова: «Так получилось, что почти каждая моя роль — испытание»

На «Фабрике» я, конечно, делала шоу. Меня называли девочка-скандал

Караван историй
Иллюминаты или провокаторы? 10 загадок необычного брака Бейонсе и Джея Зи Иллюминаты или провокаторы? 10 загадок необычного брака Бейонсе и Джея Зи

О браке Бейонсе и Джей Зи ходило множество разных мистических слухов...

VOICE
Ольга Хохлова: «Михалков зашел в гримерку, я так разволновалась, что кинулась ему на грудь и расцеловала...» Ольга Хохлова: «Михалков зашел в гримерку, я так разволновалась, что кинулась ему на грудь и расцеловала...»

Я учусь смиряться, принимать себя

Коллекция. Караван историй
Что такое тинт для губ и чем он отличается от помады Что такое тинт для губ и чем он отличается от помады

Что такое тинт, как его правильно выбрать, наносить, а также смыть

РБК
Вода королевы Вода королевы

О некоторых удивительных ароматах и ингредиентах раньше сочиняли легенды

Вокруг света
Как избавиться от врастающих волос на теле Как избавиться от врастающих волос на теле

Почему волосы врастают в кожу и можно ли с этим что-то сделать?

VOICE
8 главных мифов о зимнем вождении 8 главных мифов о зимнем вождении

Развенчиваем главные заблуждения о вождении зимой

Maxim
Чемпионы не в цене: почему инвестиционный фонд спонсирует малоизвестных теннисистов Чемпионы не в цене: почему инвестиционный фонд спонсирует малоизвестных теннисистов

Из присутствия на телетрансляциях можно выжать максимум по минимальной цене

Forbes
Первым делом — самолеты: как женщины строят карьеру в гражданской авиации Первым делом — самолеты: как женщины строят карьеру в гражданской авиации

С какими стереотипами вынуждены ежедневно бороться женщины-пилоты?

Forbes
Old but gold: как и почему растет рынок технологий для пожилых людей Old but gold: как и почему растет рынок технологий для пожилых людей

Продукты и услуги для старшего поколения — глобальный тренд

Forbes
Что получится, если скрестить автомобиль с коптером: концепт первой отечественной летающей машины Что получится, если скрестить автомобиль с коптером: концепт первой отечественной летающей машины

Футуристические идеи о летающем транспорте могут обрести материальную форму

ТехИнсайдер
Валерий Фокин: Театр вписан в контекст времени Валерий Фокин: Театр вписан в контекст времени

Режиссер Валерий Фокин — о библейских текстах и вкусах современного зрителя

Ведомости
Обзор Suzuki SX4: плюсы и минусы, комплектации, вторичка Обзор Suzuki SX4: плюсы и минусы, комплектации, вторичка

Все о Suzuki SX4: поколения, есть ли полный привод, сколько стоит

РБК
Татьяна Буланова: «Что касается любви — бросаюсь в омут с головой, и будь что будет!» Татьяна Буланова: «Что касается любви — бросаюсь в омут с головой, и будь что будет!»

Я привыкла рассчитывать на себя, мне так проще

Коллекция. Караван историй
Sarissa морская Sarissa морская

Я не припомню, чтобы на одну лодку обрушился такой ливень из десяти наград

Y Magazine
Дочь Михаила Ульянова: «От гнева папы я падала в обморок» Дочь Михаила Ульянова: «От гнева папы я падала в обморок»

Вокруг нашей семьи часто слагали какие-то легенды

Коллекция. Караван историй
Как работа психологом или коучем может изменить вашу жизнь: 4 преимущества помогающих профессий Как работа психологом или коучем может изменить вашу жизнь: 4 преимущества помогающих профессий

Чем отличаются психолог и коуч: преимущества работы помогающим специалистом

Psychologies
Житница и здравница Кавказа Житница и здравница Кавказа

Обзор АПК Ставропольского края

Агроинвестор
Как работа за столом в офисе приводит к десятилетним проблемам со сном Как работа за столом в офисе приводит к десятилетним проблемам со сном

С трудом засыпаете по ночам? Возможно, в этом виновато ваше офисное кресло

ТехИнсайдер
«Мне хотелось отомстить»: как прошлые отношения мешают строить личную жизнь «Мне хотелось отомстить»: как прошлые отношения мешают строить личную жизнь

Как прожить травматичный опыт прошлых отношений?

Psychologies
Что такое «синдром ВДА» и с какими проблемами сталкиваются взрослые дети алкоголиков Что такое «синдром ВДА» и с какими проблемами сталкиваются взрослые дети алкоголиков

Какие психологические сложности приходятся решать людям с синдромом ВДА

Forbes
Когда не развернуться Когда не развернуться

Как организовать хранение в маленькой квартире

Лиза
Перекрестье чувств Перекрестье чувств

Разбираемся, что такое синестезия – загадочная способность к смешению чувств

Вокруг света
Бизнес расширил границы Бизнес расширил границы

Бизнес стал чаще летать за рубеж в 2024, это связано с новыми бизнес-контактами

Ведомости
Зерновые не стали доходнее Зерновые не стали доходнее

Итоги зерновой отрасли первой половины сезона 2024/25

Агроинвестор
Архипанки Архипанки

Представители архитектурной молодежной сцены, устраивающие реновацию смыслов

Собака.ru
25 дней под землей 25 дней под землей

«Ведомости. Спорт» вспоминает подробности похищения звезды «Барселоны» — Кини

Ведомости
Как ускорить копушу Как ускорить копушу

Как ускорить вашего копушу, не доводя до нервоза?

Лиза
Ныряющий «воробей» Ныряющий «воробей»

Почему необычную птаху, проводящую часть жизни под водой, назвали оляпкой?

Наука и жизнь
Что будет с журналистикой в эпоху искусственного интеллекта? Узнайте мнение эксперта! Что будет с журналистикой в эпоху искусственного интеллекта? Узнайте мнение эксперта!

С какими рисками и возможностями столкнется журналистика с развитием ИИ?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении