Мама взяла за руку: «Ванюша, как же так? Ты поедешь в Гавану один?»

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Иван Панфилов: «Дело, которым занимались родители, давалось им не только радостно и легко, но порой мучительно и трудно»

«Если кто-то в нашей семье капризничал, отказывался ехать куда-то, я обычно говорил: «Мама, папа, послушайте, у нас не так много времени осталось, чтобы побыть всем вместе, давайте не будем тратить его зря». И аргумент срабатывал железно».

Беседовала Марина Порк

Фото: Иванов Сергей/photoxpress.ru

Иван, вы стали продюсером спектакля «Аудиенция», который поставил ваш отец Глеб Панфилов и где главную роль сыграла ваша мама Инна Чурикова. Как возникла эта идея, как она воплощалась?

— По мере того как жизнь текла и продолжалась, мне всегда хотелось больше времени проводить с родителями. Если кто-то в нашей семье капризничал, отказывался ехать куда-то, я обычно говорил: «Мама, папа, послушайте, у нас не так много времени осталось, чтобы побыть всем вместе, давайте не будем тратить его зря». И аргумент срабатывал железно.

У меня был опыт работы с папой в качестве актера, а также работы его ассистентом на киностудии, но мне всегда хотелось сделать для родителей нечто большее. Маме постоянно присылали пачки сценариев, пьес, которые скапливались дома. Она была человеком дисциплинированным, прочитывала их от корки до корки. Иногда обнаруживала, что роли для нее там и вовсе нет. Я тоже просматривал эти тексты и понимал: из большого числа предложений по-настоящему интересных ролей совсем немного. Мне очень хотелось найти для мамы произведение, достойное ее таланта.

Инна Чурикова и Глеб Панфилов, 80-е годы. Фото: из архива И. Панфилова

Про пьесу «Аудиенция» мне рассказал журналист Сергей Николаевич: «В Лондоне идет замечательный спектакль, где главное действующее лицо — Елизавета II, ее играет Хелен Миррен». Тогда приближался мамин юбилей, и мы думали, как его отметить. «Аудиенция» как нельзя лучше для этого годилась. Посмотрел спектакль в Лондоне, и больше у меня не возникало ни малейших сомнений: это прекрасная роль для мамы, история будет интересна всем. Сложности возникли сразу. Рассказать родителям про этот спектакль было недостаточно, его надо было показать. Кроме того, требовалось перевести пьесу на русский язык и дать почитать ее родителям. Но в этом вопросе у меня появились замечательные союзники, люди, разделявшие мою идею. Переводчик Юрий Голигорский — ему очень нравилась драматургия Питера Моргана и эта пьеса. Я рассказал ему о своей задумке, спросил, как бы перевести пьесу, чтобы родители смогли ее прочесть. Неожиданно Юрий сообщил: «Иван, а перевод уже есть, мы с женой его недавно сделали, с удовольствием передам вам этот текст». Таким образом, родители прочли пьесу, она им понравилась, но у них сразу же возникло много вопросов, и главный — будет ли это интересно российским зрителям?

Маме продолжали поступать другие предложения, но сравнения с «Аудиенцией» они не выдерживали. В результате, помню, я купил двух щенков корги, дабы положить начало работе, задать настроение, чтобы отступать стало уже некуда. Собаки потом проявили себя как настоящие артистки, выбегали на сцену, неизменно срывая аплодисменты. Все стало материализовываться благодаря участию Алишера Усманова и его благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». Фонд учредил грант и передал его не театру, а непосредственно отцу как творцу, как режиссеру. Это было принципиальное решение Алишера Бурхановича, которое он принял, за что огромная ему благодарность. Известно, что сегодня у многих успешных театров есть спонсоры, которые выделяют деньги на проекты, оказывая влияние на распределение ролей, приглашение режиссеров и суммы их гонораров. А здесь все было задумано для того, чтобы у моих родителей появилась работа, не только которой они хотели заниматься, но и являющаяся существенным материальным подспорьем в жизни.

Вот так родители стали не просто творцами, а фактически владельцами самого спектакля. Всеми правами на него обладал отец, что беспрецедентный для театра случай. Артисты и постановщики — сильно зависимые от дирекции люди. Я, конечно же, занимался всей организацией. Для нас это было очень счастливое время.

Инна Чурикова в спектакле «Аудиенция», Театр имени Е. Вахтангова, 2019 год. Фото: из архива театра имени Е. Вахтангова

— Спектакль получился красивым, Инна Михайловна выходила на сцену в потрясающих туалетах и украшениях.

— Да, художник по костюмам, обладательница «Золотой маски» Вита Севрюкова проделала фантастическую работу. Они с мамой приезжали ко мне в Лондон, мы ходили в Букингемский дворец, где в тот момент шла выставка туалетов Елизаветы II. Фотографировать их не разрешалось, но мама с Витой, прикрывая друг друга, сделали несколько снимков. Они потом очень помогли в работе. Под руководством Виты одна ювелирная мастерская в Петербурге сделала реплики королевских украшений, а еще нас поддержал в то время королевский ювелир Стивен Вебстер. Я благополучно доставил из Лондона ювелирную реплику королевской тиары, которую Елизавета надевала для участия в государственных мероприятиях в отдаленных частях Британского содружества. Тиару украшали, конечно же, не настоящие бриллианты, но это была точная копия, побывавшая на голове монарха, настоящая реликвия.

Когда мы обратились к автору пьесы Питеру Моргану и его агентам, те сначала довольно долго не отвечали. Потом стали интересоваться: а кто собирается ставить «Аудиенцию» в России, кто будет играть роль королевы Великобритании? Мы пояснили, что на роль Елизаветы II планируется известная русская актриса Инна Чурикова, режиссером выступит ее муж Глеб Панфилов, лауреат большого количества международных кинофестивалей. Опять последовало долгое молчание. Как мне потом стало известно из неофициальных источников, потребовалось время, чтобы получить негласное одобрение дворца. Нужно было убедить их в том, что к королеве в русской постановке отнесутся со всей симпатией и уважением. Дворец реагирует на малейший негатив в адрес королевы весьма чувствительно и жестко. В общем, проект продвигался непросто, подготовительная работа заняла больше года.

— Но спектакль получился ярким и интересным. Смотрела его в Театре Наций при полном зале, потом он шел в Театре Вахтангова.

— Я бы сказал, что Театр Наций был тесноват, но прекрасен для запуска спектакля, а когда он набрал силы, фантастически себя чувствовал в Театре Вахтангова: с тысячным залом и большой сценой маме было комфортнее там работать. В Театре Вахтангова потрясающий коллектив и замечательный директор Кирилл Крок, который не только один из самых успешных театральных менеджеров нашей страны, но также обладает уникальным качеством — он очень любит артистов. А совмещать такое — это вообще талант.

Знаете, кто самый большой ценитель и знаток хороших театральных постановок? Как ни странно, увы, но это спекулянты — они скупают билеты и потом продают их втридорога только на действительно выдающиеся спектакли. На «Аудиенцию» сразу было невозможно достать билеты, и это происходило не только во время премьерных спектаклей, популярность постановки нарастала и не прекращалась. Молва о том, что это надо смотреть, бежала впереди. Нас даже критиковали за то, что билеты чересчур дорогие, что это непорядочно по отношению к зрителям. Но цены устанавливал Театр Наций и не собирался их снижать, поскольку зал продавался полностью. Я все равно переживал: ну как донести до каждого, что виной всему популярность спектакля, а не наша жадность? Немного успокоился, когда мы перебрались в Театр Вахтангова, там более демократичный ценовой диапазон, да и зал в разы больше.

Олег Янковский и Инна Чурикова в спектакле «Гамлет», театр «Ленком», 1986 год. Фото: из архива Московского государственного театра «Ленком Марка Захарова»

— Возникает вопрос: почему же родной для Инны Михайловны «Ленком» не проявил интереса к проекту? Столько лет она там проработала, столько прекрасных спектаклей поставил там Глеб Анатольевич.

— Они предлагали поставить для мамы другую пьесу. Мне кажется, «Аудиенция» не слишком понравилась лично Марку Анатольевичу Захарову, это немножко не его театр: на сцене вроде бы ничего не происходит, сидит в кресле женщина, к ней приходят разные мужчины и еще одна женщина, все премьер-министры. Но почему-то это завораживает, как будто зрители получают возможность заглянуть за кулисы большой политики, быть сопричастными. Недавно мы это наблюдали в сериале «Корона», куда вошли огромные куски пьесы. Питер Морган приезжал в Москву, работал с отцом. Помню, сидели в кафе на Красной площади, глядя на Кремль и Мавзолей, и фантазировали, о чем могла бы говорить Елизавета II со своими премьер-министрами в разное историческое время о России. В результате автор сделал русский вариант пьесы.

Скажу больше, спектакль мог бы продолжаться и сейчас, несмотря ни на что. Но, к сожалению, стал последним международным проектом культурного сотрудничества между Россией и Великобританией. Пока все остановилось. Но я верю, что это временно. Есть вещи, которые объединяют Россию и Великобританию, как никакие другие народы, — это любовь к театру и чаю. Эти две страсти равносильны и равнозначны, чай и театр — просто неотъемлемая часть наших культурных ДНК.

Олег Янковский и Инна Чурикова на съемках фильма «Без вины виноватые», 2008 год. Фото: архив фотобанка/Fotodom

— До «Аудиенции» вы вместе с мамой снимались в фильме отца «Без вины виноватые». Что про это сегодня вспоминается? Легко ли вам работалось с Глебом Анатольевичем?

— Мне надо было обязательно поработать с родителями в качестве артиста. До этого я помогал отцу на съемках, работал у него помощником режиссера, переводчиком. Но тут, снимаясь вместе с мамой, став ее партнером, я наконец-то в полной мере осознал суть профессии моих родителей. Кстати, именно после этого я уехал в Великобританию получать профильное кинематографическое образование в Лондонской киноакадемии. Опыт был крайне интересным, я на себе почувствовал тяжесть этого труда. Думаю, работать в театре родителям было еще тяжелее. Наблюдая за отцом, я понимал, насколько нелегок режиссерский труд, видел, как стараются все члены группы, как они выкладываются, хотя нет никакой гарантии, что в результате получится хорошее кино. Всё равно все страшно переживают за результат и волнуются, что что-то может не получиться. Я тоже старался и в итоге увидел, как сомнения раз за разом улетучивались, как рождался интересный фильм. Конечно же, для меня это важное и прекрасное воспоминание, рад, что я это пережил.

Дело, которым занимались родители, давалось им не только радостно и легко, но порой мучительно и трудно. Папа часто погружался в свои мысли, уходил в них далеко, да и мама тоже, когда работала над ролью. Окружающий мир как бы переставал для них существовать.

— Инна Михайловна в тот момент была абсолютной звездой. В свое время ее педагог в Щепкинском училище (она поступила туда, отучившись в молодежной студии при Театре Станиславского) Вениамин Иванович Цыганков говорил о ней: «Она или дура, или гений!» Именно эти слова употребила Инна Михайловна, когда давала мне интервью. Жизнь показала, что он оказался прав: Инна Чурикова — гений. А они имеют право на любой каприз. Как Инна Михайловна вела себя с людьми?

— И дома, и на работе мама оставалась скромным, отзывчивым человеком, внимательным к коллегам, коллективу театра, съемочной группе, ассистентам. У нее не было никаких сумасшедших райдеров, условий, она никогда не капризничала. Мама всегда оставалась требовательной к себе и очень серьезно относилась к работе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дмитрий Харатьян: «Я такой, какой есть, просто живу и радуюсь» Дмитрий Харатьян: «Я такой, какой есть, просто живу и радуюсь»

«Как актер в кино и театре я всегда создаю образ другого человека, персонажа»

Караван историй
Радость, усни Радость, усни

«Герой наших снов»: анекдот о славе и цифровом капитализме с Николасом Кейджем

Weekend
Лариса Луппиан: «Мой служебный роман» Лариса Луппиан: «Мой служебный роман»

Невозможно жить одной лишь семьей, если нет творчества и любви к какому-то делу

Караван историй
Арт-крайм Арт-крайм

О тема искусства как объекта преступного посягательства! Она бесконечна

Правила жизни
«Абдулов не мог и не хотел быть просто актером. Он должен был быть соавтором всегда и во всем» «Абдулов не мог и не хотел быть просто актером. Он должен был быть соавтором всегда и во всем»

Саша выделялся среди нас. Он был самым общительным и самым недисциплинированным

Караван историй
9 признаков настоящего «душнилы» 9 признаков настоящего «душнилы»

Кто такой истинный «душнила»?

Maxim
Людмила Поргина «Ленком». Коллеги Людмила Поргина «Ленком». Коллеги

Судьба подарила мне театр «Ленком», где я встретила свою любовь

Караван историй
О тонкостях астрономической терминологии О тонкостях астрономической терминологии

«Протопланетный» или «протопланетарный»: есть ли разница?

Наука и техника
Два гетмана Два гетмана

Из всех гетманов Войска Запорожского выделяются Богдан Хмельницкий и Иван Мазепа

Дилетант
Энтони Блант: хранитель королевских картинных галерей и советский разведчик Энтони Блант: хранитель королевских картинных галерей и советский разведчик

О жизни британского аристократа Энтони Бланта

ТехИнсайдер
Александра Власова: «Я изменила свою жизнь на 180 градусов» Александра Власова: «Я изменила свою жизнь на 180 градусов»

Я уверена, что любые отношения — это работа

Караван историй
Несчастливые дни Несчастливые дни

«Гении»: попытка байопика Сэмюэла Беккета

Weekend
Готовится ли Тайвань к войне? Готовится ли Тайвань к войне?

Китаевед Андрей Дагаев — о том, как устроено тайваньское общество

Эксперт
Горничная или кухарка? Определи, какая ты хозяйка! Горничная или кухарка? Определи, какая ты хозяйка!

Сколько существует типов хозяек и чем они отличаются?

VOICE
Изгибы судьбы Изгибы судьбы

История Марианны, которая выросла в детдоме и стала молодой мамой в 16 лет

СНОБ
Строительный материал из золы: химики создали экологичный метод утилизации отходов с тепловых электростанций Строительный материал из золы: химики создали экологичный метод утилизации отходов с тепловых электростанций

Один из наиболее экологичных способов утилизации отходов тепловых электростанций

ТехИнсайдер
Материальная культура Материальная культура

Этот лофт сочетает в себе исторические стены и современный крафтовый дизайн

SALON-Interior
Букет возможностей: как устроен и как перестраивается цветочный бизнес Букет возможностей: как устроен и как перестраивается цветочный бизнес

Откуда привозят цветы, из чего складывается стоимость букета и другие вопросы

РБК
Одноразовые стаканчики и разнообразие: как ESG-практики приносят прибыль бизнесу Одноразовые стаканчики и разнообразие: как ESG-практики приносят прибыль бизнесу

Практики, которые покажут экономическую эффективность ESG для бизнеса

Forbes
На свет появилась корова, которая «дает» инсулин для диабетиков На свет появилась корова, которая «дает» инсулин для диабетиков

ГМО-корова может производить молоко, содержащее человеческий инсулин

ТехИнсайдер
Древнейшая овчарка: что нужно знать о породе алабай Древнейшая овчарка: что нужно знать о породе алабай

Что требуется алабаю и какие условия содержания подойдут этой породе?

ТехИнсайдер
Эль-Ниньо – капризный «ребенок» климатической системы Эль-Ниньо – капризный «ребенок» климатической системы

Что за природный феномен вызывает экстремальные погодные явления во всем мире?

Наука и техника
Не стригись: эти продукты помогают, если волосы растут медленно и постоянно ломаются Не стригись: эти продукты помогают, если волосы растут медленно и постоянно ломаются

Как отрастить длинные волосы?

VOICE
Ни дна без строчки Ни дна без строчки

Как Юрий Олеша всю жизнь размышлял о своем поражении и искал для него слова

Weekend
Инвесторы меняют локацию Инвесторы меняют локацию

Приток капиталов фиксируют фонды США, Индии и России

Деньги
Чем занимались жители Наска в свободное от создания геоглифов время? Чем занимались жители Наска в свободное от создания геоглифов время?

Многогранная культура Наска: геоглифы, многофигурная вышивка и керамика

Наука и техника
Евгений Князев: «Талант — это единственная новость, которая всегда нова» Евгений Князев: «Талант — это единственная новость, которая всегда нова»

Я думал: «Боже, какой дурью мы занимаемся, чему же нас здесь учат?»

Коллекция. Караван историй
Как выглядели самые первые в истории президентские выборы в России Как выглядели самые первые в истории президентские выборы в России

Фотографии невероятного для России события — первых демократических выборов

Maxim
Парус, лыжи, кошки, спиннинг… Парус, лыжи, кошки, спиннинг…

В кратер вулкана на лыжах и неделя «вне зоны действия сети»

Вокруг света
«Величайший португалец» «Величайший португалец»

Хозяином Португалии был Антониу Салазар, а его богом была Стабильность

Дилетант
Открыть в приложении