«У нее Графиня могла быть строгой, могла быть старой, немощной, веселой»

Караван историйЗнаменитости

Елена Образцова. Непобедимая

Беседовала Анжелика Пахомова

Фото: Владимир Клавихо/из архива Фонда Елены Образцовой

Всегда верившая в себя, даже когда не верили в нее. Настоящая Примадонна, исполнявшая партию Графини в «Пиковой даме» с 25 до 75 лет. Щедрая до безумия. Эмоциональная, дерзкая. Готовая на смелые эксперименты в творчестве. Боровшаяся за свою жизнь до последнего вздоха... Все это Елена Образцова. О великой оперной певице рассказывает генеральный директор Фонда Елены Образцовой Наталья Игнатенко.

С Натальей Игнатенко мы встречаемся не первый раз. А в помещение Фонда, старинный особняк на Басманной, прихожу как в родной дом. С сотрудниками Фонда знакома давно, все они — люди увлеченные, преданные делу. Артисты приходят сюда запросто — попить чаю, пообщаться и почувствовать постоянное, теплое, солнечное ощущение присутствия Елены Васильевны, энергия которой здесь живет. Это просто невероятно, что еще при жизни было создано то, что теперь хранит ее добрые дела, хранит ее память. И конечно же, Фонд помогает молодым талантам, проводит конкурсы, творческие школы, концерты. В год, когда Образцовой исполнилось бы 85 лет, мы с Натальей встретились, чтобы вспомнить Елену Васильевну.

— Наталья, очень рада вас видеть и рада снова побывать в этом пространстве...

— А я бы хотела начать нашу беседу с добрых слов о своей подруге Анжелике Пахомовой и о вашем издании. Потому что то первое интервью, которое мы вместе делали уже много лет назад, получило множество теплых откликов — так мне были благодарны люди. Ваши вопросы, Анжелика, заставили меня вспомнить какие-то подробности, которыми поделишься не с каждым человеком... Очень важно, когда интервью берет человек, который, во-первых, в теме, во-вторых, имеет какое-то особое, значимое отношение к личности Елены Васильевны Образцовой. И это все почувствовали люди.

Фото: Виктор Горячев/из архива Фонда Елены Образцовой

— Спасибо за эти слова, Наталья! А мне сегодня хочется поговорить про саму Елену Васильевну, какая она была в обычной жизни. Мне кажется, будет ценно, если мы дадим ее почувствовать как человека. А человеком она была настолько интересным, бездонным и непростым...

— И при этом очень простым. Сам факт нашего знакомства с Еленой Васильевной удивителен. Наша встреча была и обычная, и необычная. Как-то я сидела в известном питерском ресторане «Кэт». У нас оказались общие друзья. Я увидела Елену Васильевну за общим столом. Почему-то по окончании застолья она подошла именно ко мне и стала диктовать свои телефоны и договариваться о будущих встречах. Я потом задавала ей этот вопрос. Она ответила: «Наташа, меня к тебе кидануло». Это ее выражение — «кидануло». «А вот почему Вас ко мне кидануло?» — «Даже не пытайся понять, это все Боженька». Слава Богу, есть свидетели, это не я придумала, она мне говорила: «Наташа, я тебя вымолила. Всегда мечтала о таком директоре». И вот получилось, что мы с ней встретились и начали общаться, а потом и работать.

Не так долго продолжалась наша дружба, но это было очень плотное общение и такая насыщенная жизнь. Я думаю, почему ее «кидануло» — потому что тогда, во время того памятного застолья в ресторане «Кэт» на Караванной улице, я произнесла сакраментальную фразу «я оперу вообще-то не люблю, я люблю драматический театр», а в музыкальном театре ходила на балеты. На оперу пошла один раз и чуть не уснула.

— Да, это смело! Сказать такое Елене Образцовой...

— Может быть, я пробудила в ней какой-то интерес и этого человека, этого неофита ей захотелось перековать. И ведь она за те немногие годы, что нам удалось прожить вместе бок о бок, приучила меня не просто слушать, а бесконечно полюбить оперу. Это, конечно, удивительно для взрослого человека. Мне тогда уже было далеко за 40 лет, и вдруг я влюбляюсь в этот жанр! И сегодня люди, окружающие меня, знают, что у меня практически нет свободного вечера, почти ежедневно я хожу на концерты классической музыки либо на оперные спектакли в театры Москвы, Петербурга и тех городов, куда мне удается выезжать. И в драматических театрах я люблю тех режиссеров, у которых музыка является важной частью действия, иначе мне скучно. А уж в оперном театре, где происходит соединение живописи, декораций, костюмов, ты погружаешься в эпоху. Я профессиональный историк по первому образованию, поэтому для меня это очень важно. И оркестры я теперь уже не просто слушаю: узнаю соло каких-то инструментов, и, если оно талантливо исполнено, это вызывает во мне отдельный восторг... Дошло до того, что Дмитрий Бертман, много лет назад, когда он ставил оперу Римского-Корсакова «Золотой петушок» в своем театре «Геликон-Опера», даже ввел персонаж — Наташу Игнатенко — с париком на героине, с моим платьем, кедами — все, как я ношу! И меня там публика узнает. Для меня это был необыкновенный подарок от близкого друга!

Елена Образцова и Наталья Игнатенко. Фото: из архива Фонда Елены Образцовой

— А после вашего первого знакомства вы Образцовой позвонили по всем этим телефонам, что она вам дала?

— Не позвонила! Даже после того как она дала мне телефоны, я не придала этому знакомству особого значения. Что я ей скажу? «Елена Васильевна, вот Вы мне дали телефон, мы были с Вами в ресторане». А дальше? На самом деле начала звонить она мне и приглашать в гости в Москву, я воспользовалась приглашением. И когда она приезжала в Петербург, обязательно мне звонила и я встречала ее на Московском вокзале.

Помню нашу первую поездку в Финляндию. На российско-финской границе почти все таможенники, которые занимали руководящие должности, увидев нас, брали под козырек. Они в свое время были моими студентами, потому что я преподавала тогда в соответствующем вузе. Елена Васильевна это пронаблюдала и сказала: «Больше я в Финляндию без тебя никогда не поеду».

— Она там любила отдыхать или работать?

— Мы ездили туда не работать, а просто поесть рыбку, посидеть в ресторане. От Петербурга близко до Хельсинки и других приграничных городков. Покупали там очень вкусного лосося слабой соли или подкопченного, привозили в Москву. А на день рождения Елены Васильевны мы там даже закупали водку «Финляндия». Закупки были необходимы, потому что на ее день рождения приходило до ста человек гостей. Все друзья, вся артистическая элита Москвы съезжалась 7 июля к ней на дачу. С утра начинался прием гостей, кто-то уходил, кто-то приходил, это все на самом деле продолжалось целые сутки. И вот так моя жизнь поменялась просто кардинально.

Елена Образцова в опере «Борис Годунов» М. Мусоргского, Большой театр. Фото: из архива Фонда Елены Образцовой

— Наташа, во-первых, вы ради нее переехали в Москву. Но я хочу спросить... А был ли момент притирки, когда вы познавали ее характер и правила общения?

— Хороший вопрос. Когда мы только познакомились, наши общие друзья вдруг начали говорить: «Елена Васильевна, вот Наташа, это же просто лучшая кандидатура быть вашим директором». Я слушала и удивлялась: о чем они говорят, я — директор Образцовой?.. Где я — и где Образцова, и где вообще опера. Для меня эти категории были совершенно далекими и незнакомыми. Чтобы быть ее директором, надо знать, наверное, директоров филармоний, директоров театров, у меня не было никаких связей в этом мире. Спецфакультет в Санкт-Петербургском университете МВД России, где я преподавала, был очень значимый. У меня учились депутаты Государственной думы, руководители наших административных округов и городов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мария Куликова: «Мы расписались в МФЦ. Я была в спортивном костюме» Мария Куликова: «Мы расписались в МФЦ. Я была в спортивном костюме»

Мы все рефлексирующие ребята, особенно артисты, у нас вообще расшатанные нервы

Караван историй
Как найти своего мужчину и почему мы не тех выбираем Как найти своего мужчину и почему мы не тех выбираем

Не складывается личная жизнь? Возможно, ты сама создаешь препятствия

Лиза
Фанни Фаталь Фанни Фаталь

«Когда кто-то на вас по-настоящему смотрит, вы забываете о камере»

Караван историй
Жизнь в Полумире: роман о девочке, которая родилась в психиатрической клинике Жизнь в Полумире: роман о девочке, которая родилась в психиатрической клинике

Отрывок из романа Виолы Ардоне «Великое чудо любви»

Forbes
Словно белка в колесе Словно белка в колесе

Мы часто делаем много дел за раз. Хорошо ли это для психики?

Лиза
Кевин Смит Кевин Смит

Правила жизни режиссера Кевина Смита

Правила жизни
Как японский секонд-хенд завоевывает мир и помогает стране пережить инфляцию Как японский секонд-хенд завоевывает мир и помогает стране пережить инфляцию

Что, кому и за сколько продают секонд-хенды и почему в Японии их так много

Forbes
Первый кадр Первый кадр

Итак, перед вами отцы-основатели некоторых жанров кино

Men Today
«Начинать нужно с пороха» «Начинать нужно с пороха»

Михаил Хубутия о форуме «ORЁLEXPO 2024» и проблемах отрасли товаров для охоты

Деньги
Климат каких стран лучше всего подходит для электромобилей Климат каких стран лучше всего подходит для электромобилей

Почему одинаковые электромобили по-разному проявляют себя в разных концах света

Maxim
Утюг в сторону: как безопасно для материала разгладить складки на кожаной куртке Утюг в сторону: как безопасно для материала разгладить складки на кожаной куртке

Как в домашних условиях избавить кожаную куртку от складок

ТехИнсайдер
Точки над ИИ: почему не вся автоматизация одинаково полезна Точки над ИИ: почему не вся автоматизация одинаково полезна

Чего стоит погоня за технологичностью, почему ИИ пока не может заменить человека

Forbes
«Мама, ты ломаешь меня»: с чего начинается травма детства «Мама, ты ломаешь меня»: с чего начинается травма детства

Как формируется детская травма и за что несут ответственность родители?

Psychologies
Дмитрий Астрахан: «Страшно не объясниться в любви, может порушиться жизнь» Дмитрий Астрахан: «Страшно не объясниться в любви, может порушиться жизнь»

«Хотелось сделать театр, про который зритель знает: там будет ярко, зрелищно»

Караван историй
Илон Маск или Китай. Кто первым совершит посадку на Марсе Илон Маск или Китай. Кто первым совершит посадку на Марсе

Кто победит в гонке по покорению Марса: Илон Маск или Китай?

ТехИнсайдер
Не плохой парень Не плохой парень

Интервью актера Андрея Максимова — о критике и ролях «по вкусу».

СНОБ
На новой высоте На новой высоте

Квартира непростой архитектуры, с огромной антресолью и множеством несущих балок

Идеи Вашего Дома
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Космизмом сегодня называют целый ряд философских течений

Наука и жизнь
Почему доминирование — это архаичная форма лидерства Почему доминирование — это архаичная форма лидерства

Как меняются формы лидерства?

Forbes
Дым, милый дым Дым, милый дым

Как создать идеальный автомобиль для дрифта

Men Today
10 поступков женщин на первом свидании, которые отталкивают всех мужчин 10 поступков женщин на первом свидании, которые отталкивают всех мужчин

Первые свидания все время заканчиваются неудачно?

Psychologies
Спички, веревки и контрабандная проволока: как Гарри Бардин изменил наше представление о мультфильмах Спички, веревки и контрабандная проволока: как Гарри Бардин изменил наше представление о мультфильмах

О работе Гарри Бардина и о пяти самых необычных его мультфильмах

Правила жизни
Почему современные женщины хотят замуж? Почему современные женщины хотят замуж?

Чего женщины ждут от штампа в паспорте и какие подводные камни их встретят?

Psychologies
Где посмотреть современный арт в Казанском кремле Где посмотреть современный арт в Казанском кремле

Как в Казани старинные постройки получают новую жизнь и новые смыслы

Psychologies
ChatGPT превзошел врачей в оценке респираторных заболеваний у детей ChatGPT превзошел врачей в оценке респираторных заболеваний у детей

В оценке респираторных заболеваний ChatGPT показал лучшие результаты, чем врачи

ТехИнсайдер
От любви до ненависти и обратно От любви до ненависти и обратно

Советская интеллигенция возмутилась разносами, которые Хрущёв устроил художникам

Дилетант
Дело Дурова: где право и ключи? Дело Дурова: где право и ключи?

Что же французам было нужно от Павла Дурова на самом деле?

Монокль
Избыток сахара ускоряет старение клеток и сокращает продолжительность жизни Избыток сахара ускоряет старение клеток и сокращает продолжительность жизни

Избыток сахара может изменить работу клеток в организме человека

ТехИнсайдер
Иконография детства Иконография детства

Таня Рауш: по ту сторону фотографии

Weekend
«Жизнь превращается в ад»: 6 фильмов и сериалов об эмоциональном насилии «Жизнь превращается в ад»: 6 фильмов и сериалов об эмоциональном насилии

Манипулятивные приемы из фильмов и сериалов

Psychologies
Открыть в приложении