«У нее Графиня могла быть строгой, могла быть старой, немощной, веселой»

Караван историйЗнаменитости

Елена Образцова. Непобедимая

Беседовала Анжелика Пахомова

Фото: Владимир Клавихо/из архива Фонда Елены Образцовой

Всегда верившая в себя, даже когда не верили в нее. Настоящая Примадонна, исполнявшая партию Графини в «Пиковой даме» с 25 до 75 лет. Щедрая до безумия. Эмоциональная, дерзкая. Готовая на смелые эксперименты в творчестве. Боровшаяся за свою жизнь до последнего вздоха... Все это Елена Образцова. О великой оперной певице рассказывает генеральный директор Фонда Елены Образцовой Наталья Игнатенко.

С Натальей Игнатенко мы встречаемся не первый раз. А в помещение Фонда, старинный особняк на Басманной, прихожу как в родной дом. С сотрудниками Фонда знакома давно, все они — люди увлеченные, преданные делу. Артисты приходят сюда запросто — попить чаю, пообщаться и почувствовать постоянное, теплое, солнечное ощущение присутствия Елены Васильевны, энергия которой здесь живет. Это просто невероятно, что еще при жизни было создано то, что теперь хранит ее добрые дела, хранит ее память. И конечно же, Фонд помогает молодым талантам, проводит конкурсы, творческие школы, концерты. В год, когда Образцовой исполнилось бы 85 лет, мы с Натальей встретились, чтобы вспомнить Елену Васильевну.

— Наталья, очень рада вас видеть и рада снова побывать в этом пространстве...

— А я бы хотела начать нашу беседу с добрых слов о своей подруге Анжелике Пахомовой и о вашем издании. Потому что то первое интервью, которое мы вместе делали уже много лет назад, получило множество теплых откликов — так мне были благодарны люди. Ваши вопросы, Анжелика, заставили меня вспомнить какие-то подробности, которыми поделишься не с каждым человеком... Очень важно, когда интервью берет человек, который, во-первых, в теме, во-вторых, имеет какое-то особое, значимое отношение к личности Елены Васильевны Образцовой. И это все почувствовали люди.

Фото: Виктор Горячев/из архива Фонда Елены Образцовой

— Спасибо за эти слова, Наталья! А мне сегодня хочется поговорить про саму Елену Васильевну, какая она была в обычной жизни. Мне кажется, будет ценно, если мы дадим ее почувствовать как человека. А человеком она была настолько интересным, бездонным и непростым...

— И при этом очень простым. Сам факт нашего знакомства с Еленой Васильевной удивителен. Наша встреча была и обычная, и необычная. Как-то я сидела в известном питерском ресторане «Кэт». У нас оказались общие друзья. Я увидела Елену Васильевну за общим столом. Почему-то по окончании застолья она подошла именно ко мне и стала диктовать свои телефоны и договариваться о будущих встречах. Я потом задавала ей этот вопрос. Она ответила: «Наташа, меня к тебе кидануло». Это ее выражение — «кидануло». «А вот почему Вас ко мне кидануло?» — «Даже не пытайся понять, это все Боженька». Слава Богу, есть свидетели, это не я придумала, она мне говорила: «Наташа, я тебя вымолила. Всегда мечтала о таком директоре». И вот получилось, что мы с ней встретились и начали общаться, а потом и работать.

Не так долго продолжалась наша дружба, но это было очень плотное общение и такая насыщенная жизнь. Я думаю, почему ее «кидануло» — потому что тогда, во время того памятного застолья в ресторане «Кэт» на Караванной улице, я произнесла сакраментальную фразу «я оперу вообще-то не люблю, я люблю драматический театр», а в музыкальном театре ходила на балеты. На оперу пошла один раз и чуть не уснула.

— Да, это смело! Сказать такое Елене Образцовой...

— Может быть, я пробудила в ней какой-то интерес и этого человека, этого неофита ей захотелось перековать. И ведь она за те немногие годы, что нам удалось прожить вместе бок о бок, приучила меня не просто слушать, а бесконечно полюбить оперу. Это, конечно, удивительно для взрослого человека. Мне тогда уже было далеко за 40 лет, и вдруг я влюбляюсь в этот жанр! И сегодня люди, окружающие меня, знают, что у меня практически нет свободного вечера, почти ежедневно я хожу на концерты классической музыки либо на оперные спектакли в театры Москвы, Петербурга и тех городов, куда мне удается выезжать. И в драматических театрах я люблю тех режиссеров, у которых музыка является важной частью действия, иначе мне скучно. А уж в оперном театре, где происходит соединение живописи, декораций, костюмов, ты погружаешься в эпоху. Я профессиональный историк по первому образованию, поэтому для меня это очень важно. И оркестры я теперь уже не просто слушаю: узнаю соло каких-то инструментов, и, если оно талантливо исполнено, это вызывает во мне отдельный восторг... Дошло до того, что Дмитрий Бертман, много лет назад, когда он ставил оперу Римского-Корсакова «Золотой петушок» в своем театре «Геликон-Опера», даже ввел персонаж — Наташу Игнатенко — с париком на героине, с моим платьем, кедами — все, как я ношу! И меня там публика узнает. Для меня это был необыкновенный подарок от близкого друга!

Елена Образцова и Наталья Игнатенко. Фото: из архива Фонда Елены Образцовой

— А после вашего первого знакомства вы Образцовой позвонили по всем этим телефонам, что она вам дала?

— Не позвонила! Даже после того как она дала мне телефоны, я не придала этому знакомству особого значения. Что я ей скажу? «Елена Васильевна, вот Вы мне дали телефон, мы были с Вами в ресторане». А дальше? На самом деле начала звонить она мне и приглашать в гости в Москву, я воспользовалась приглашением. И когда она приезжала в Петербург, обязательно мне звонила и я встречала ее на Московском вокзале.

Помню нашу первую поездку в Финляндию. На российско-финской границе почти все таможенники, которые занимали руководящие должности, увидев нас, брали под козырек. Они в свое время были моими студентами, потому что я преподавала тогда в соответствующем вузе. Елена Васильевна это пронаблюдала и сказала: «Больше я в Финляндию без тебя никогда не поеду».

— Она там любила отдыхать или работать?

— Мы ездили туда не работать, а просто поесть рыбку, посидеть в ресторане. От Петербурга близко до Хельсинки и других приграничных городков. Покупали там очень вкусного лосося слабой соли или подкопченного, привозили в Москву. А на день рождения Елены Васильевны мы там даже закупали водку «Финляндия». Закупки были необходимы, потому что на ее день рождения приходило до ста человек гостей. Все друзья, вся артистическая элита Москвы съезжалась 7 июля к ней на дачу. С утра начинался прием гостей, кто-то уходил, кто-то приходил, это все на самом деле продолжалось целые сутки. И вот так моя жизнь поменялась просто кардинально.

Елена Образцова в опере «Борис Годунов» М. Мусоргского, Большой театр. Фото: из архива Фонда Елены Образцовой

— Наташа, во-первых, вы ради нее переехали в Москву. Но я хочу спросить... А был ли момент притирки, когда вы познавали ее характер и правила общения?

— Хороший вопрос. Когда мы только познакомились, наши общие друзья вдруг начали говорить: «Елена Васильевна, вот Наташа, это же просто лучшая кандидатура быть вашим директором». Я слушала и удивлялась: о чем они говорят, я — директор Образцовой?.. Где я — и где Образцова, и где вообще опера. Для меня эти категории были совершенно далекими и незнакомыми. Чтобы быть ее директором, надо знать, наверное, директоров филармоний, директоров театров, у меня не было никаких связей в этом мире. Спецфакультет в Санкт-Петербургском университете МВД России, где я преподавала, был очень значимый. У меня учились депутаты Государственной думы, руководители наших административных округов и городов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ирина Винер: «Слезы моих детей я не прощаю никому, жестко отвечаю любому, кем бы он ни был» Ирина Винер: «Слезы моих детей я не прощаю никому, жестко отвечаю любому, кем бы он ни был»

Если ребенок чувствует ложь, что его обманывают — все, пощады не жди!

Коллекция. Караван историй
Думать про далекое будущее: как женщины руководят НКО и решают социальные проблемы Думать про далекое будущее: как женщины руководят НКО и решают социальные проблемы

С чем сталкиваются женщины в кризисных ситуациях и где найти силы продолжать

Forbes
Горячие головы Горячие головы

Как позаботиться о прическе с приходом теплого времени года

Лиза
Прекрасный армянин Прекрасный армянин

Микаэл Лорис-Меликов подарил России пятнадцать месяцев либеральных мечтаний

Дилетант
Лень или нежелание? Лень или нежелание?

Разбираемся в скрытых причинах отложенных дел

Grazia
Придет серенький волчок Придет серенький волчок

Действительно ли ночные кошмары и лунатизм так опасны, как мы думаем?

Лиза
8 книг про настоящих шпионов 8 книг про настоящих шпионов

Реальные истории разведчиков из разных стран, включая КГБ, ЦРУ и «Моссад»

СНОБ
Ихтиологическая филателия Ихтиологическая филателия

Завораживающая коллекция рыб на почтовых марках

Наука и жизнь
Большие связи: как с помощью психологии налаживать общение с разными людьми Большие связи: как с помощью психологии налаживать общение с разными людьми

Простые и полезные для повседневной жизни коучинговые упражнения

Psychologies
Что вас ждет, если вы влюбитесь в психопата: 4 фазы отношений Что вас ждет, если вы влюбитесь в психопата: 4 фазы отношений

С этими фазами сталкиваются все женщины, оказавшиеся в сетях психопата

Psychologies
Пицца, суши, роллы: что делает бизнес, чтобы люди заказывали и считали еду модной и необходимой Пицца, суши, роллы: что делает бизнес, чтобы люди заказывали и считали еду модной и необходимой

Как бизнес сохраняет интерес к одним и тем же людям в течении многих лет?

Inc.
Что может спровоцировать рак молочной железы и можно ли его вылечить на последней стадии? 10 вопросов врачу-онкологу Что может спровоцировать рак молочной железы и можно ли его вылечить на последней стадии? 10 вопросов врачу-онкологу

Октябрь — месяц осведомленности о раке молочной железы. Несколько вопросов о нем

СНОБ
«Она смотрела на меня серьезно и опасливо всю дорогу, пока не задремала и не стала теплой». Отрывок повести Любы Макаревской «Март, октябрь, Мальва» «Она смотрела на меня серьезно и опасливо всю дорогу, пока не задремала и не стала теплой». Отрывок повести Любы Макаревской «Март, октябрь, Мальва»

Отрывок повести Любы Макаревской о взаимоотношениях человека и собаки

Правила жизни
Пожары семейных страстей: как дети воспринимают сложные эмоции взрослых Пожары семейных страстей: как дети воспринимают сложные эмоции взрослых

О влиянии недовольства, гнева и обид в отношениях родителей на ребенка

Forbes
Яйцо Яйцо

Почему яйца называют чемпионами завтрака?

Здоровье
Космос, мифы и наука: 5 детских книг, которые интересно прочитать и взрослым Космос, мифы и наука: 5 детских книг, которые интересно прочитать и взрослым

Пять книг, которые заинтересуют тех, кто готов взглянуть на детскую литературу

Maxim
Истина где-то здесь Истина где-то здесь

Вокруг этих мест ходит много таинственных слухов и даже леденящих душу рассказов

Лиза
Гора меняет человека Гора меняет человека

Зачем основателю архитектурного бюро SIO лезть в гору с рюкзаком

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Станция биологического мониторинга качества воды Станция биологического мониторинга качества воды

Как пресноводные раки помогают ученым определять токсичность воды

Санкт-Петербургский университет
Алексей Маслов: «Взгляд России на Китай стал более реалистичным» Алексей Маслов: «Взгляд России на Китай стал более реалистичным»

Как меняются отношения между РФ и КНР, что нужно для выхода на китайский рынок

РБК
Операторы просят отложить вступление в силу новых правил продажи сим-карт иностранцам Операторы просят отложить вступление в силу новых правил продажи сим-карт иностранцам

Операторы попросили отложить новые требования по продаже сим-карт

Forbes
«Когда Бунина называют “русским Прустом”, мне хочется поправить: это Пруст — французский Бунин» — Андрей Новиков-Ланской о русском писателе и аристократе «Когда Бунина называют “русским Прустом”, мне хочется поправить: это Пруст — французский Бунин» — Андрей Новиков-Ланской о русском писателе и аристократе

Почему Бунин токсично отзывался о современниках

СНОБ
Патологии полости рта повысили риск нетрудоспособности и смерти Патологии полости рта повысили риск нетрудоспособности и смерти

13 характеристик здоровья полости рта связаны с риском недееспособности и смерти

N+1
Почти «космос», только не плавает: как создавался последний супер-вездеход ЗИЛ Почти «космос», только не плавает: как создавался последний супер-вездеход ЗИЛ

ЗИЛ-4972: последний культовый вездеход завода имени Лихачёва

ТехИнсайдер
От малограмотного мальчика до успешного книгоиздателя: история Ивана Сытина От малограмотного мальчика до успешного книгоиздателя: история Ивана Сытина

История Ивана Сытина — крестьянского сына, который стал успешным бизнесменом

ТехИнсайдер
5 книг о разных субкультурах 5 книг о разных субкультурах

Книги о советских хиппи, русском авангарде и других субкультурах

СНОБ
Почему кошек ни в коем случае нельзя брать за шкирку? Ведь мамы-кошки именно так и делают Почему кошек ни в коем случае нельзя брать за шкирку? Ведь мамы-кошки именно так и делают

Что чувствует кот, подвешенный за шкирку и почему делать так нельзя?

ТехИнсайдер
Как сумчатые подделали хищников Как сумчатые подделали хищников

В Южном полушарии у саблезубых кошек были крайне экзотические аналоги

Наука и техника
«Америка и век джаза». Отрывок из книги композитора Эндрю Ганта «Америка и век джаза». Отрывок из книги композитора Эндрю Ганта

Как появился джаз в Америке?

СНОБ
Фуры: каких размеров и видов они бывают и что в них перевозят Фуры: каких размеров и видов они бывают и что в них перевозят

Какими бывают фуры, сколько стоят, с какой категорией можно за руль?

РБК
Открыть в приложении