Забытые, неоцененные современниками фильмы Казахстана и Средней Азии

Правила жизниСобытия

Кино — дело тонкое: быстрый гид по фильмам Средней Азии и Казахстана

Ренат Газизов

dbd9d908a497cfc3eb34818cd444eb97_ce_1602x1000x198x0.jpg

В кинотеатрах «Иллюзион», «Пионер», Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке и в Музее кино на ВДНХ с 16 по 30 ноября проходит Второй международный фестиваль архивного кино. Показывают забытые, неоцененные современниками или считавшиеся прежде утраченными фильмы, снятые на европейских, американских киностудиях и в бывших республиках СССР. Часть программы отведена под ленты Средней Азии и Казахстана, и, поскольку «Правила жизни» этой осенью развернулись на Восток, логично было бы хоть немного изучить кинематограф этих стран. Что мы, собственно, и делаем — с помощью Рената Газизова, автора журнала о кино Ornament.

Кинематограф Центральной Азии стал развиваться после объединения союзных республик в одну большую страну с общей идеологией, но локальными особенностями. Историки кино обычно относят к этой категории фильмы, которые снимались в пяти странах: Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. Если же говорить о времени, то центральноазиатское кино можно разделить на три периода: советские фильмы (1919–1987), новая волна (1988–1992) и современные независимые фильмы (1992 — настоящее время). Рассказываем об одном показательном фильме из каждого и исследуем особенности кинопроизводства каждой страны.

Казахстан

Казахстанское кино началось в 1938 году, когда на экранах республики показали фильм «Амангельды» о восстании крестьян в 1916–1919 годах. Первые казахские режиссеры снимали в основном агитационные фильмы с рассказом о судьбе человека, его борьбе и духовном поиске (например, первая послевоенная картина «Песни Абая» Григория Рошаля и Ефима Арона о судьбе поэта и просветителя Абая Кунанбаева). Огромное количество исторических и производственных картин создавалось по госзаказу, так что минимальное разнообразие в кинематографе Казахстана появилось только в 1960-х годах. В перестроечный период фильмы отражали дух времени: популярными стали социальные драмы, лишенные пафоса и помпезности прошлого. Тогда же казахстанское кино начало появляться на фестивалях в Европе и обрело известность за пределами СССР. Современные фильмы значительно возросли в качестве и количестве, но, к сожалению, плохо окупаются. Создатели сетуют, что на артхаусе и серьезном кино не заработаешь. Самым плодовитым казахстанским режиссером сегодня можно назвать Адильхана Ержанова (как минимум вы слышали о его свежей картине «Голиаф», а предыдущий триллер «Штурм» получил Гран-при и приз критиков на кинофестиваля в Реймсе в этом году).

«Сказ о матери» (1963), Александр Карпов

bc18a0198310836b5f67e219a5be2e17.jpeg

Историческая драма о матери, потерявшей сына на войне. Письма с фронта — единственная ниточка между семьей и солдатом. Безграмотная мать решает избавиться от гнетущего ожидания того, пока о ее сыне расскажет кто-то из знакомых, и сама начинает обучаться чтению. Затем она становится почтальоном и разносит письма с фронта соседям, пытаясь утешить других матерей.

«Сказ о матери» считается одним из лучших фильмов Казахстана и отмечен множеством наград: Государственной премией КазССР, премией за лучшую женскую роль на Первом Всесоюзном кинофестивале и почетным дипломом на Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1964 году.

«Тень завоевателя / Гибель Отрара» (1991), Ардак Амиркулов

2700247d0442e33e3716e822d21bc0fe.jpeg

Историческая драма о противостоянии хитрого лазутчика Унжу воинству Чингисхана. События фильма развиваются в начале XIII века, когда Чингисхан захватывает Отрар — древний город, с которого начиналось казахское государство. Один из воинов Хорезмского ханства тайно пробирается в стан монголов и за семь лет проходит путь от раба до тысячника, чтобы выведать все секреты Чингисхана.

В фильме Ардака Амиркулова стоит отметить батальные сцены, декорации и костюмы. За роль Унжу Дохдурбек Кыдыралиев получил приз в номинации «Лучшая мужская роль» на «Кинотавре» в 1992 году. На международном кинофестивале в Монреале «Тень завоевателя» получила премию ФИПРЕССИ.

«Уроки гармонии» (2013), Эмир Байгазин

70ccf17ffd73fff2c820e54a55278dd2.jpg

Школьная драма о подростке, который проходит через унижения. Во время медосмотра одноклассники начали издеваться над тринадцатилетним Асланом, а позже объявили его изгоем. Мальчик впадает в депрессию, у него начинается расстройство личности, что приводит к непредсказуемым последствиям. Фильм Эмира Байгазина вошел в основную программу Берлинале в 2013 году и получил «Серебряного медведя» за выдающееся художественное произведение. В том же году «Уроки гармонии» были удостоены Гран-при на фестивалях в США, Словакии, Бразилии, Швейцарии, России и других призов.  

Кыргызстан

В 1930-е годы съемочные группы из союзных республик часто посещали Киргизскую ССР из-за прекрасной натуры. Пока одни снимали, другие показывали кино — по городам республики передвигались мобильные кинотеатры, демонстрировавшие популярные тогда фильмы. Официально кино появилось в Кыргызстане в 1941 году с указом о создании Фрунзенской студии кинохроники, которая позже стала называться «Кыргызфильм».

Первый фильм студии «Салтанат» вышел в 1955 году. Это драма о девушке-зоотехнике из высокогорного колхоза, которая чуть не погибла в снежной буре. По-настоящему киргизский кинематограф расцвел в 1960-е, когда в республику вернулись молодые режиссеры, получившие высшее образование в лучших университетах Советского Союза — например, выпускники ВГИКА Болот Шамшиев, Мелис Убукеев, Геннадий Базаро. В год выходило от пяти до десяти фильмов, полностью снятых в Кыргызстане. Тогда же зародился феномен локального кино, который позже, в 1970-х, назвали «кыргызским чудом». Под это определение подпадали фильмы о степном народе, снятые молодыми режиссерами. Фильмы Кыргызстана начали завоевывать популярность не только в СССР, но и за границей, а в 1977 году на «Кыргызфильме» открылась студия анимации. Распад СССР почти похоронил киноиндустрию, производство новых фильмов в Кыргызстане снизилось в несколько раз. Сегодня кинематограф медленно, но верно продолжает восстанавливаться, среди главных тем — различия в образе жизни городских и сельских жителей, вопросы национального самоопределения, социальные потрясения и тревоги простых людей.

«Выстрел на перевале Караш» (1968), Болотбек Шамшиев

78d924d8571c307f36595a37e9b4605c.jpg

Восточный вестерн (истерн) о мести раба своему хозяину. Киргизия, начало ХХ века, бедный житель высокогорной деревни Бахтыгул вынужден выполнять преступные приказы своего господина (мирзы) Жарасбая. Вскоре преданный Бахтыгул попадает в тюрьму, из которой бежит и возвращается в родные места отомстить Жарасбаю.

Болотбек Шамшиев экранизировал повесть казахского классика Мухтара Ауэзова «Событие на Кара-Караш». На IV Всесоюзном кинофестивале в Минске фильм получил первый приз и премию. Также «Выстрел на перевале Караш» отметили жюри VIII Смотра-соревнования кинематографистов Средней Азии и Казахстана: приз «Горный орел», дипломы первой степени и за лучшую мужскую роль.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Не боги горшки обжигают: за что мы благодарны Михаилу Горшеневу из «Короля и Шута» Не боги горшки обжигают: за что мы благодарны Михаилу Горшеневу из «Короля и Шута»

Семь вещей, за которые стоит поблагодарить Михаила Горшенева

Правила жизни
Любимый фикус в горшке: как сохранить ощущение дома в любой точке мира Любимый фикус в горшке: как сохранить ощущение дома в любой точке мира

Что такое «чувство дома» и как оно формируется?

Forbes
Олег Нестеров — об Александре Кнайфеле и пределах невозможного Олег Нестеров — об Александре Кнайфеле и пределах невозможного

Музыкант Олег Нестеров — о музыке, которую сегодня стоит услышать каждому

РБК
Лёгкость бытия Лёгкость бытия

Микс северной сдержанности и южного темперамента в московской квартире

Идеи Вашего Дома
«Был честен с собой и со своим ремеслом»: каким был путь в искусстве Карла Брюллова «Был честен с собой и со своим ремеслом»: каким был путь в искусстве Карла Брюллова

Каким был путь в искусстве Карла Брюллова и как его показывают в музеях

Forbes
Какие черты характера помогают нам стать богаче Какие черты характера помогают нам стать богаче

Какие черты характера помогают (или мешают) нам разумно распоряжаться доходом

Psychologies
Виктор Горячев: «Я пришел в фотографию из-за Булата Окуджавы» Виктор Горячев: «Я пришел в фотографию из-за Булата Окуджавы»

На счету Виктора Горячева огромное количество профессиональных портретов

Караван историй
Покупаете кофе навынос? Ученые рассказали, почему это опасно для здоровья Покупаете кофе навынос? Ученые рассказали, почему это опасно для здоровья

Кофе навынос с утра пораньше дарит человеку не только заряд бодрости

Psychologies
Исторические огрехи: 14 деталей картины «Князь Михаил Всеволодович перед ставкой Батыя» Исторические огрехи: 14 деталей картины «Князь Михаил Всеволодович перед ставкой Батыя»

В истории гибели князя Михаила Черниговского много загадочного

Вокруг света
Пассивная агрессия в интернете: как распознать и противостоять Пассивная агрессия в интернете: как распознать и противостоять

Как понять, что собеседник — токсичный для вас человек?

Psychologies
Режиссер Александр Алябьев — о мультивселенной и независимом театре Режиссер Александр Алябьев — о мультивселенной и независимом театре

Режиссер Александр Алябьев — о квантовой физике и чувствах

РБК
Как строить карьеру в VUCA-мире Как строить карьеру в VUCA-мире

Продолжать профессиональный и служебный рост можно даже в условиях хаоса

РБК
Сама по себе Варя Сама по себе Варя

Варвара Феофанова — об узнаваемости, экспериментах в кино и работе с мужем

OK!
Подменное настоящее Подменное настоящее

Что делать с любимым прошлым, которое тебя обкрадывает

Weekend
Миф и правда о счастливом детстве Миф и правда о счастливом детстве

Как спустя десятилетия изменились отношения родителей и детей

СНОБ
10 малоизвестных польских автопроизводителей: машины, которые обожали в СССР 10 малоизвестных польских автопроизводителей: машины, которые обожали в СССР

Что сейчас происходит на польском автопроме

ТехИнсайдер
Как оставаться мужчиной в современном мире: рецензия на фильм «По-мужски» Как оставаться мужчиной в современном мире: рецензия на фильм «По-мужски»

Какой вышла драма Максима Кулагина «По-мужски» с Антоном Лапенко в главной роли

Psychologies
«Обещать и сделать — это два разных слова» «Обещать и сделать — это два разных слова»

РБК получил ответы на шесть неудобных вопросов про бизнес в ОЭЗ

РБК
Лучшие выходы первой леди Южной Кореи, которая в 50 лет выглядит как фарфоровая кукла Лучшие выходы первой леди Южной Кореи, которая в 50 лет выглядит как фарфоровая кукла

А ты можешь поверить, что эта красотка отметила 50-й день рождения?!

VOICE
Тело громко намекает: 6 признаков, что вы игнорируете свои истинные желания Тело громко намекает: 6 признаков, что вы игнорируете свои истинные желания

Могут ли болезни и упадок сил быть связаны с эмоциональным состоянием?

Psychologies
Из жизни галактик Из жизни галактик

Во Вселенной существует множество галактик, и каждая из них особенная

Наука и жизнь
Нет предела совершенству Нет предела совершенству

Как перфекционистам перестать все преобразовывать?

Лиза
Изменить привычкам Изменить привычкам

Стрессовое время вполне подходит для того, чтобы заняться улучшением жизни

Psychologies
Жажда успеха: как выжить на пути к поставленным целям Жажда успеха: как выжить на пути к поставленным целям

Как достигнуть цели и при этом не выгореть?

Psychologies
Офисный призыв Офисный призыв

Как мобилизация повлияет на отношение к сотрудникам 50+

РБК
В царстве холода В царстве холода

Что интересного можно увидеть в Русской Арктике?

Отдых в России
Ложная близорукость: что это и как лечится Ложная близорукость: что это и как лечится

Что такое временное падение зрения?

Psychologies
Искусство изящного ухода от неудобных вопросов: как его освоить Искусство изящного ухода от неудобных вопросов: как его освоить

Рассказываем о самых действенных способах словесной рокировки

Psychologies
«Беги»: роман о домашнем насилии и освобождении от него «Беги»: роман о домашнем насилии и освобождении от него

Отрывок из романа о домашнем насилии «Беги» Лидии Давыдовой

Forbes
«Травма свидетеля. Почему мне плохо от того, что я вижу, и как с этим справиться» — отрывок из книги Галины Петраковой «Травма свидетеля. Почему мне плохо от того, что я вижу, и как с этим справиться» — отрывок из книги Галины Петраковой

Что такое ПТСР и как справиться с тревогой — отрывок из книги «Травма свидетеля»

СНОБ
Открыть в приложении