Как рождается кружево на вологодский манер

КАНТРИ Русская азбукаИстория

Кружево: сплетено на коклюшках

Мелодичный перезвон деревянных палочек, ловкая работа пальцев — рассказываем, как рождается кружево на вологодский манер

Текст: Галина Жукова

* Тончайшая работа, которую освоили в Вологде

У кружевоплетения давние традиции. Неизвестно, кому первому при взгляде на ажурную вышивку пришла в голову идея иначе передать волшебный узор — плетением на коклюшках. По версии исследователей, жил этот человек в XV–XVI веках в Италии. Нашитая на воротник или рукава тесьма из чудных узоров превращала любой наряд в неординарный. И аристократия сразу оценила новшество. Плели изделия из тончайших нитей, преимущественно девочки. Считалось, что влажная льняная кудель легче поддавалась обработке именно нежными детскими руками.

Славилось и дорого стоило итальянское, немецкое, французское кружево. В Россию его привозили купцы. Вологда стояла на северных торговых путях в Москву, по которым и везли заморское диво. Русские предприимчивые помещики решили: нет того, что не смогли бы повторить их крепостные крестьяне. И те действительно освоили кружевоплетение, а затем стали придумывать и свои фоновые решетки, заменять иноземные орнаменты родными, приходящими из местной росписи и резьбы по дереву.

По вологодскому кружеву можно проследить историю страны. Мастерство людей восхищает!

Кажется, вот сейчас взмахнет крыльями эта кружевная «Чудо-птица» и упорхнет в свою сказку.

«При плетении мастерицы использовали сколок — рисунок на бумаге, где просчитаны все переплетения нитей. Сколки стоили недешево, — рассказала заведующая вологодского Музея кружева Юлия Евсеева, — их бережно хранили, покупали в складчину».

Вологодское кружево всегда «близко к народу». Так, в узорах мы обнаружили и самолеты, и парашюты, и тракторы.

Начинали учить кружевоплетению деревенских девочек лет с пяти, особо одаренных посылали обучаться разработке собственных узоров в Мариинскую кружевную школу Санкт-Петербурга. Сколок мастерицы накалывали на матерчатый валик, туго набитый соломой, места переплетения нитей закрепляли булавками, а каждую нить наматывали на резную деревянную коклюшку. Для изготовления коклюшек брали не всякое дерево. Порода выбиралась по ее звучности и простоте в обработке. Чаще использовали березу, верес, ольху. Из-за мелодичного перезвона коклюшек во время работы мастериц кружево называли музыкальным. В зависимости от размера и сложности узора использовали

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении