КАНТРИ Русская азбукаКулинария
Яичница-глaзунья
Самое простое, но и самое великое, что можно себе представить в кулинарии, – это яйцо. Его употребляли в пищу с древнейших времен. Готовили блюда из яиц и на Руси, о чем нам сообщают всевозможные пословицы
Птичье яйцо издревле символизировало начало жизни, возрождение, плодовитость. Еще задолго до принятия христианства славяне не только ели яйца, но и красили их ягодами, травами, луковой шелухой, выражая тем самым свое почтение всему сущему, – и этот обряд дошел до наших дней в виде пасхальной традиции. Также они верили в то, что, если погладить яйцом лошадь или корову, животное будет крепким и здоровым. А поле, где покатали яйцо, станет плодороднее. Так что нет ничего удивительного в том, что и в свой рацион яйца включали с большой охотой, даже не столько ради удовольствия, сколько для поддержания сил и общего укрепления организма.
Курица или яйцо
«Не путай божий дар с яичницей», «Не разбив яйца, яичницу не приготовить», «Не свистать и не печь яиц там, где сидит наседка», «Дорого яичко в Христов день» – эти и другие старорусские поговорки и пословицы свидетельствуют о том, что эта еда была нашим предкам хорошо знакома. Яйца часто добавляли в тесто, делали из них начинку для пирогов, а вот как самостоятельное блюдо ели их реже, в основном по праздникам. Объяснение этому кроется в том, что куры в крестьянских дворах неслись нестабильно, да и яйца были едва ли не вдвое меньше, чем нынешние, так что на питательный завтрак для одного мужика потребовалось бы десятка полтора – не очень-то рациональное использование ценного продукта.
Ситуация улучшилась после того, как в XVII веке царь Алексей Михайлович установил с Европой торговые связи и из Голландии прибыли в Россию первые курицы-несушки. Со временем птицы начали распространяться по разным губерниям, и яичницы стали появляться на столах чаще. Одним из излюбленных методов считалось приготовление яиц таким образом, чтобы желтки не смешивались с белками и оставались сырыми. Однако в старых письменных памятниках («Домострой», «Роспись царским кушаньям» и т.п.) слово «глазунья», которым мы обозначаем такое блюдо, не встречалось вовсе: оно стало закрепляться в лексиконе лишь в XIII веке. До этого слово «глазун» (именно в мужском роде) значило «булыжник», а глаз назывался оком. Ну а глазуньей глазун стал уже в ассоциативной связи с яичницей: жидкий желток в ней и правда напоминает глаз, и слово с годами поменяло род с мужского на женский.
Целый мир на тарелке
Приготовление глазуньи – дело нехитрое. Достаточно разогреть на сковороде масло и выпустить разбитые яйца так, чтобы желтки остались целыми. Если должной сноровки пока нет, можно сперва разбить яйца в отдельную миску и уже из нее отправить их в сковороду. Жарят такую яичницу, посыпая солью только белки, поскольку кристаллики соли, попавшие на желток, образуют светлые пятна, которые нарушают идеальный внешний вид блюда. Происходит так потому, что на поверхности желтка есть тончайший слой белка, и, оказываясь на нем, соль уменьшает температуру денатурации, и прозрачный белок в этом месте мутнеет. Из-за этого же эффекта не рекомендуется закрывать сковороду крышкой: слой белка над желтком свернется и желток покроется белой пленкой.
Все эти тонкости на Руси освоили без труда. Но, разумеется, никакой монополии на приготовление яиц именно у нас не было. Человечество употребляло их в пищу не одно тысячелетие в самых разных уголках планеты. Например, еще в Древнем Египте жарили на огне страусиные яйца. В национальной кухне Италии наиболее популярна фриттата, в Испании едят тортилью и яичницу «уэвос», которая подается на лепешке. Во Франции – омлеты и яйцо пашот, в Великобритании и Ирландии подают яичницу с беконом. Некоторые национальные кухни делают блюда из яиц с сытными начинками в виде риса, лапши и других ингредиентов: в Японии – ому-райсу и ому-соба, в Индонезии – керак-телор и т.д.
Что-то мы успешно перенимали у других. Например, у англичан позаимствовали идею с беконом, правда, адаптировали ее под себя и стали класть в яичницу различные колбасные изделия. А в XIX веке, когда в гастрономическом плане была мода на все французское, император Александр I распорядился готовить ему не набившую оскомину яичницу, а яйцо пашот – невиданную до тех пор диковинку, которую в Париже вполне буднично ели на завтрак (идею ему подкинул в 1817 году кулинар Мари-Антуан Карем).