«Какая мерзость»: как издательство No Kidding Press выпускает в России фем-литературу
Феминистская литература не пользуется популярностью у массового читателя, однако в России уже около пяти лет существует издательство No Kidding Press, которое специализируется на выпуске фем-произведений. Forbes Woman поговорил с его основательницей Александрой Шадриной про специфику текстов, написанных женщинами, критике и восторгах читателей и о последних книжных хитах.
No Kidding Press — небольшое издательство, которое переводит и издает книги, в основном написанные женщинами. Оно существует с 2018 года, в его штате всего шесть человек. Цель No Kidding Press — представить на русском языке как культовые тексты, в свое время обошедшие стороной русскоязычного читателя, так и новые произведения. За пять лет работы издательство выпустило десятки книг.
Сначала в No Kidding Press выходили книги западных писательниц, но со временем им удалось расширить географию публикуемых текстов. Например, издательство перевело с арабского книгу «Незначительные детали» Адании Шибли. Самые популярные книги, выпущенные No Kidding Press, это комиксы Лив Стремквист, трилогия Тове Дитлевсен, книги Анни Эрно. Также издательство публикует русскоязычную прозу.
— В издательстве No Kidding Press выходит в основном серьезная литература. Ставили ли вы целью разрушить стереотипы о том, что «женская книга» — это либо кулинарный справочник, либо бульварный роман?
— Нет, такой цели не было. Мне не очень хочется возводить какие-то иерархии, когда есть низкая литература и серьезная, достойная литература. Несмотря на то что мы действительно не издаем жанровую прозу, такую как любовные романы или детективы, мы не стараемся от них дистанцироваться. Просто мы занимаемся другим видом литературы.
— Почему вы решили издавать произведения, написанные женщинами и для женщин?
— Во многих странах открывались женские издательства. В Великобритании существует премия, посвященная литературе, которую написали женщины, запускались медийные компании, например Read women, многие издательства бросили сами себе вызов: издавать в течение года только женщин. Такая волна женской литературы была и в России, и за рубежом. В нашей стране не только в No Kidding Press начали издавать женскую прозу, но, например, и в маленьком издательстве Common Place. У них была очень симпатичная серия книг, которая была посвящена почти забытым русскоязычным текстам, написанным писательницами конца XIX — начала XX века. В итоге серию приостановили.
— Какой была реакция у аудитории на книги, которые вы начали издавать?
— Аудитория наш запуск поддержала. Я думала, что никто нас и не заметит, но сразу появилось гораздо больше подписчиков на книги, чем мы могли предположить. Что касается книг, то мы сначала выпускали экспериментальные американские женские романы. Их восприняли с любопытством и с некоторым непониманием. Про нас говорили, что мы издаем сложные книги, что непонятно, о чем эти произведения. Например, героиню книги «I Love Dick» Крис Краус очень критиковали за то, что она преследовала мужчину, в которого влюбилась, потому что люди еще плохо чувствовали границу между художественной литературой и non-fiction, а некоторые тексты эту границу размывают.
На «Плод познания» Лив Стремквист — это познавательный комикс, анализ табу и мифов, окружающих женское тело и сексуальность, — многие мужчины и некоторые женщины реагировали отрицательно, говорили: «Какая мерзость», «Все преувеличенно!». Часто ставили 10 восклицательных знаков. Было видно, что человека сильно задело и до сих пор это продолжается. К тому же обложка создала нам много проблем. Из-за нее нас не пустили на книжную ярмарку Non/fiction.
Сейчас ситуация изменилась, но на тот момент подобную литературу воспринимали тяжело.
— I Love Dick Крис Краус была одной из первых книг, выпущенных издательством. В ней собраны любовные письма писательницы к персонажу по имени Дик, прообразом которого был исследователь и критик культуры Дик Хэбдидж. Почему вы выбрали эту книгу?
— Это одна из заметных книг 2000–2010-х годов среди англоязычной женской прозы. Она интересна по многим причинам: когда I Love Dick была издана в 1997 году, то разразился скандал вокруг приватности прообраза Дика, но сам роман не получил мейнстримного внимания.
В 2006 году книга была переиздана, и с тех пор она оставалась в печати, так как рос круг ее поклонниц. Роман I Love Dick являлся частью «секретного канона», когда молодые женщины, в основном писательницы, передавали эту книгу из рук в руки. Многие из них говорили об I Love Dick в своих блогах и книгах, например, она упомянута в романе Салли Руни «Разговоры с друзьями». Это пример того, что молодые писательницы видели в Крис Краус «материнскую фигуру», которая повлияла на них в плане письма. В итоге эту книгу заметило большое издательство в Великобритании.