Как визажист и бывшая госслужащая построили бизнес на 316 млн рублей на гречишном чае
Визажист Седа Хункаева впервые попробовала чай из семян татарской гречихи в 2014 году. Напиток со вкусом овсяного печенья пользовался популярностью в Китае, но в Москве его было почти не найти. В 2017-м вместе с подругой Анной Хабаровой она решила наладить его продажи. За четыре года их бренд Nature’s Own Factory обзавелся собственным производством, увеличил выручку более чем в 20 раз и вышел за рубеж.
В начале 2017 года Седа Хункаева разговаривала по телефону с подругой Анной Хабаровой, а параллельно обжаривала на сковороде семена татарской гречихи. Впервые чай из таких семян она попробовала в 2014-м в салоне красоты Aldo Coppola, где работала визажистом. В то время напиток с ярким вкусом овсяного печенья был особенно популярен в Китае — там производили несколько его сортов. В России им угощали разве что в дорогих салонах красоты вроде Aldo Coppola и небольших ресторанах национальной кухни.
Чтобы найти среди китайских семян «те самые» и построить на них чайный бизнес, подруги перепробовали десятки образцов и провели несколько домашних экспериментов. За счет обжарки, например, они хотели добиться более насыщенного послевкусия. «Выглядело это смешно, но сработало», — вспоминает Хункаева.
С тех пор «обжарочный цех» на кухне превратился в целую гречишную империю. Сегодня компания Nature’s Own Factory Хункаевой и Хабаровой закупает более 60 тонн чая в год, производит холодные чайные напитки, гречишный шоколад и сотрудничает с «Азбукой Вкуса», «Перекрестком», 4fresh, американской платформой SnackMagic и гипермаркетами Carrefour в Арабских Эмиратах.
Скраб вдохновения
35-летние Хункаева и Хабарова познакомились в колледже, когда им было по 16 лет, и вместе поступили на экономический факультет в Плехановский университет. Хункаева после вуза поняла, что не хочет заниматься «офисной рутиной», переучилась на визажиста и пошла работать визажистом-консультантом в магазин MAC (канадский косметический бренд). Хабарова пошла по другой стезе — устроилась специалистом в Росимущество и в итоге проработала там три года.
В 2009 году с разницей в несколько месяцев подруги родили сыновей, а летом 2010-го из декрета решили запустить первый бизнес — салон красоты с парикмахерскими и ногтевыми услугами. В открытие точки в южном Бутово вложили около 700 000 рублей. «Отец подарил мне машину, я ее продала, и это стало первым капиталом», — вспоминает Хункаева. Ее отец, Мовлади Хункаев, занимался строительным бизнесом. По данным СПАРК, до 2019 года он был гендиректором и владельцем компании «Реновация-М».
Салон в первый же месяц вышел на окупаемость, уверяет Хункаева, но прибыль почти не приносил. Через полгода работы в ноль или небольшой плюс предпринимательницы продали проект за те же 700 000 рублей. «Мы поняли, что люди идут на человека: чтобы раскрутить салон, нужно самим быть парикмахерами и ногтевыми мастерами, продвигать личный бренд, — объясняет Хункаева. — Мы не хотели так сильно вовлекаться в проект, да и не были такими мастерами». Продав бизнес, Хункаева вернулась в MAC, затем устроилась визажистом в дорогой салон красоты Aldo Coppola на Новом Арбате. Хабарова сосредоточилась на воспитании ребенка.
В Aldo Coppola продавали гречишный чай, которым обычно угощали клиентов. «Все были им восхищены и говорили, что нигде такой не пробовали», — вспоминает Хункаева. Чай в упаковке с китайскими иероглифами Хункаева попробовала в 2014 году. Напиток настолько ей понравился, что она решила найти другие точки его продажи в Москве. «В Aldo Coppola он стоил 3000 рублей за 100 грамм, а я хотела найти более приемлемую цену», — объясняет она. Но поиски не увенчались успехом: информации о нем в сети было мало, а в обычных магазинах его не продавали. «Гречишный чай тогда был популярен в Китае, но в России о нем почти никто не знал», — говорит соосновательница онлайн-магазина натуральной косметики и полезных продуктов 4fresh Наталья Козлова.
Хункаева задумала найти гречишный чай в Китае и наладить его поставки в Россию. «Но это казалось таким сложным, что запускать бизнес я не осмелилась», — признается она.
К идее предпринимательница вернулась только в конце 2016 года. Триггером стала статья о 22-летней основательнице компании Helen Gold Елене Золотовой, которая заработала 118 млн рублей чистой прибыли в 2015 году, продавая скраб собственного производства через Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Золотова была клиенткой Aldo Coppola, но о ее бизнесе Хункаева прежде не знала. «Если до этого я не решалась заняться гречишным чаем, потому что это был абсолютно незнакомый для меня продукт, то прочитав статью, поняла — все можно масштабировать, нужно просто начать», — говорит Хункаева.
Она рассказала о бизнес-идее Хабаровой. Та, попробовав чай, который Хункаева купила в Aldo Coppola, согласилась стать партнером.
Отстроиться от гречки
Подруги привлекли переводчика-китаиста, тот стал искать выходы на китайских производителей и заказывать у них тестовые образцы. «Мы перепробовали какое-то невероятное количество вариантов», — вспоминает Хабарова. В процессе подруги поняли, что самый распространенный сорт чая — из обычных семян татарской черной гречихи. В редких случаях эти семена измельчали, прессовали и обжаривали — за счет этого появлялся тот самый сладковатый вкус и аромат овсяного печенья. «Вот такой чай нам и нужен был», — заключает Хабарова.