Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному

Акции самого известного производителя мяса из растительного белка — американского Beyond Meat — стоят меньше $3, что в восемь раз ниже пикового значения 2019 года. Компания, которая казалась будущим пищевой индустрии (экологично, технологично, востребовано), так и не смогла убедить массового потребителя изменить своим привычкам. Провал Beyond Meat стал символом проблем целой индустрии. Но означает ли это, что у технологии нет будущего?
Акции самого известного производителя мяса из растительного белка —американского Beyond Meat — стоят меньше $3, что в восемь раз ниже пикового значения 2019 года. Компания, которая казалась будущим пищевой индустрии (экологично, технологично, востребовано), так и не смогла убедить массового потребителя изменить своим привычкам. Провал Beyond Meat стал символом проблем целой индустрии. Но означает ли это, что у технологии нет будущего?
Взлет и падение
Вегетарианство не сдает позиций: например, в США около 6% граждан отказались от употребления мяса. И их было бы еще больше, если бы компаниям удалось предложить альтернативу, не уступающую натуральному мясу по вкусовым качествам и пользе для организма. Еще несколько лет назад казалось, что это получается: на Западе стало появляться множество компаний, которые работали с растительным белком. Однако сейчас бум уступил место быстрому спаду.
Крупнейший мировой производитель альтернативного мяса на растительной основе Beyond Meat запустился в 2009 году в Лос-Анджелесе. В мае 2019 года компания провела успешное IPO и начала активно расти: за следующий год ее выручка увеличилась на 36,6% и составила $406,8 млн. Растущее партнерство с ресторанами и розничными торговцами вызвало настоящий ажиотаж вокруг заменителей мяса. Исследовательские компании прогнозировали, что его ждет такой же успех, как в свое время безлактозное молоко. Продажи заменителей мяса в 2020 году достигли $1,3 млрд; ожидалось, что в течение 10 лет они увеличатся до $20–30 млрд.
Потребители оценили не только вкусовые качества сосисок, котлет и бекона из растительного белка, но и их пользу для окружающей среды. По оценкам исследователей, 15% глобальных выбросов парниковых газов сейчас приходится на производителей мяса. Например, при производстве 100 г говяжьего белка в атмосферу выбрасывается около 25 кг парниковых газов. Сложный процесс изготовления искусственного мяса создает на 40–90% меньше CO2.
На фоне растущего беспокойства общества по поводу изменения климата это, казалось, предвещало новую эру. Сложные смеси из сои, масел, дрожжей и картофеля, которые выглядят и ощущаются как настоящее мясо (и даже с кровью, как у конкурента Beyond Meat, американского стартапа Impossible Food) воспринимались как продукт, который скоро станет привычным в холодильнике едва ли не каждой семьи.
Однако этого не произошло. С июня 2021 года акции Beyond Meat начали дешеветь. К июню текущего года они упали с максимума в $239 в 2019 году до $2,93. Компания так и не вышла в прибыль и была вынуждена сокращать расходы.
В период бурного роста Beyond Meat вела активную PR-кампанию, заходила в McDonald’s и другие сети. Одновременно с ростом выручки увеличивались и убытки, которые доходили до объемов выручки, — компания активно вкладывалась в новые продукты и привлечение клиентов, поясняет партнер фонда ФРИИ и директор «Акселератора ФРИИ» Дмитрий Калаев. По его словам, после пандемии стало сложнее привлекать инвесторские деньги и выручка начала снижаться.
Дмитрий Калаев
партнер фонда ФРИИ и директор «Акселератора ФРИИ»
«Инвестор может вкладываться в убыточную компанию, если она бурно растет, или в компанию, которая стабильно платит дивиденды. В случае Beyond Meat мы не видим ни того ни другого. Они борются за рентабельность».
Финансовое положение компании резко ухудшилось в последний месяц, вероятно, на фоне очень высокой долговой нагрузки, предполагает инвестиционный директор Kama Flow Сергей Гайворонский. При этом нет каких-то сигналов, что ситуация будет меняться к лучшему. Не случилось быстрого роста выручки или выхода на операционную рентабельность, чтобы покрывать проценты по долгу и постепенно его гасить, обращает внимание собеседник.
Сергей Гайворонский
инвестиционный директор Kama Flow