Как стартап россиян по выявлению NFT-подделок привлек $11 млн от инвестора Google
$11 млн привлек американский стартап Optic, который помогает выявлять подделки NFT, всего через четыре месяца после начала разработки. Это в несколько раз больше, чем в среднем получают стартапы на ранней стадии развития в США. Проект в январе этого года запустил бывший топ-менеджер Google Андрей Дороничев вместе с выходцами из AI-компании EORA Романом Дорониным и Владом Виноградовым. Как им удалось закрыть крупный раунд и заинтересовать инвестора Amazon, Google и Twitter?
В январе 2022 года бывший директор по продуктам Google и создатель приложения YouTube Mobile Андрей Дороничев вместе с основателем компании по разработке решений на базе искусственного интеллекта EORA Романом Дорониным и руководителем отдела компьютерного зрения в EORA Владом Виноградовым начали создавать сервис Duplicat (в марте он сменил название на Optic). Партнеры разрабатывают технологию на основе искусственного интеллекта, которая помогает выявлять подделки цифровых активов на блокчейне.
В марте компания получила первого клиента — крупнейший NFT-маркетплейс OpenSea. А уже в апреле привлекла $11 млн инвестиций (сделка была анонсирована в июле). Лид-инвесторами посевного раунда стали венчурный фонд из Кремниевой долины Kleiner Perkins, который вкладывался в Amazon, Google и Twitter, и фонд Pantera Capital с фокусом на блокчейн-проектах. Собеседники Forbes назвали сделку одной из самых крупных на американском рынке для стартапа на раннем этапе развития.
Forbes рассказывает, как команда нашла нишу, смогла привлечь немалые деньги в условиях экономического спада и есть ли у стартапа серьезные конкуренты и будущее.
Шоковая ситуация
Идея нового стартапа Андрею Дороничеву пришла случайно. Осенью 2021 года он покинул Google после 10 лет работы, чтобы заняться музыкой и другими личными проектами, в том числе инвестиционными. Например, в апреле 2022 года Дороничев стал инвестором платформы «Mesto на карте», которая помогает русскоязычным IT-специалистам и предпринимателям освоиться в новых для себя локациях. После ухода из Google он также стал активно изучать технологии web3 (децентрализованной онлайн-экосистемы на основе блокчейна), которые заинтересовали его как перспективный технологический тренд.
Дороничев решил на практике разобраться в работе одной из технологий, которая используется в web3 — невзаимозаменяемых токенах, или NFT (записи на блокчейн-платформе, которая подтверждает подлинность цифрового объекта и факт владения им). Для этого в октябре 2021 года он записал песню, выложил ее на торговой площадке для NFT-токенов OpenSea и подарил другу (на площадке есть функция дарения). Спустя час тот прислал ему копию его песни со словами «я же говорил тебе, что в интернете все копируется», вспоминает Дороничев.
Ситуация стала «шоком» для предпринимателя. «Тогда я понял, что мое обывательское представление об NFT было неверным. Я предполагал, что если кто-то захочет выложить копию твоего невзаимозаменяемого токена, система автоматически скажет ему, что такой файл уже есть. Оказалось, что такой функции нет», — удивляется предприниматель. Тогда же Дороничев обсудил эту ситуацию с основателями и директором по продукту NFT-маркетплейса OpenSea, с которыми его свели общие знакомые. Они также подтвердили проблему.
О сложностях с копированием цифровых работ говорит и сооснователь NFT-маркетплейса Rarible Александр Сальников: «Технически кто угодно может создать NFT с любым изображением, как кто угодно может создать копию сумочки Gucci». Отличить подделку от оригинала можно с помощью адреса криптокошелька, с которого создавалась коллекция (перед тем, как создать NFT, автору нужно завести кошелек). Но так как адрес представляет собой порядок букв и цифр, только знающий человек может опознать мошенника, говорит Сальников: «Если ты знаешь адрес настоящей коллекции, ты его не спутаешь. Проблема в том, что пока не существует автоматического способа проверять эти адреса».
Диджитал-художник Евгений Зубков, известный под псевдонимом Frm46, тоже считает проблему актуальной. Любой пользователь может скопировать NFT-файл (изображение, аудио, видео) и создать новый токен, говорит он: «По сути гарантом подлинности [конкретного] токена выступает сам художник и NFT-коммьюнити». Проблему подтверждает и другой диджитал-художник Никита Реплянский, также известный под ником r66. По собственным словам, он сталкивается с подделками минимум один-два раза в месяц. Так как автоматические алгоритмы защиты на площадках отсутствуют, маркетплейс банит авторов подделок только после обращения автора оригинальной работы. «У меня достаточно большое комьюнити, поэтому, как правило, ссылки на подделки скидывают друзья или члены команды. Раньше мы воспринимали эту проблему остро, но позже поняли, что она — часть нашего рынка», — отмечает Реплянский. При этом, по словам Зубкова, проблема препятствует выходу на рынок новых цифровых художников: «Многие художники, с которыми я общался, принципиально отказываются связываться с NFT и считают эту индустрию скамом из-за громких случаев кражи контента».
Ночи без сна
К зиме 2022 года предприниматель созрел для запуска проекта. Он задумал разработать технологию, которая бы сверяла новые цифровые активы с уже существующими на блокчейне, помогала таким образом выявлять подделки и сообщала об этом авторам.
За помощью он обратился к основателю компании по разработке решений на базе искусственного интеллекта EORA (среди ее клиентов — «Додо пицца», KazanExpress, «Сбер» и «Яндекс») Роману Доронину, с которым поддерживал отношения с ноября 2021 года после знакомства в социальной сети Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России). «Мы активно переписывались и стали подозрительно часто созваниваться — обсуждать разные идеи», — рассказывает в беседе с Forbes Доронин. А в середине января 2022 года он получил несколько сообщений от Дороничева, в которых тот делился идей и желанием построить технологию для борьбы с NFT-копированием.