Как самоизоляция во время Великой чумы помогла Исааку Ньютону совершить научную революцию
В прежние эпохи, даже не зная точных причин возникновения эпидемий, люди практиковали «социальное дистанцирование», чтобы избежать заражения. В 1665 году из-за вспышки чумы Исаак Ньютон, только что окончивший курс в Тринити-колледже Кембриджского университета, был вынужден вернуться домой к матери, где поставил несколько экспериментов и сделал важные теоретические обобщения. Этот период вынужденной «самоизоляции» биографы Ньютона назовут «годами чудес».
На фоне эпидемии коронавирусной инфекции некоторые вспоминают историю, как из-за холерного карантина в Москве в 1830 году поэт Александр Пушкин был вынужден три месяца просидеть в семейном поместье в селе Болдино. «Болдинская осень» стала наиболее продуктивным периодом в его творчестве — поэт завершил работу над «Евгением Онегиным», «Повестями Белкина» и «Маленькими трагедиями».
Пушкин был не единственным, чей творческий гений усилило вынужденное уединение. В 1665 году в Англии разразилась эпидемия чумы. Занятия в кембриджском Тринити-колледже были прекращены, а весь преподавательский состав и студенты распустили на карантин по домам на неопределенный период. Среди уехавших был и Исаак Ньютон, которому было чуть за 20. Он покинул колледж, взяв с собой книги, записи и инструменты, и отправился в Вулсторп — родовое поместье в графстве Линкольншир, расположенное в 60 милях к северо-западу от Кембриджа. Свои главные открытия (прежде всего — закон всемирного тяготения) он совершил именно в продолжительной