Неувольняемые: кому всегда будут платить миллионы на рынке труда
Пока что сложно себе представить робота-суперкоммуникатора, который дружит со всеми и дотянется до нужного человека через пять рукопожатий. Навыки продуктивного нетворкинга скоро станут ключевым конкурентным преимуществом в бизнесе: профессионалы с записной книжкой уже сейчас стоят миллионы в год.
Лучший тренд зимы, весны и предстоящего лета — это связи. Связи — это новый черный. Даже нет! Это серый. Благородный, богатый, всепоглощающий, под всё подходящий. Новое «золото», ваш недооценённый капитал. Правда, в новом мире, где правит бал эпидемиология, а корона — у коронавируса, придется изобретательно избегать тактильной коммуникации — рукопожатия и объятия отложить до лучших времен.
Заводить новые знакомства, имея деньги — это одна история, но имея знакомства, сколотить состояние и построить карьеру — качественно совершенно другая. Хотя лучше — когда в арсенале и то, и другое. Умение создавать и успешно пользоваться связями — редкий дар, хотя может стать и приобретенным навыком. Так, чтобы вас не заподозрили в корысти и конъюнктуре, а искренне и порой безвозмездно помогали, нужно и самому «уметь дружить». Как никто этим умением владеет Александр Гафин, в прошлом советник предправления «Альфа-банка», сейчас частный инвестор и специалист по PR-технологиям. «Вы с людьми выстраиваете отношения всю жизнь. Рабочие вопросы могут возникнуть в процессе, но строим-то мы человеческие отношения на базе сотрудничества, на дружеском фундаменте. И общение у меня всегда происходит только с интересными мне людьми. Я не стану прогибаться и нарушать свои принципы. Дружба — это двустороннее движение, ежечасное дежурство, где вы всегда готовы откликнуться и помочь».
Капитализация через записную книжку
Профессионалы с записной книжкой на рынке стоят миллионы и миллионы в год. А чего это стоит им? Банкиры, продюсеры, промоутеры годами выстраивают отношения с партнерами, клиентами, журналистами. «80% моего времени - это встречи», — говорит член совета директоров S7 Максим Першин, в прошлом топ-менеджер «Альфа-банка». Это жизнь между «Кофеманией» и «Кофеманией», а вовсе не офисная работа.
«Отсутствие чувства такта и деловой этики может сразу оттолкнуть, даже если контакт мог бы привести к реализации крутого проекта. Если оппонент задаёт тон упрощенной системы коммуникации, принимайте. Но важно не переходить границу и оставаться профессионалом, даже если вы очень коммуникабельны. У нетворкинга нет начала и конца работы, это стиль жизни. Надо стараться придерживаться схемы win-win в нетворкинге. Нельзя апеллировать только своей выгодой. Нужно искать, чем это интересно и полезно партнёру», — говорит Сона Хачатрян, продюсер специальных проектов «Газпром-Медиа».
Как часто мы слышим выражение «Он/она знает всю Москву!». За этим устойчивым выражением стоит много составляющих: и возможности, и социальная вовлеченность, и одобрение, осуждение, сплетни, закрытые вечеринки и — в любые времена — дефицит. Дефицитом может быть что угодно: редкие книги, пригласительные на значимые выставки без очередей или ускоренная очередь на редкую сумку. Недавно среди тех, кто не озаботился покупкой билета заранее, был невероятный ажиотаж на спектакль питерского БДТ по пьесе Вырыпаева «Волнение» с Фрейндлих в главной роли. Вот это был квест покруче очередей на автомобиль советского образца или румынскую стенку.
Нетворкинг ли это? А вспомните, какие приятные совпадения постоянно происходят с теми, кто заводит новые знакомства. Андреа в «Дьявол носит Прада» сумела добыть (добыть!) еще не изданную новую книгу о Гарри Поттере. Как ей это удалось? С помощью правила шести рукопожатий. Ей хватило двух, чтобы оформитель обложки оказалась подругой нового знакомого, о котором она вспомнила случайно, увидев его имя на рекламе автобуса. Этот эпизод демонстрирует важность связей, наличие которых помогло ей решить поставленную руководителем задачу и не потерять работу.
Неважно, что ты знаешь, важно, кого ты знаешь
Этой английской поговорке уже не один десяток лет. Для аристократии это железное правило. Истеблишмент выше старых денег ценит только качественные связи. Качественные — значит без репутационных рисков, легковесности и славы не по заслугам, без вульгарности и высокомерия. Построенные гармонично, ни за один эпизод в жизни такому нетворкеру не будет неловко. Многие наши соотечественники не улавливают эти нюансы, предполагая, что мелькание в светской хронике это и есть нетворкинг, дисконтируя этот поистине недооцененный навык будущего.
«Мне кажется, в России нет культуры нетворгинга сегодня, — говорит Ольга Флер, основатель благотворительного проекта Meet for Charity. — Это понятие несет какой-то двойной смысл. А в США это почти в ДНК у людей. Я очень люблю представлять друг другу людей, если понимаю, что у них может сложится синергия и вместе они смогут выстроить намного большее. Один в поле не воин. А увидеть потенциал и свести людей — большая для меня радость. Хотя многие люди удивляются или не понимают, как себя вести в таком случае. Как это, начать разговор с совершенно незнакомым человеком? А вдруг на мне будет лежать ответственность за это знакомство?».
Флер никогда не забудет, как прилетела в Кремниевую долину со своей коллегой, совершенно не зная никого там, но с большой верой в себя и свой проект. Ей было интересно найти партнеров и инвестиции. Уже в самолете начала рассказывать о своей идее с соседями по креслу — американцами, они сразу начали писать мейлы своим знакомым, чтобы соединить Ольгу с людьми из индустрии. «Бескорыстная вера в людей чувствовалась еще до приземления в Сан-Франциско. За две недели я узнала человек 30 точно, которые чем-то помогли. Они говорили: «Мы ведь тоже можем оказаться на твоем месте, так что рады помочь, все в жизни — бумеранг».