Как чебоксарец с друзьями создал самый дорогой образовательный стартап в России
Всего несколько лет назад офис компании Skyeng был в съемной квартире в Долгопрудном, а несколько сотрудников компании – друзья по МФТИ – ели лапшу быстрого приготовления, чтобы сэкономить. Сегодня компания оценивается в $100 млн. Как «физтехи» добились успеха так быстро и куда хотят двигаться теперь?
В тесной комнате общежития №6 в Долгопрудном пятикурсники МФТИ Георгий Соловьев и Денис Сметнев мечтали о технологической революции на рынке образовательных услуг. После учебы к ним заглядывали университетские приятели Харитон Матвеев и Андрей Яунзем, и вместе они разрабатывали сервис дистанционного обучения английскому языку. Эта комнатка стала первым офисом онлайн-школы Skyeng.
Нынешняя штаб-квартира компании находится в центре Москвы у метро «Таганская». Она выполнена в духе стартапов Кремниевой долины: там есть собственная кухня, тренажерный зал, лаунж-зона с мягкими подушками и другие офисные «плюшки». В 2018 году по результатам сделки с инвестфондом Baring Vostok Skyeng был оценен в рекордные для российского рынка образовательных технологий $100 млн.
Начальная школа
Чебоксарец Георгий Соловьев в 2007 году поступил на факультет общей и прикладной физики МФТИ без экзаменов — по итогам Всероссийской олимпиады школьников по физике. После первого курса хотел пройти международную стажировку в Германии, но его не взяли: он слабо владел английским. Все летние каникулы дома, в Чувашии, он занимался языком с репетитором. Это было в несколько раз дешевле, чем в Москве, поэтому, вернувшись в столицу, Соловьев продолжил занятия по скайпу. Тогда ему пришла идея о Skype-школе английского языка.
На российском рынке уже работали десятки агрегаторов, самые крупные из них — English-and-Skype и «Инглекс». Традиционная модель бизнеса, которую Соловьев и его друзья сначала тоже взяли на вооружение, была нехитрой: создавали сайт, клиентов привлекали через контекстную рекламу в интернете, а преподавателей находили через сайты по поиску работы. Первые полтора года они тратили на проект собственные накопления и $30 000, которые выделил управляющий партнер британского хедж-фонда Man GLG Эркин Адылов в обмен на 10% компании.
Учась на четвертом курсе, Соловьев подрабатывал в Man GLG, а Адылов был его руководителем. Новый офис — съемная квартира в Долгопрудном, которую фаундеры арендовали через пять месяцев после запуска онлайн-школы у своего преподавателя по физике «за копейки», — произвел на инвестора большое впечатление. В целях экономии ребята ели лапшу быстрого приготовления, спали в тесной комнате на неудобных кушетках.
Помимо инвестиций, бизнес-ангел дал ребятам немного денег, чтобы они привели «себя в порядок»: сняли новое жилье и офис, купили одежду и компьютеры, а также сходили на курсы по менеджменту и личностному росту. Инвестор был убежден: они не смогут построить большую компанию, если у них не будет понимания, что такое «хороший уровень жизни».
Своя коробка
Вскоре после запуска проекта «физтехи» замахнулись на большее — с помощью технологий стандартизировать онлайн-обучение. Такое видение продукта опережало технологические возможности рынка, объясняет инвестиционный директор международного венчурного фонда Runa Capital Константин Виноградов: технологии в обучении даже больше важны, чем носитель знаний, главная задача которого — поддерживать психологический контакт с учеником.
Для начала решили разработать CRM-систему для Skype-школы, чтобы контролировать взаимодействие ученика и учителя: подходят ли они друг другу, есть ли прогресс в обучении, сколько уроков проведено и т. д. «Мы хотели не только управлять уроком при помощи CRM, но и разработать свой обучающий контент и методологию», — объясняет Соловьев. Преподавателю во время урока каждый раз вручную приходилось передавать ученику ссылки на учебник, видео- и аудиоматериалы, тренажеры. Было бы удобнее объединить это на одной площадке, которая подбирала бы материал, опираясь на уровень знания языка клиента, и проверяла бы домашнее задание автоматически.
Но от идеи стандартизировать уроки на базе Skype пришлось отказаться из-за ограниченных технических возможностей сервиса, и ребята начали разрабатывать свою интерактивную платформу для дистанционных занятий Vimbox. К середине 2013-го у компании было 40 учителей и несколько сотен учеников, всего провели около 10 000 уроков. На этом этапе в стартап поверил еще один инвестор — Александр Ларьяновский, директор по международному развитию «Яндекса». Он вложил в Skyeng $300 000, а в начале 2014-го, когда компания запустила собственную платформу, ушел с должности и стал управляющим партнером молодой онлайн-школы.