Как «Реал» и «Барселона» увеличат свои доходы после обновления стадионов
Почему испанские гранды готовы потратиться на реконструкцию своих арен и сколько планируют зарабатывать после окончания ремонта
Ежегодный финансовый отчет компании Deloitte Football Money League выделяет три основных источника доходов футбольных клубов: коммерция, трансляции и матчевые дни. Matchday-выручка — самая скромная в процентном соотношении (9-25% от совокупного дохода), однако благодаря ей команды с современными стадионами зарабатывают больше денег, чем сопоставимые по уровню конкуренты, не имеющие в распоряжении собственных удобных арен. Например, лондонский «Арсенал» в рейтинге самых доходных клубов мира опережает соседей из «Тоттенхэма» именно за счет выручки в матчевые дни: €111,6 млн против €85,2 млн. И именно поэтому «Тоттенхэм» строит новый стадион.
Смысл возведения новой арены или модернизации старой не только в увеличении вместимости, но прежде всего в расширении и улучшении зрительских премиум-зон, а также клубного магазина и других коммерческих площадей. Прибавив 8500 мест на «Энфилде» к сезону 2016/17, «Ливерпуль» увеличил matchday-выручку на €4 млн, а построив новый фирменный магазин и распродав ложи, поднял ее аж на €12 млн. К этому стремятся и другие клубы, в том числе и испанские гиганты «Реал» и «Барселона»: для них даже обновление стадионов стало прямым соперничеством, которое должно завершиться в один год.
«Реал»: белый цвет, крыша и киберспорт
Свежий рейтинг Football Money League отправил на первую строчку самых экономически успешных футбольных команд мадридский «Реал». В сезоне 2017/18 клуб из столицы Испании показал рекордную за все время выручку в €750,9 млн, из которых €356,2 млн пришлось на коммерческие доходы — это в первую очередь спонсорские контракты и продажа брендированной продукции. Также «Реал» поделил первое место с «Ливерпулем» по доходам от трансляций (€251,3 млн). Испанский клуб заработал больше в Лиге чемпионов, выиграв ее в третий раз подряд, а проигравший в финале «Ливерпуль» — на национальных телеправах.
Единственный показатель, по которому «Реал» оказался вторым — это доходы в матчевые дни, то есть реализация билетов и специальных программ гостеприимства на игры, а также выручка от продажи еды и напитков. Здесь «Реал» (€143,4 млн) совсем немного уступает «Барселоне» (€144,8 млн) — в основном за счет того, что его стадион «Сантьяго Бернабеу» вмещает 81044 зрителя, а домашняя арена «Барсы» — «Камп Ноу» — рассчитан на 99354 человека. Сезон 2018/19 «Реал» начал без своей главной звезды последних лет, португальца Криштиану Роналду, поэтому финансовые показатели клуба в следующем отчете Deloitte наверняка снизятся, но ровно поэтому уже в апреле