«Мало кто из банков выживет». Основатель Revolut о будущем, России, Тинькове и предложениях продать бизнес
Как Николай Сторонский создал бизнес на $1,7 млрд и почему не хочет его продавать
Николай Сторонский, 34 года
Статус: CEO и основатель сервиса Revolut
Город: Лондон
Технология: международные переводы в разных валютах по биржевому курсу без комиссий платежных систем.
Николай Сторонский, бывший трейдер Credit Suisse в Лондоне, основал финтех-стартап Revolut в 2014 году. Теперь его сервис для международных переводов по биржевому курсу без банковских комиссий используют уже 4 млн человек по всему миру, а оценка компании составляет $1,7 млрд. В интервью Forbes Сторонский рассказал, что ему интересно строить глобальный бизнес без принадлежности какой-либо стране.
Банковская система Великобритании — одна из самых старых в мире, она сильно отстает в развитии от других стран. Вам это помогло в запуске Revolut именно здесь?
Мы изначально делали продукт, которого не было у банков и ни у кого в мире. Не имеет значения, на каком рынке мы запускались — взлетел бы на любом, рост был бы пропорциональный. На российском рынке тоже удалось бы запустить, независимо от регулятора.
Как, по-вашему, будет развиваться банковская система в ближайшие 10–15 лет?
Будет сильная конкуренция. Сейчас на рынке тысячи игроков: региональные, на уровне страны, международные группы. Мало кто из них выживет, произойдет то же, что было в розничной торговле. Amazon убил маленькие магазины и даже целые сети. Выжили только самые крупные сети, то же ждет и банки. Появятся новые компании и заберут у них бизнес. Они уже появились, просто они пока очень маленькие.
А что будет с Revolut в перспективе пяти–семи лет?
Срок планирования у нас сейчас 6–12 месяцев. Но я рассчитываю, что это будет компания, предоставляющая все возможные финансовые сервисы.
Планировалось, что после первого года работы у Revolut будет 30 000 пользователей. А в итоге вышло в 10 раз больше — 300 000. Это просчет или удача?
Когда я писал бизнес-план, я даже об этом не думал — просто поставил цифру 30 000, предполагая, что может быть как гораздо меньше, так и гораздо больше. В итоге вышло в 10 раз больше. Волатильность прогнозов очень большая.
Как вы защищаетесь от тех, кто хочет скопировать вашу технологию?
Самый главный механизм — это скорость движения. Пока нас копируют, мы быстро идем вперед и забираем долю рынка. Пока конкуренты тратят время, чтобы нас скопировать, мы добавляем новые продукты и пользу юзерам. Те, кто нас копирует, смогут сделать то, что мы уже делаем, только через год или через два. К этому моменту рынок будет занят.