Обозрение армии и флотаHi-Tech
Подразделения по борьбе с киберпреступностью и технологическими диверсиями
Каждое государство постоянно балансирует между принципами соблюдения прав и свобод человека и гражданина, интеграцией в международное сообщество, необходимостью обеспечения экономического роста и национальной безопасности, в том числе посредством ограничения прав и свобод человека и гражданина, установления административных форм ограничения предпринимательской деятельности, защиты собственных интересов на международной арене. Выбор осуществляет и население, и органы публичной власти, однако в ряде сфер никакие внутренние причины не должны перевешивать необходимость международного сотрудничества в борьбе с преступлениями, которое должно строиться на принципах открытости, взаимопомощи, активности в разработке новых форм взаимодействия. Как представляется, международное сотрудничество в борьбе с киберпреступностью необходимо осуществлять на основе участия всех стран, что предопределяется как свойством самой информации в качестве объекта посягательства, так и характером совершаемых преступлений.
В современном мире все сферы жизнедеятельности находятся в прямой зависимости от работы вычислительных и информационных сетей. Вместе с тем «широкое использование для обработки информации средств вычислительной техники с программным обеспечением, позволяющим сравнительно легко модифицировать, копировать и разрушать информацию» повышает уязвимость информационного пространства. Пользователи информационных систем без достаточных к тому оснований верят в отсутствие кибератак, используя информационное пространство с незнанием ограничений и угроз безопасности системы. В современном мире информация выступает важнейшим компонентом развития общества. Превращение постиндустриального общества в общество информационное означает, что информация приобретает глобальный характер, становится значимой как для человека лично, так для государства и общества в целом, каждый может искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, не существует границ для ее потока. В настоящий момент информация признается одной из важнейших ценностей, соответственно, ее защита представляет собой не менее важную деятельность, чем ее получение и передача. Например, революционные события так называемой «Арабской весны» в мировом экспертном, медийном и политическом дискурсе оказались неразрывно связаны с ролью информационно-коммуникационных технологий. Беспрецедентная скорость распространения информации через интернет (в основном через социальные сети) сыграла против режимов, стремившихся скрыть свои репрессивные акции от международного сообщества и не владевших адекватными навыками ведения информационной борьбы.
В настоящее время тенденции глобализации усиливаются, причем все очевиднее те проблемы, к которым она приводит. В этих условиях актуализируется вопрос об участии всех партнеров системы мирового правопорядка в борьбе с негативными проявлениями, вызванными глобализационными процессами, в том числе транснациональной киберпреступностью.
Очень важно понимать глобальность проблемы киберпреступности. Так, уже сейчас кибератаки парализуют работу не только частных структур, но и государственных органов, в мире не существует государства, которое было бы защищено от подобного рода атак. В качестве вероятных источников киберугроз рассматриваются не только хакеры или их группы, но также отдельные государства, террористические, преступные группировки.
Киберпреступность может нарушать интересы как государства, так и отдельного человека. Бесспорно, особенности функционирования информационных систем, прежде всего сети Интернет, требуют, чтобы на решение вопросов кибербезопасности были обращены совместные усилия различных субъектов, как государственных, так и частных, однако именно государство может и должно, а главное, только оно способно эффективно осуществлять полномасштабное противодействие совершению киберпреступлений, создавать условия для того, чтобы те, кто в наибольшей мере подвержен нападению киберпреступников (например, банки, физические лица), могли выстраивать более надежную систему информационной защиты.
В мире есть примеры достаточно эффективных систем противодействия совершению киберпреступлений. В настоящее время ведущие страны мира активно расширяют и создают в вооруженных силах и спецслужбах подразделения, которые должны обеспечивать развитие наступательных возможностей в киберпространстве.
Например, в США наряду с уже функционирующим Центром национальной кибербезопасности (National Cyber Security Center) в составе Вооруженных сил сформировано Объединенное кибернетическое командование (Unified U.S. Cyber Command), которое в глобальном масштабе должно координировать усилия всех структур Пентагона в ходе ведения боевых действий, оказывать соответствующую поддержку гражданским федеральным учреждениям, а также взаимодействовать с аналогичными по задачам ведомствами других стран. Вместе с тем указанные организации – отчасти подконтрольные ведомства, поскольку верховной контролирующей структурой является Совет национальной безопасности со специальными комитетами, в сферу ответственности которых входит реализация информационной стратегии, в том числе по борьбе и с киберпреступностью. В Великобритании реализуются программы по созданию кибероружия, которые обеспечат способность властей противостоять растущим угрозам из киберпространства. В Австралии создана группа координации безопасности электронной почты (ESCG). Основной задачей этой группы является создание безопасного и надежного электронного оперативного пространства как для общественного, так и для частного секторов.