Монетизация воды
Борьба за климат может пополнить биржи новыми финансовыми инструментами
Появление финансовых инструментов, связанных с водными ресурсами и водоемкими производствами, может открыть новое направление для мирового финансового рынка. К этому призывают в ООН, где создан координационный механизм «ООН—Водные ресурсы» и предлагается продвигать «инновационные финансовые механизмы, которые способствуют достижению цели обеспечения водной безопасности посредством благоприятной политической среды». В ООН подчеркивают, что новые государственные и частные источники финансирования требуют разработки политики, способствующей обеспечению защиты инвестиций в долгосрочной перспективе.
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами».
Антуан де Сент-Экзюпери,
«Планета людей», 1939 год
Страсти вокруг климата
Угроза глобального потепления, стратегии перехода к «углеродной нейтральности» и «Цели устойчивого развития» не первый год перекраивают геоэкономику и мировые финансы. Климатическая повестка становится важным фактором международной инвестиционной политики. Глобальные инвестфонды, ведущие банки и китайские производители солнечных панелей, аккумуляторов и электромобилей стараются заработать на зеленой трансформации, в то время как энергоемкие отрасли промышленности и традиционная углеводородная энергетика сталкиваются с проблемами финансирования. Квоты на углеродные выбросы, которые международным сообществом рассматриваются в качестве рыночных инструментов регулирования экологического ущерба, стали объектами биржевой торговли, но климатические проблемы пока не решили, а лишь увеличили расходы бизнеса и потребителей.
Императивный переход на возобновляемые источники энергии для развитых экономик, углеродные налоги и запрет на инвестиции в традиционные сектора меняют взаимоотношения постиндустриального мира и развивающихся стран, где сосредоточены основные мощности промышленного производства. В климатической картине появились и военно-политические краски. На встрече в верхах в Брюсселе в 2021 году НАТО поставило цель стать «ведущей международной организацией в углублении понимания воздействия изменения климата на безопасность и адаптации к нему» и подкрепило это «Планом действий по изменению климата и безопасности». Но климатические риски при этом никуда не делись.
И если зеленая трансформация год от года все больше напоминает геополитическую стратегию западных элит по сдерживанию роста экономик развивающихся стран, где высока доля традиционной промышленности, теплоэнергетики и энергоемких отраслей, то реальные климатические риски — это проблемы водных ресурсов, используемых человечеством. От засухи и водных кризисов страдают как богатые страны, так и бедные.
Климатический кризис в эпоху межледникового оптимума — это, как правило, водный кризис, поэтому водные ресурсы должны более системно интегрироваться в глобальную климатическую политику на всех уровнях. По данным Всемирного банка, при отсутствии существенных изменений в политике к 2050 году последствия нехватки воды могут привести к снижению роста ВВП на 6–14% в большей части Африки, Азии и Ближнего Востока. Для всех стран климатические решения должны быть также и водными решениями.
Вода
Вода покрывает около 71% поверхности Земли. При этом лишь относительно небольшое количество воды доступно для потребления человеком и использования в экономике. Из 1,39 млрд кубических километров воды на поверхности планеты Земля примерно 97% находится в океанах и морях. Это соленая вода. Лишь 3% воды на Земле является пресной, но большая часть ее недоступна или находится там, где доступ усложнен или экономически нецелесообразен — в ледниках и в полярных ледяных шапках. Вода есть в атмосфере и почве, при этом почвенные воды часто загрязнены, а атмосферной водой человечество только учится управлять, развивая противоречивые и небезопасные геоинженерные технологии. В составе мантии планеты содержится в десять раз больше воды, чем в Мировом океане, но технологий добычи воды из земной мантии у человечества пока нет.
В результате только 0,5% воды на Земле является доступной для использования пресной водой. Немного, но из того, что имеется в наличии, человечеством ежегодно используется около 4 трлн кубометров пресной воды. Это примерно в шесть раз больше, чем глобальный забор пресной воды в начале ХХ века.