Интересные подробности о комплексе зданий страхового общества «Россия»

Культура.РФИстория

История одного здания: комплекс домов страхового общества «Россия»

Автор: Инна Докучаева

0:00 /
669.887
Комплекс домов страхового общества «Россия». Москва. Архитекторы: Николай Проскурнин, Александр фон Гоген и Виктор Величкин. 1899–1902. Фотография предоставлена пресс-службой телеканала «365 дней ТВ»

Комплекс зданий страхового общества «Россия» уже с момента постройки считался элитным жильем: здесь были все возможные удобства — от лифта до автономной электростанции. В одну из квартир приходил Илья Репин, чтобы написать портрет своего заказчика. На литературные вечера тут собирались художники и поэты: Александр Бенуа, Марина Цветаева, Максимилиан Волошин. В советское время в комплексе располагался литературный отдел Народного комиссариата просвещения, в котором работал Михаил Булгаков. А в 1960-х годах в мансарде появились художественные мастерские. Еще больше интересных подробностей о знаменитом комплексе вы можете узнать не только из нашего материала, но и из документального фильма «Сретенский, 6/1. Девять историй об одном доме», который выпустил канал «365 дней».

Подворье архиепископа, почтамт и народный театр

В первой половине XVIII века на месте, где сейчас находится жилой комплекс страхового общества «Россия», располагалось подворье новгородского архиепископа Феофана Прокоповича. Петр I благоволил митрополиту, одаривал его деньгами и недвижимостью. Большую часть времени архиепископ проводил в Петербурге, а в Москве появлялся нечасто. После его смерти подворье перешло в государственную казну.

В начале 1740-х годов императрица Елизавета Петровна распорядилась передать комплекс зданий московскому почтамту. Когда организация переехала в другое место, в прежнем еще какое-то время жили ее сотрудники.

Комплекс домов страхового общества «Россия». Москва. Архитекторы: Николай Проскурнин, Александр фон Гоген и Виктор Величкин. 1899–1902. Фотография предоставлена пресс-службой телеканала «365 дней ТВ»

Потом вместо почты на этом участке появился крупный павильон панорамы «Царьград». Его, в свою очередь, перестроили в народный театр «Скоморох». В 1886 году там состоялось первое представление — спектакль по пьесе Александра Островского «Бедность не порок». Также в репертуар театра вошли произведения Алексея Писемского, Степана Гедеонова и других драматургов. Специально для «Скомороха» Лев Толстой написал пьесу «Власть тьмы», но цензорский комитет запретил постановку. Создатель театра, антрепренер Михаил Лентовский, уделял большое внимание оформлению сцены, светотехнике и музыкальному сопровождению. Помимо спектаклей, там ставили феерии и мелодрамы. Но через пару лет театр закрылся из-за нехватки средств.

В конце 1890-х годов земельный участок приобрело страховое общество «Россия». Эта организация появилась весной 1881 года по указу императора Александра III.

Главную ставку общество делало на страхование жизни, а не недвижимости, как большинство других страховых компаний. <…> Благодаря широкой рекламной кампании страховое общество «Россия» сразу же приобрело известность и популярность. Сделки заключались при помощи многочисленных агентов, разъезжавших по стране. Страховали даже стекла от разбития. Из книги Олега Фочкина «Москва. Лица улиц. Продолжение легенд»

Часть прибыли общества шла на покупку или постройку доходных домов — жилых многоквартирных зданий, помещения в которых сдавали в аренду.

Комплекс домов страхового общества «Россия». Москва. Архитекторы: Николай Проскурнин, Александр фон Гоген и Виктор Величкин. 1899–1902. Фотография предоставлена пресс-службой телеканала «365 дней ТВ»

Комплекс зданий со всеми удобствами

Строительство здания страхового общества «Россия» шло с 1899 по 1902 год. Им руководили архитекторы Николай Проскурнин и Александр фон Гоген, а помогал автор проекта московской гостиницы «Савой» — инженер и архитектор Виктор Величкин.

Дом на Сретенском бульваре возвели в стиле эклектики. Он объединил в себе черты модерна и неоренессанса. В состав жилого комплекса вошли два разных по величине корпуса с внутренними дворами. Их соединила ограда из чугуна по эскизу архитектора Оттона фон Дессина. Фасады украсили фигурами мифических существ, людей и животных. Самой высокой частью дома стала стилизованная готическая башня, похожая на Спасскую башню Кремля. Ее оснастили часами и колоколом, который специально для этой цели отлили на заводе Павла Финляндского.

Комплекс домов страхового общества «Россия». Москва. Архитекторы: Николай Проскурнин, Александр фон Гоген и Виктор Величкин. 1899–1902. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

Комплекс оборудовали всеми возможными для того времени удобствами: автономной электростанцией, отоплением, системой вентиляции с подогревом, фильтрацией и увлажнением воздуха. В зданиях имелись электрические лифты, прачечная и телефонная станция. Для водоснабжения пробурили артезианский колодец глубиной около 50 метров. Средняя высота потолков в квартирах площадью от 200 до 400 квадратных метров составляла четыре метра.

Существует легенда, что под комплексом на Сретенском бульваре имелся секретный подземный ход до Кремля и до еще одного здания страхового общества на Лубянской площади. Но подтверждений этому не обнаружили.

Фасад жилого дома на Сретенском бульваре, 6/1. Комплекс домов страхового общества «Россия». Москва. Архитекторы: Николай Проскурнин, Александр фон Гоген и Виктор Величкин. 1899–1902. Фотография: Оксана Алешина / фотобанк «Лори»

Снимать жилье в этом месте могли только состоятельные люди. Там поселились члены Государственной думы, врачи, ученые, адвокаты и актеры. Среди жильцов были основоположник конституционного права России Сергей Муромцев, психиатр Николай Баженов, физиотерапевт Самуил Вермель, ботаник Дмитрий Сырейщиков. В 1909 году в квартиру доктора Петра Лезина приходил Илья Репин: хозяин заказал у него свой портрет. На литературных вечерах у адвоката Сергея Кара-Мурзы бывали художник Александр Бенуа, поэты Марина Цветаева, Максимилиан Волошин и Вера Инбер.

В прихожей огромной квартиры в доме страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре в Москве посетителя встречал невысокий, милейший по своим душевным качествам хозяин. <…> Сергей Георгиевич умел создавать высокое литературное настроение на своих «вторниках». «Вторники» Кара-Мурзы были в годы, предшествовавшие революции, популярны в литературной Москве. Они следовали традициям московских литературных салонов… Из книги Владимира Лидина «Друзья мои книги. Заметки книголюба»

Комплекс домов страхового общества «Россия». Москва. Архитекторы: Николай Проскурнин, Александр фон Гоген и Виктор Величкин. 1899–1902. Фотография: Ирина Овчинникова / фотобанк «Лори»

«Драгоценный памятник былой архитектуры»

Советская власть ликвидировала страховое общество «Россия», национализировала его капиталы и имущество, в том числе и дом на Сретенском бульваре. Квартиры в комплексе уплотнили и вселили в них по несколько семей. Туда въехала советская интеллигенция. В разные годы в доме жили: актер и режиссер Николай Хмелёв, балерина Наталия Бессмертнова, архитектор Валентин Дубовской, математик Николай Лузин и многие другие.

По этому адресу, помимо жилых квартир, теперь находились Российское телеграфное агентство, Главное артиллерийское управление Красной армии и Народный комиссариат просвещения, где под началом революционера Анатолия Луначарского трудилась Надежда Крупская. Вместе с Максимом Горьким туда приходил и Владимир Ленин. Там же расположился литературный отдел комиссариата (ЛИТО), в котором работал секретарем Михаил Булгаков.

Комплекс домов страхового общества «Россия». Москва. Архитекторы: Николай Проскурнин, Александр фон Гоген и Виктор Величкин. 1899–1902. Фотография предоставлена пресс-службой телеканала «365 дней ТВ»

Историку литературы не забыть: в конце 21-го года литературой в Республике занималось 3 человека: старик (драмы; он, конечно, оказался не Эмиль Золя, а незнакомый мне), молодой (помощник старика, тоже незнакомый — стихи) и я (ничего не писал). Историку же: в Лито не было ни стульев, ни столов, ни чернил, ни лампочек, ни книг, ни писателей, ни читателей. Коротко: ничего не было. Михаил Булгаков. «Записки на манжетах»

О многочисленных отделениях Народного комиссариата и их избыточной бюрократии Владимир Маяковский написал стихотворение «Прозаседавшиеся».

Когда в начале 1930-х годов проводили конкурс на план реконструкции Москвы, свой проект представил и франко-швейцарский архитектор Ле Корбюзье. Он предлагал разрушить весь исторический центр столицы, за исключением «нескольких драгоценных памятников былой архитектуры», в том числе и дома на Сретенском бульваре. Историк Михаил Юдин рассказал и о другой версии событий: после осмотра комплекса «Россия» архитектор понял, что пока нет технологии, которая взорвала бы столь толстые стены, поэтому решил его не трогать.

Комплекс домов страхового общества «Россия». Москва. Архитекторы: Николай Проскурнин, Александр фон Гоген и Виктор Величкин. 1899–1902. Фотография: Татьяна Белова / фотобанк «Лори»

В середине XX века в одном из зданий работал первый в городе пункт проката. Во временное пользование там брали бытовую технику, одежду, посуду, спортивный инвентарь.

В 1960-х годах в чердачных помещениях жилого комплекса разместились художественные мастерские. Там работали представители «неофициального искусства» Илья Кабаков и Юло Соостер. Неформальное объединение художников из этих мастерских называли «группой Сретенского бульвара». Туда, помимо Кабакова и Соостера, входили Эрик Булатов, Иван Чуйков, Виктор Пивоваров. Примерно 20 лет спустя в мансарде обосновался Институт проблем современного искусства под руководством Иосифа Бакштейна. А летом 2018 года Илья и Эмилия Кабаковы передали свою бывшую мастерскую в дар Третьяковской галерее.

В наши дни комплекс на Сретенском бульваре по-прежнему жилой. Часть помещений сдается под офисы, на нижних этажах обоих корпусов размещаются разные организации. Памятник имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.

Комплекс домов страхового общества «Россия». Москва. Архитекторы: Николай Проскурнин, Александр фон Гоген и Виктор Величкин. 1899–1902. Фотография предоставлена пресс-службой телеканала «365 дней ТВ»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как энергетики влияют на нас и почему после их употребления наступает упадок сил? Как энергетики влияют на нас и почему после их употребления наступает упадок сил?

Опасны ли энергетики? И что происходит в организме при их употреблении?

ТехИнсайдер
Экономический бумт Экономический бумт

Пять кризисных эпох в истории дореволюционной России

Правила жизни
Музыкальный редактор «Очень странных дел» Лена Гликсон о работе с Леди Гагой и номинации на «Эмми» Музыкальный редактор «Очень странных дел» Лена Гликсон о работе с Леди Гагой и номинации на «Эмми»

Музыкальный редактор Лена Гликсон — о своем пути из Воронежа к Эмми

СНОБ
Петербургский Джек Потрошитель: история первого серийного убийцы в России — кадета Николая Радкевича Петербургский Джек Потрошитель: история первого серийного убийцы в России — кадета Николая Радкевича

Как кадет Николай Радкевич решил, что его миссия — очистить мир от развратниц

VOICE
«Серийный бабник ее обманул!»: почему Эмили Ратаковски решила развестись с продюсером «Серийный бабник ее обманул!»: почему Эмили Ратаковски решила развестись с продюсером

Эмили Ратаковски рассталась продюсером Себастьяном Беар-МакКлардом

VOICE
Откуда берутся психосоматические заболевания и как их лечить Откуда берутся психосоматические заболевания и как их лечить

Почему важно проживать свои эмоции и как вылечить болезнь работой с сознанием?

Maxim
Ученые «выключили» эйфорию от кокаина у мышей. Но это не сработало с женскими особями Ученые «выключили» эйфорию от кокаина у мышей. Но это не сработало с женскими особями

Открытие, которое поможет в лечении наркозависимости

Вокруг света
Депиляция: как удалить волосы в салоне и дома. Советы эксперта Депиляция: как удалить волосы в салоне и дома. Советы эксперта

Рассказываем о самых актуальных методах депиляции

РБК
Две мертвые женщины и лжец: как сериал «Лестница» рассказывает о реальном убийстве Две мертвые женщины и лжец: как сериал «Лестница» рассказывает о реальном убийстве

О чем «Лестница» и что за реальная история за ней стоит

Forbes
Черный список: 5 модных ошибок, которые чаще всего совершают женщины 40+ Черный список: 5 модных ошибок, которые чаще всего совершают женщины 40+

Между прилагательными «моложавая» и «молодящаяся» пролегает целая пропасть?

VOICE
«Восстание феникса»: как Эван Рэйчел Вуд справилась с абьюзом и занялась правозащитой «Восстание феникса»: как Эван Рэйчел Вуд справилась с абьюзом и занялась правозащитой

Как Эван Рэйчел Вуд борется против домашнего насилия

Forbes
Связь с телом: почему мы не слышим его сигналы и чем это опасно Связь с телом: почему мы не слышим его сигналы и чем это опасно

Наше тело — сложный и тонкий механизм, и оно постоянно подает нам сигналы

VOICE
Карла Суарес: «Гавана, год нуля» Карла Суарес: «Гавана, год нуля»

Глава из романа «Гавана, год нуля» — о том, как можно отвлечься от ужаса вокруг

СНОБ
«Пьеса Толстого спустя три четверти века все еще опасна»: как меняется театр сегодня «Пьеса Толстого спустя три четверти века все еще опасна»: как меняется театр сегодня

Зачем Софья Толстая каждый день подробно записывала, что ели в Ясной Поляне

Forbes
Ученые впервые обучили ИИ мыслить на уровне новорожденного ребенка Ученые впервые обучили ИИ мыслить на уровне новорожденного ребенка

Алгоритм PLATO научился выстраивать логические цепочки на уровне младенца

ТехИнсайдер
Как выбрать итальянский ресторан и не разочароваться? Пошаговая инструкция от Уиллиама Ламберти Как выбрать итальянский ресторан и не разочароваться? Пошаговая инструкция от Уиллиама Ламберти

Какие ошибки совершают рестораторы, открывая итальянский ресторан?

Правила жизни
Скоро мы сможем сказать роботу: Скоро мы сможем сказать роботу:

Как ученые пытаются научить робота любопытству

ТехИнсайдер
Его ошибки в сексуальных отношениях, с которыми женщине (не) стоит соглашаться: взгляд мужчин Его ошибки в сексуальных отношениях, с которыми женщине (не) стоит соглашаться: взгляд мужчин

Мнения женщин и мужчин по поводу типичных проблем в интимной сфере

Psychologies
Душевнобольные кузины Елизаветы II: как монаршая семья на всю жизнь упрятала сестер в психлечебницу Душевнобольные кузины Елизаветы II: как монаршая семья на всю жизнь упрятала сестер в психлечебницу

У Елизаветы II были двоюродные сестры, страдавшие психическими расстройствами

VOICE
Почему тебе все время холодно (и летом тоже!) Почему тебе все время холодно (и летом тоже!)

Ты постоянно мерзнешь и кутаешься в теплую одежду? Проверь здоровье!

Лиза
Дивование Дивование

Выставка современных художниц в Каргополе

Собака.ru
Посттравматический рост: как вписать экстремальный опыт в картину жизни Посттравматический рост: как вписать экстремальный опыт в картину жизни

«Преодолеть страх — значит найти точку опоры за пределами ситуации»

Psychologies
Вредные привычки Кейт Миддлтон — от несоблюдения этикета до курения Вредные привычки Кейт Миддлтон — от несоблюдения этикета до курения

Рассказываем о вредных привычках герцогини Кейт Миддлтон

VOICE
«С русским акцентом»: какой будет новая корпоративная культура после передела рынка «С русским акцентом»: какой будет новая корпоративная культура после передела рынка

Чего ждать старым сотрудникам? Как изменится корпоративная культура?

Forbes
Лихорадочная работа: мозг человека способен разогреваться до 40,5ºС Лихорадочная работа: мозг человека способен разогреваться до 40,5ºС

Мозг здорового человека может достигать температуры в 40,5ºС

Вокруг света
Как объяснить даже детям, что такое маятник Фуко Как объяснить даже детям, что такое маятник Фуко

Как объяснить принцип маятника Фуко любому человеку можно за пять минут

ТехИнсайдер
Орнитологи вернули вымерших в природе голубых ара в бразильские леса Орнитологи вернули вымерших в природе голубых ара в бразильские леса

Орнитологи выпустили восемь голубых ара в заповеднике в штате Баия

N+1
Первого австралийского грифа описали по найденной почти 120 лет назад кости Первого австралийского грифа описали по найденной почти 120 лет назад кости

Гриф жил в Австралии в плейстоцене и питался тушами ныне вымершей мегафауны

N+1
Как общаться с прорабом и строителями, чтобы тебя не обманули: 4 совета от опытного дизайнера Как общаться с прорабом и строителями, чтобы тебя не обманули: 4 совета от опытного дизайнера

О чем важно сразу договориться с ремонтной бригадой и как проверять этапы работ

Maxim
Гоферы отняли у людей титул единственных млекопитающих-фермеров Гоферы отняли у людей титул единственных млекопитающих-фермеров

Биологи заподозрили, что гоферы ведут примитивное сельское хозяйство

N+1
Открыть в приложении