Интересные подробности о комплексе зданий страхового общества «Россия»

Культура.РФИстория

История одного здания: комплекс домов страхового общества «Россия»

Автор: Инна Докучаева

0:00 /
669.887
Комплекс домов страхового общества «Россия». Москва. Архитекторы: Николай Проскурнин, Александр фон Гоген и Виктор Величкин. 1899–1902. Фотография предоставлена пресс-службой телеканала «365 дней ТВ»

Комплекс зданий страхового общества «Россия» уже с момента постройки считался элитным жильем: здесь были все возможные удобства — от лифта до автономной электростанции. В одну из квартир приходил Илья Репин, чтобы написать портрет своего заказчика. На литературные вечера тут собирались художники и поэты: Александр Бенуа, Марина Цветаева, Максимилиан Волошин. В советское время в комплексе располагался литературный отдел Народного комиссариата просвещения, в котором работал Михаил Булгаков. А в 1960-х годах в мансарде появились художественные мастерские. Еще больше интересных подробностей о знаменитом комплексе вы можете узнать не только из нашего материала, но и из документального фильма «Сретенский, 6/1. Девять историй об одном доме», который выпустил канал «365 дней».

Подворье архиепископа, почтамт и народный театр

В первой половине XVIII века на месте, где сейчас находится жилой комплекс страхового общества «Россия», располагалось подворье новгородского архиепископа Феофана Прокоповича. Петр I благоволил митрополиту, одаривал его деньгами и недвижимостью. Большую часть времени архиепископ проводил в Петербурге, а в Москве появлялся нечасто. После его смерти подворье перешло в государственную казну.

В начале 1740-х годов императрица Елизавета Петровна распорядилась передать комплекс зданий московскому почтамту. Когда организация переехала в другое место, в прежнем еще какое-то время жили ее сотрудники.

Комплекс домов страхового общества «Россия». Москва. Архитекторы: Николай Проскурнин, Александр фон Гоген и Виктор Величкин. 1899–1902. Фотография предоставлена пресс-службой телеканала «365 дней ТВ»

Потом вместо почты на этом участке появился крупный павильон панорамы «Царьград». Его, в свою очередь, перестроили в народный театр «Скоморох». В 1886 году там состоялось первое представление — спектакль по пьесе Александра Островского «Бедность не порок». Также в репертуар театра вошли произведения Алексея Писемского, Степана Гедеонова и других драматургов. Специально для «Скомороха» Лев Толстой написал пьесу «Власть тьмы», но цензорский комитет запретил постановку. Создатель театра, антрепренер Михаил Лентовский, уделял большое внимание оформлению сцены, светотехнике и музыкальному сопровождению. Помимо спектаклей, там ставили феерии и мелодрамы. Но через пару лет театр закрылся из-за нехватки средств.

В конце 1890-х годов земельный участок приобрело страховое общество «Россия». Эта организация появилась весной 1881 года по указу императора Александра III.

Главную ставку общество делало на страхование жизни, а не недвижимости, как большинство других страховых компаний. <…> Благодаря широкой рекламной кампании страховое общество «Россия» сразу же приобрело известность и популярность. Сделки заключались при помощи многочисленных агентов, разъезжавших по стране. Страховали даже стекла от разбития. Из книги Олега Фочкина «Москва. Лица улиц. Продолжение легенд»

Часть прибыли общества шла на покупку или постройку доходных домов — жилых многоквартирных зданий, помещения в которых сдавали в аренду.

Комплекс домов страхового общества «Россия». Москва. Архитекторы: Николай Проскурнин, Александр фон Гоген и Виктор Величкин. 1899–1902. Фотография предоставлена пресс-службой телеканала «365 дней ТВ»

Комплекс зданий со всеми удобствами

Строительство здания страхового общества «Россия» шло с 1899 по 1902 год. Им руководили архитекторы Николай Проскурнин и Александр фон Гоген, а помогал автор проекта московской гостиницы «Савой» — инженер и архитектор Виктор Величкин.

Дом на Сретенском бульваре возвели в стиле эклектики. Он объединил в себе черты модерна и неоренессанса. В состав жилого комплекса вошли два разных по величине корпуса с внутренними дворами. Их соединила ограда из чугуна по эскизу архитектора Оттона фон Дессина. Фасады украсили фигурами мифических существ, людей и животных. Самой высокой частью дома стала стилизованная готическая башня, похожая на Спасскую башню Кремля. Ее оснастили часами и колоколом, который специально для этой цели отлили на заводе Павла Финляндского.

Комплекс домов страхового общества «Россия». Москва. Архитекторы: Николай Проскурнин, Александр фон Гоген и Виктор Величкин. 1899–1902. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

Комплекс оборудовали всеми возможными для того времени удобствами: автономной электростанцией, отоплением, системой вентиляции с подогревом, фильтрацией и увлажнением воздуха. В зданиях имелись электрические лифты, прачечная и телефонная станция. Для водоснабжения пробурили артезианский колодец глубиной около 50 метров. Средняя высота потолков в квартирах площадью от 200 до 400 квадратных метров составляла четыре метра.

Существует легенда, что под комплексом на Сретенском бульваре имелся секретный подземный ход до Кремля и до еще одного здания страхового общества на Лубянской площади. Но подтверждений этому не обнаружили.

Фасад жилого дома на Сретенском бульваре, 6/1. Комплекс домов страхового общества «Россия». Москва. Архитекторы: Николай Проскурнин, Александр фон Гоген и Виктор Величкин. 1899–1902. Фотография: Оксана Алешина / фотобанк «Лори»

Снимать жилье в этом месте могли только состоятельные люди. Там поселились члены Государственной думы, врачи, ученые, адвокаты и актеры. Среди жильцов были основоположник конституционного права России Сергей Муромцев, психиатр Николай Баженов, физиотерапевт Самуил Вермель, ботаник Дмитрий Сырейщиков. В 1909 году в квартиру доктора Петра Лезина приходил Илья Репин: хозяин заказал у него свой портрет. На литературных вечерах у адвоката Сергея Кара-Мурзы бывали художник Александр Бенуа, поэты Марина Цветаева, Максимилиан Волошин и Вера Инбер.

В прихожей огромной квартиры в доме страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре в Москве посетителя встречал невысокий, милейший по своим душевным качествам хозяин. <…> Сергей Георгиевич умел создавать высокое литературное настроение на своих «вторниках». «Вторники» Кара-Мурзы были в годы, предшествовавшие революции, популярны в литературной Москве. Они следовали традициям московских литературных салонов… Из книги Владимира Лидина «Друзья мои книги. Заметки книголюба»

Комплекс домов страхового общества «Россия». Москва. Архитекторы: Николай Проскурнин, Александр фон Гоген и Виктор Величкин. 1899–1902. Фотография: Ирина Овчинникова / фотобанк «Лори»

«Драгоценный памятник былой архитектуры»

Советская власть ликвидировала страховое общество «Россия», национализировала его капиталы и имущество, в том числе и дом на Сретенском бульваре. Квартиры в комплексе уплотнили и вселили в них по несколько семей. Туда въехала советская интеллигенция. В разные годы в доме жили: актер и режиссер Николай Хмелёв, балерина Наталия Бессмертнова, архитектор Валентин Дубовской, математик Николай Лузин и многие другие.

По этому адресу, помимо жилых квартир, теперь находились Российское телеграфное агентство, Главное артиллерийское управление Красной армии и Народный комиссариат просвещения, где под началом революционера Анатолия Луначарского трудилась Надежда Крупская. Вместе с Максимом Горьким туда приходил и Владимир Ленин. Там же расположился литературный отдел комиссариата (ЛИТО), в котором работал секретарем Михаил Булгаков.

Комплекс домов страхового общества «Россия». Москва. Архитекторы: Николай Проскурнин, Александр фон Гоген и Виктор Величкин. 1899–1902. Фотография предоставлена пресс-службой телеканала «365 дней ТВ»

Историку литературы не забыть: в конце 21-го года литературой в Республике занималось 3 человека: старик (драмы; он, конечно, оказался не Эмиль Золя, а незнакомый мне), молодой (помощник старика, тоже незнакомый — стихи) и я (ничего не писал). Историку же: в Лито не было ни стульев, ни столов, ни чернил, ни лампочек, ни книг, ни писателей, ни читателей. Коротко: ничего не было. Михаил Булгаков. «Записки на манжетах»

О многочисленных отделениях Народного комиссариата и их избыточной бюрократии Владимир Маяковский написал стихотворение «Прозаседавшиеся».

Когда в начале 1930-х годов проводили конкурс на план реконструкции Москвы, свой проект представил и франко-швейцарский архитектор Ле Корбюзье. Он предлагал разрушить весь исторический центр столицы, за исключением «нескольких драгоценных памятников былой архитектуры», в том числе и дома на Сретенском бульваре. Историк Михаил Юдин рассказал и о другой версии событий: после осмотра комплекса «Россия» архитектор понял, что пока нет технологии, которая взорвала бы столь толстые стены, поэтому решил его не трогать.

Комплекс домов страхового общества «Россия». Москва. Архитекторы: Николай Проскурнин, Александр фон Гоген и Виктор Величкин. 1899–1902. Фотография: Татьяна Белова / фотобанк «Лори»

В середине XX века в одном из зданий работал первый в городе пункт проката. Во временное пользование там брали бытовую технику, одежду, посуду, спортивный инвентарь.

В 1960-х годах в чердачных помещениях жилого комплекса разместились художественные мастерские. Там работали представители «неофициального искусства» Илья Кабаков и Юло Соостер. Неформальное объединение художников из этих мастерских называли «группой Сретенского бульвара». Туда, помимо Кабакова и Соостера, входили Эрик Булатов, Иван Чуйков, Виктор Пивоваров. Примерно 20 лет спустя в мансарде обосновался Институт проблем современного искусства под руководством Иосифа Бакштейна. А летом 2018 года Илья и Эмилия Кабаковы передали свою бывшую мастерскую в дар Третьяковской галерее.

В наши дни комплекс на Сретенском бульваре по-прежнему жилой. Часть помещений сдается под офисы, на нижних этажах обоих корпусов размещаются разные организации. Памятник имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.

Комплекс домов страхового общества «Россия». Москва. Архитекторы: Николай Проскурнин, Александр фон Гоген и Виктор Величкин. 1899–1902. Фотография предоставлена пресс-службой телеканала «365 дней ТВ»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

История одного здания: дом на Большой Садовой История одного здания: дом на Большой Садовой

В этом доме Булгаков поселил дьявольскую свиту в романе «Мастер и Маргарита»

Культура.РФ
Пять кроссоверов Lada, которые могли стать суперхитами Пять кроссоверов Lada, которые могли стать суперхитами

Вспоминаем историю неудавшихся проектов Lada

РБК
Ученые «выключили» эйфорию от кокаина у мышей. Но это не сработало с женскими особями Ученые «выключили» эйфорию от кокаина у мышей. Но это не сработало с женскими особями

Открытие, которое поможет в лечении наркозависимости

Вокруг света
Страх и смех в одном флаконе: 30 отличных комедийных хорроров Страх и смех в одном флаконе: 30 отличных комедийных хорроров

Неуклюжие вампиры и зомби, откровенные пародии на жанр – будет весело и страшно

Правила жизни
12 советских телефонных аппаратов: самые культовые и самые народные модели 12 советских телефонных аппаратов: самые культовые и самые народные модели

Испытываешь ностальгию по старой технике? Понимаем, уважаем, сами извращенцы

Maxim
Наш человек в 70-х Наш человек в 70-х

Зинаида Пронченко о Джеймсе Каане

Weekend

Гуф и Murovei — о том, как они изменились за два года

Правила жизни
Худеем по-французски Худеем по-французски

Диета Мадлен Жеста: молодильные супы и напитки

Лиза
6 моментов в сериале «Оби-Ван Кеноби», которые упустили 99% зрителей 6 моментов в сериале «Оби-Ван Кеноби», которые упустили 99% зрителей

Лишь только настоящие фанаты «Звездных войн» способны их заметить!

Maxim
6 повседневных вещей, которые мы постоянно делаем неправильно 6 повседневных вещей, которые мы постоянно делаем неправильно

Несколько вещей, которые вы, вероятно, до сих пор делали неправильно

ТехИнсайдер
Сериалы как средство побега от реальности: 7 увлекательных телешоу, в чьих вымышленных мирах можно раствориться Сериалы как средство побега от реальности: 7 увлекательных телешоу, в чьих вымышленных мирах можно раствориться

Эскапистские сериалы, которые представляют собой чисто жанровое развлечение

Правила жизни
Загадки Дюрера: что зашифровал художник в своих работах Загадки Дюрера: что зашифровал художник в своих работах

Какие знаки и символы зашифрованы в знаменитых работах великого художника Дюрера

Культура.РФ
20 игр для детей в путешествии 20 игр для детей в путешествии

Дорога пролетит незаметно, если устроить с ребенком интересную игру

Лиза
Хроматин в живой клетке проявил свойства жидкости Хроматин в живой клетке проявил свойства жидкости

Биофизики исследовали движение хроматина в живой клетке

N+1
Станет ли в России меньше трудовых мигрантов и как нужно менять отношение к их труду Станет ли в России меньше трудовых мигрантов и как нужно менять отношение к их труду

Почему любой стране важно оставаться привлекательной для иммигрантов

Forbes
10 знаковых произведений для фортепиано за последние 300 лет 10 знаковых произведений для фортепиано за последние 300 лет

Какие произведения для фортепиано нужно обязательно услышать?

Правила жизни
В День семьи, любви и верности: 7 лучших книг о близких и любимых, которые помогут сохранить здоровые семейные отношения В День семьи, любви и верности: 7 лучших книг о близких и любимых, которые помогут сохранить здоровые семейные отношения

Подборка книг о семейной жизни, родительстве и любви

ТехИнсайдер
7 привычек, которые мешают нам жить 7 привычек, которые мешают нам жить

Что следует изменить в своем образе жизни миллениалам?

Psychologies
Как не надо мыть автомобиль: 5 ошибок, которые совершают чаще всего Как не надо мыть автомобиль: 5 ошибок, которые совершают чаще всего

Как во время мытья автомобиля не повредить лакокрасочное покрытие

CHIP
На Западе об этой советской игре ходили легенды. Почему американцы считали На Западе об этой советской игре ходили легенды. Почему американцы считали

Популярная игра, созданная в СССР, в свое время стала настоящим хитом на Западе

ТехИнсайдер
Конспирологи взорвали «американский Стоунхедж» Конспирологи взорвали «американский Стоунхедж»

Скрижали Джорджии пугали своей странностью. Но теперь — нет

Maxim
Метавселенная — это хайп или будущее человечества? Отвечают разработчики и венчурные инвесторы Метавселенная — это хайп или будущее человечества? Отвечают разработчики и венчурные инвесторы

Чего в метавселенных больше — хайпа или смысла?

Inc.
6 лайфхаков для путешественников, без которых нельзя лететь на отдых 6 лайфхаков для путешественников, без которых нельзя лететь на отдых

Можно ли облегчить сборы на отдых?

ТехИнсайдер
Может ли Человек-паук действительно остановить поезд паутиной Может ли Человек-паук действительно остановить поезд паутиной

Так ли прочна паутина Человека-паука, как это показано в фильмах?

ТехИнсайдер
Что такое инсомния: причины бессонницы, виды, лечение, советы врача Что такое инсомния: причины бессонницы, виды, лечение, советы врача

Причины бессонницы и способы борьбы с ней

РБК
Кинопрокат: хроники сжимающейся индустрии Кинопрокат: хроники сжимающейся индустрии

Количество кинозалов в России в первом полугодии уменьшилось на 12,4 процента

Эксперт
Предковая компонента в геномах удмуртов и бесермян оказалась «удмуртской» Предковая компонента в геномах удмуртов и бесермян оказалась «удмуртской»

Генетики исследовали ДНК 28 удмуртов и бесермян

N+1
Ремонтируем от и до Ремонтируем от и до

Как провести ремонт квартиры быстро и без дополнительных хлопот

Идеи Вашего Дома
Моль, тараканы и клопы, вы сами уйдете, или вам помочь? Лучшие способы борьбы с насекомыми в квартире Моль, тараканы и клопы, вы сами уйдете, или вам помочь? Лучшие способы борьбы с насекомыми в квартире

У нас есть действенные методы борьбы не только с тараканами, но и с клопом

ТехИнсайдер
Николай Бобров: «Мне запросто может позвонить шеф из другого ресторана и попросить рецепт» Николай Бобров: «Мне запросто может позвонить шеф из другого ресторана и попросить рецепт»

Интервью с шефом Николаем Бобровым о поиске идей, конкуренции у поваров и жизни

Bones
Открыть в приложении