До города далеко?
Бизнесмен и музыкант Эмин Агаларов – о масштабном строительстве на берегу Каспия, секрете долгоиграющих ресторанов и особенностях современного фитнеса. А главное — о том, как это всё развивать в современных условиях
В тридцати километрах к северо-востоку от Баку, на берегу Каспийского моря, пенные волны бьются о берег, на котором стояла рыбацкая деревушка. В 1980-х здесь был край отчаянных, опалённых солнцем и закалённых ветром, просоленных до костей мужчин. Край, богатый осетриной, где чёрной икры больше, чем хлеба, а браконьеров — больше, чем милиции. Необузданные нравы местных джигитов отразил в легендарном кино «Белое солнце пустыни» сценарист Рустам Ибрагимбеков. Вместе с братом Максудом, тоже писателем и одним из выдающихся деятелей азербайджанской культуры, Рустам проводил летние месяцы на даче в этом посёлке — по соседству с семейным домом Агаларовых. Кроме Ибрагимбековых рядом проживал художник Таир Салахов.
Лет пятнадцать тому назад Эмин Агаларов начал проводить лето в родных краях всё чаще, постоянно летал в Баку, наведывался и на дачу, где когда-то рос вместе с Фуадом, сыном Рустама Ибрагимбекова (они до сих пор дружат). «Поскольку я не могу бездельничать, – рассказывает Эмин Агаларов, — начал прицениваться к участкам. Земля была недорогая, и за 15 лет я скупил несколько сотен гектаров».
Дал «Жару»
Но одно дело купить землю, и совсем другое — получить её в собственность. «Некоторые участки я покупал по три-четыре раза: вроде бы оформил сделку, начал строиться, а через год приходит другой человек: “У меня от местной власти на эту землю есть документы 1993 года!”» Потом приходит третий. В общем, дети лейтенанта Шмидта, наши дни. В итоге удалось приобрести и объединить 400 участков. В начале 2000-х Эмин построил на берегу первые 10 домов, которые планировал продать. «Но покупателей почти не было, никто не хотел отдавать деньги за дома без инфраструктуры», — вспоминает бизнесмен. Тогда он решил возвести спорткомплекс с бассейном, сауной, раздевалками, теннисными кортами. Дальше — больше. Рядом с посёлком стоял заброшенный пансионат Метростроя с участком в три гектара: «Здание занимало почти 15 тыс. кв. м, и как-то жалко было его сносить. Я привлёк специалистов из Москвы, они сделали анализ бетона, проверили фундамент». И пансионат превратился в бутикотель Sea Breeze на 50—60 номеров. В отеле, само собой, появился ресторан, а с ним и жизнь: «Открывали мы отель моим концертом лет 12—13 назад. В следующие годы я уже приглашал других артистов: от Лепса и Агутина до Крейга Дэвида». Так вырос гигантский фестиваль «Жара».
До Города далеко?
Сегодня ту рыбацкую деревушку не узнать: посёлок разросся до 300 гектаров, которые Эмин продолжает осваивать. «Построено тысяч 300—400 квадратных метров, я даже не считал, и сейчас в работе примерно столько же. Это более сотни домов: апарт-отелей, апартаментов. Плюс супермаркет, школа, детский сад, арт-центр. В процессе строительства больница и аквапарк». В общем, полноценная инфраструктура города-курорта. «Лет пять назад я привлёк к проекту крупное американское архитектурное бюро, которое занимается проектированием городов, – говорит Эмин. – Перестал строить кусочками, выбрал фундаментальный подход. Примерно год мы разрабатывали генеральный план, дорожную сеть, стоянки, коммуникации, чтобы не было проблем в дальнейшем, когда мы построим те три миллиона квадратных метров, которые запланировали».
А что с браконьерами?
Если вы думаете, что тех матёрых моряков просто смыло в Каспийское море, то ошибаетесь. Всё на том же берегу ещё в 2010-х годах они собирались у лодочного штаба, распределялись по баркасам и двигали на свой не самый законный промысел. Само собой, новый хозяин (как и любой другой) этим гордым людям был не указ. Так начались долгие переговоры – рыбаки умели торговаться. Сошлись на том, что они сдвинут штаб на несколько километров вдоль берега, а в придачу получат новенький лодочный гараж и асфальтированный подъезд к берегу. «С одной стороны, решать эти вопросы должно государство, но как их решать, если деятельность рыбаков изначально незаконна? Так что находил компромиссы», — говорит Агаларов. Сегодня эти люди работают на Город — занимаются законной ловлей и поставляют рыбу в рестораны. Да, Эмину пришлось взять на себя некоторые функции мэра: «Задачи мэра? Чтобы было чисто, красиво, чтобы всё безупречно работало, чтобы везде были электричество, вода, кондиционирование. А главное в работе любого мэра — чтобы жители были довольны. Без плотного взаимодействия с местными людьми я бы ничего не смог сделать. Сегодня многие из них работают у меня». Суммарно в Sea Breeze трудоустроено более 2000 человек. Это строители, работники пляжей,