Ядерные испытания второй половины XX века и ядерный мистицизм Сальвадора Дали
В рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова проводит ликбез по жизни и творчеству великих художников. Сегодня перенесемся в США и Европу середины XX века, чтобы узнать, почему Сальвадор Дали променял Ленина на Гитлера, что такое ядерный мистицизм и при чем тут Бог и атом.
16 июля 1945 года в штате Нью-Мексико (США) в рамках Манхэттенского проекта прошло первое в мире испытание технологии ядерного оружия. Через 20 дней атомную бомбу применят на практике: снаряд Little Boy сбросят на Хиросиму, а 9 августа бомба Fat Man разрушит Нагасаки.
Между 1946 и 1956 годами в рамках проекта США «Перекресток», который по-прежнему считается одним из самых фотографируемых событий в истории, пройдут 23 ядерных испытания на атолле Бикини в Микронезии.
Кадры, запечатлевшие мощь ядерного оружия, широко разошлись в западном обществе и произвели неизгладимое впечатление на все его общественные и культурные слои.
Сальвадор Дали не был исключением. Он был довольно чувствительной натурой, как и большинство творческих людей. На него оказывали влияние буквально все значимые глобальные события: открытия в оптике, Фрейд и теория бессознательного, поэтому, безусловно, открытие ядерного оружия потрясло его. Место Зигмунда Фрейда занял Вернер Карл Гейзенберг — ведущий теоретик немецкого ядерного проекта, нобелевский лауреат и один из отцов-создателей квантовой механики.
"Меня завораживает всё непонятное. В частности, книги по ядерной физике — умопомрачительный текст". — Сальвадор Дали
Но было ли это именно глубокое эмоциональное потрясение и страх перед угрозой ядерного оружия или же нечто другое?
Давайте разбираться.
Сила авторитета
Про Дали важно понимать, что он всю жизнь шел за теми, на чьей стороне была сила. Сначала это был его отец, затем Андре Бретон, основатель группы сюрреалистов.
Примкнув к группе Бретона, Дали внезапно начал разделять коммунистические убеждения, на которые они ориентировалась. В 1931 году Сальвадор даже написал картину «Частичная галлюцинация: шесть явлений Ленина на фортепиано». А вот два года спустя в работе «Загадка Вильгельма Телля» образ Ленина уже представлен в карикатурном виде.
Что же произошло?
В тот период фашизм в Италии и Германии уже доказал свою мощь, и место сильной фигуры в жизни Дали занял не кто иной, как Адольф Гитлер. Да-да. Его, скажем так, стремительный карьерный рост приводил Дали в восхищение. Плюс, будем честны, это была довольно заметная и обсуждаемая фигура, а Дали был не глупым человеком и понимал, что картины про Гитлера будут пользоваться популярностью.