Инга Девяткина: «Хороший человек — это профессия»
Я дипломированный артист, окончила Российскую академию театрального искусства (ГИТИС), до этого — театральную школу при ней, так что за плечами интересное образование. Когда меня спрашивают, почему не иду по специальности, отвечаю — да я же в буквальном смысле работаю по специальности, только на другой сцене и с другими зрителями.
Начало
В ресторанный бизнес попала случайно. Когда-то, много лет назад, мне предложили поработать хостес в одном крупном, успешном и знаменитом на тот момент мясном ресторане. Очень нужны были деньги, и я согласилась. Первый рабочий день запомнился на всю жизнь. Я настолько боялась гостей, что вообще не понимала, как можно работать в зале, подавать гостям меню, руки-ноги буквально тряслись… И весь этот кошмар — за крохотный оклад. Конечно, я и подумать не могла, что через много лет буду руководить одним из самых популярных — в мире! — ресторанов. Не боюсь этого слова — на протяжении семи лет нас узнал весь свет, к нам постоянно приезжают гости из Европы, США, Южной Америки…
До руководителя в «Dr. Живаго» я прошла долгий путь от хостес до администратора, а через два года руководитель предложил мне стать менеджером. На тот момент мне уже не нужна была никакая школа, потому что за время работы администратором я четко усвоила, что можно и нужно делать, работая в ресторанной сфере, а чего делать нельзя.
«Dr. Живаго»
Девять лет назад я открывала очень красивый проект под названием «Композитор» в отеле «Националь» — впервые работала в самом центре столицы, напротив Красной площади, рядом с Кремлем. По определенным причинам проект не пошел, и новый владелец решил создать на его месте ресторан «Dr. Живаго». Естественно, вся команда ушла, появились новые люди, а вот меня Александр Леонидович Раппопорт попросил остаться. Чему я до сих пор очень рада и благодарю судьбу за то, что так произошло. Когда в тебя поверили, даже не особо зная твою работу, просто заметив отношение к людям, к персоналу, это, конечно, дорогого стоит.
«Dr. Живаго» стал для меня огромным скачком в жизни — я каждую секунду узнавала что-то новое, чему-то обучалась, быстро внедряла весь свой опыт. Помню, физически ощущала, что голова работает в сто раз быстрее, чем прежде.
Ресторан мы запустили стремительно, и в первый же день к нам пришли 150 гостей! И хотя в тот момент я еще не знала, как зовут 90 процентов персонала, просто физически не было времени и возможности запомнить людей поименно, к открытию мы подготовились так, что на следующий день проснулись звездами. И с того дня идем четко в ногу со временем. У нас образовалась очень серьезная команда, мы проделали колоссальную работу для того, чтобы проект был успешным на протяжении вот уже семи лет.
Подбор персонала
Всех сотрудников, включая клининг, я набирала сама. Кстати, клининг для меня — одно из самых важных звеньев в ресторане, чистота — залог успеха. Эти люди занимаются тяжелейшим физическим трудом, перемывая тысячи тарелок в день, поэтому обязательно нужно уделять им время. Они могут прийти ко мне в офис, о чем-то спросить, рассказывают, если что-то случилось, поделиться, что их интересует, беспокоит.
Конечно, рестораны всегда нуждаются в официантах, и «Dr. Живаго» не исключение. Но мы не можем брать людей без опыта: большая посадка и нет времени на обучение с нуля. Нам нужен человек с опытом хотя бы от полугода, но никак не новичок.
Я лично разговариваю с каждым соискателем и, если вижу, что человек перспективный, с ним приятно общаться, даю ему шанс.
У нас русский ресторан, и у Александра Леонидовича своя система подбора персонала в плане внешних данных. Он абсолютно прав, тут нет никакого национализма. Это просто часть концепции — славянские лица, голубые глаза, русская душа… Но помимо лица должны быть еще ум и сердце. Как-то лет пять назад пришла к нам девочка с Украины устраиваться официантом. Внешне очень симпатичная, но вижу, к сожалению, — не наш формат, да еще такая пухленькая, у меня и платья-то на нее нет. Пообщались, я обещала подумать и напоследок спросила, в каком ресторане на Украине она работала. Она назвала одно из центральных заведений и сказала: между прочим, когда мы проводили собрания, директор всегда говорил, что хочет, чтобы мы пели и поздравляли гостей, как делают в «Dr. Живаго» в Москве, и чтобы сервис был такой, как в «Dr. Живаго». Я в ответ улыбаюсь — почетно. А она продолжает: когда я увольнялась, сказала, что поиски работы начну именно с «Dr. Живаго». На это директор ответил: даже не пытайся, там своих полно, у тебя ноль шансов. Выслушала ее и говорю: включай телефон и прямо сейчас звони директору, с сегодняшнего дня ты — официант ресторана «Dr. Живаго». У нее слезы на глазах, руки затряслись… Когда вспоминаю этот момент, у меня до сих пор мурашки. Так вот девушка выучила за две недели все меню, а это около 250 позиций помимо барной карты, и сегодня она одна из самых сильных официантов нашего ресторана. Как же я благодарна тому киевскому директору, который ее не разглядел.
Команда
Работа с людьми, делающими бизнес инвестору, — главная задача управляющего. Очень важно всех знать по именам — каждого человека, понимать, что он собой представляет, на что способен, чего не знает, что скрывает, может быть, боится сказать, чтобы не было стыдно. Сама я давно усвоила истину: когда тебе стыдно за то, что чего-то не знаешь, нужно в ту же секунду попросить о помощи. Это очень важно, потому что, когда ты допускаешь ошибки, все разваливается к чертовой матери. Многие проекты проваливаются из-за людей, которые не знают элементарных вещей в сервисе, в винной карте, в меню, систематически совершают ошибки и скрывают их.
В «Dr. Живаго» по утрам мы проводим брифинги, и помимо обсуждения стоп-листа и ожидаемой посадки я смотрю, какое у сотрудников настроение, узнаю, все ли у них в порядке дома. В любой команде собираются разные люди — кто-то активный, динамичный, кто-то пассивный, но в то же время хочет работать, и претензий к нему никаких — считаю, нужно знать человека, что называется, изнутри.
Мне хорошо знакома история жизни каждого члена команды, начиная от уборщицы и заканчивая шеф-поваром. Для меня важно, чтобы люди чувствовали себя на работе комфортно и приходили на нее с отличным настроем. Все мои сотрудники прекрасно знают: если заболели и плохо себя чувствуют, не нужно поднимать себя за волосы и идти на работу. Мы всегда входим в положение.
Текучка
На протяжении семи лет у нас не было текучки, мы никогда не размещали сотнями объявления о наборе персонала. В ресторане сразу сложился костяк команды. Больше того, некоторые повара и официантки выходят замуж, заводят детей и потом снова возвращаются. Мы этим знамениты — у нас люди создают семьи вне коллектива и приходят обратно.