Поговорили с Наталией Опалевой об эпохе оттепели и о знаковых произведениях

Правила жизниИстория

История неофициального советского искусства в лицах: 10 важных художников-нонконформистов, создававших новых визуальный язык

Текст: Марина Анциперова

В Русском музее открылась выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту», в которой представлены работы знаковых художников и мастеров второй половины ХХ века из собрания Наталии Опалевой, известного коллекционера и генерального директора Музея AZ (Анатолия Зверева).

Тех художников, которых собирает Опалева, принято называть неофициальным советским искусством или нонконформистами — не работавших в единственно идеологически приемлемом в Советском Союзе направлении социального реализма. Они не могли показать свои работы на официальных выставках — и не могли зарабатывать искусством как своей основной профессией, зачастую подвергаясь цензуре и критике. Нонконформисты работали в разных стилях — это мог быть и абстракционизм, и фигуративное искусство, и концептуализм, — объединялись в разные группы, однако в их жизнях и творчестве так или иначе находят отклик одни и те же события: Всемирный фестиваль молодежи и студентов, где было показано Западное искусство, Оттепель в целом, раскритикованная Хрущевым выставка в Манеже 1962 года, разогнанные властями Бульдозерная и Измайловская выставки в 1974 году.

По случаю открытия выставки «Правила жизни» поговорили с Наталией Опалевой об эпохе оттепели, а также попросили рассказать о знаковых произведениях, которые теперь с гордостью показывает Русский музей.

Наталия Опалева

Коллекционер, создатель и генеральный директор Музея AZ

Довольно редко случается, что первая купленная работа определяет судьбу. У меня именно так и произошло: женский портрет кисти Анатолия Зверева, а также его «Николина гора» круто изменили мою жизнь, наполнив ее искусством и интересным общением, а в итоге привели к созданию Музея AZ. Поначалу это было просто увлечение, хобби, которое довольно быстро переросло в азартное коллекционирование. Осознание, что собрана серьезная коллекция, пришло намного позже, с началом активной деятельности нашего музея на других площадках, когда, помимо Анатолия Зверева, мы стали показывать творчество других художников-шестидесятников.

Эпоха оттепели представляется мне очень интересным временем, когда общее движение к свободе вдохновило многих представителей творческих профессий, не только художников, на поиски нового выразительного языка. Андрей Волконский, Николай Каретников, Альфред Шнитке и другие композиторы пишут авангардную музыку, создаются новые театры и новая поэзия, Андрей Тарковский снимает «Иваново детство» и «Андрея Рублева»... Художники не отстают, они тоже страстно и азартно ищут новый художественный язык, максимально удаленный от насаждаемого соцреализма, и чаще всего этот поиск приводит их к абстракции. Интерес к этому историческому периоду, довольно короткому по времени, и определил фокус моей коллекции.

Коллекция должна жить и развиваться, иначе она умирает. Каждое новое поколение художников берет что-то от предыдущего времени и идет дальше. Мне интересно современное искусство, оно очень разнообразно, и сами границы понятия современного искусства стали намного шире. Поэтому, продолжая отслеживать появление редких и интересных работ периода второй половины ХХ века, я активно наблюдаю и современных мне художников.

Эрик Булатов

1933

Эрик Булатов занимает второе место (после Ильи Кабакова) в рейтинге самых дорогих художников России. Его часто считают основоположником направления соц-арт за смешение образов советской реальности, лозунгов, деталей ландшафта, однако сам художник категорически это отрицает: слово (или любая помеха) и изображение для него лишь материал для исследования возможностей живописи, перспективы, взаимосвязи пространства и плоскости. На картине они сталкиваются друг с другом: слово может не пускать зрителя в картину, а может стать связующим звеном между ними. Одно из главных слов и понятий в работах Эрика Булатова — свобода.

Как и другие фигуры московского нонконформизма, в советское время он не мог показывать свои работы и зарабатывал на жизнь иллюстрацией детских книг. С 1989 года живет и работает в Нью-Йорке, с 1992 года — в Париже. В последние годы создает масштабные инсталляции, которые художник рассматривает как продолжение своих живописных исследований: 18-метровая скульптура «Вперед» на бывшем военном заводе на юге Франции, семиметровая скульптура «Все не так страшно», 2,5 тыс. м2 — мурал в Выксе

«Сосна», 1964

«Эрик Булатов всю жизнь работал над идеей пластичности пространства — он изгибал, искривлял его, как лист бумаги. На этой картине в центре сияющего ореола возникает сложная и подвижная пластическая фигура, которая, согласно названию, должна была бы изображать крону сосны. Но Булатов писал не натурный мотив — для него было важно дать почувствовать зрителю беспокойное, подвижное состояние мира и многослойность его строения».

Олег Васильев

1931-2013

На Западе имя Олега Васильева стоит в одном ряду с Кабаковым и Булатовым, близкими друзьями и соратниками художника, с которыми тот учился в Суриковке. С Булатовым Васильев делил мастерскую на Чистых прудах и занимался оформлением детских книг, самые известные из которых — «Золушка» и «Кот в сапогах» Шарля Перро и «Дикие лебеди» Ганса Христиана Андерсена. Не причислял себя к концептуалистам. Активно хотел вступить в Союз художников (получилось в 1967 году) и выставить свои работы, что получилось единожды — в кафе «Синяя птица». C 1990 года жил и работал в США, где успешно продавал свои произведения.

Главная тема поэтичных и фотореалистических работ художника — память. В его картинах максимально сближаются объективная реальность и внутренние переживания. Сам Олег Васильев писал: «Настоящее наполнено прошлым, как живая губка водой: через работу памяти свет идет из прошлого и выделяет, высвечивает из мрака то, что не принадлежит минуте».

«Автопортрет», 1992

«Для Олега Васильева основной темой был поиск белого цвета в живописи. На его картинах белый цвет создает особое излучение, превращаясь в свет. В живописное поле холста Олег Васильев внедряет структурирующие плоскости, нагнетает световое давление, создавая «высокие и глубокие пространства».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Весь в отца: существуют ли гены лишнего веса и что с ними делать? Весь в отца: существуют ли гены лишнего веса и что с ними делать?

Спросили у эксперта все, что вы хотели знать о генах лишнего веса

Правила жизни
Вооружить прораба компьютером Вооружить прораба компьютером

Кирилл Поляков — о перспективах и проблемах цифровизации строительства

Эксперт
Не распущенность, а выживание: как Жозефин Батлер защищала проституированных женщин Не распущенность, а выживание: как Жозефин Батлер защищала проституированных женщин

Как Жозефин Батлер защищала права женщин, продававших свое тело

Forbes
Вы будете удивлены: почему кошки мнут нас лапками, спят в лотке, а потом усаживаются на лицо? Вы будете удивлены: почему кошки мнут нас лапками, спят в лотке, а потом усаживаются на лицо?

Если ваш кот постоянно поворачивается к вам задом, то вы счастливый человек!

ТехИнсайдер
Что такое ферритин и как не спутать дефицит железа с другими проблемами Что такое ферритин и как не спутать дефицит железа с другими проблемами

Какие скрытые процессы в организме отражает ферритин

ТехИнсайдер
В доме, где резной палисад В доме, где резной палисад

Развитие внутреннего рынка леспрома становится залогом модернизации отрасли

Эксперт
Правила жизни Спайка Ли Правила жизни Спайка Ли

Правила жизни режиссера Спайка Ли

Правила жизни
«Все время ищу у себя болезни»: кто страдает ипохондрией и как от нее избавиться «Все время ищу у себя болезни»: кто страдает ипохондрией и как от нее избавиться

Что делать, если вы обнаружили у себя симптомы ипохондрии?

Psychologies
Менструальный отпуск: зачем он нужен и ждать ли его в России Менструальный отпуск: зачем он нужен и ждать ли его в России

Какие аргументы у инициативы и можно ли внедрить менструальные отпуска в России

СНОБ
Домохозяйки и кормильцы: как россияне представляют себе гендерное равенство Домохозяйки и кормильцы: как россияне представляют себе гендерное равенство

Сравнение представлений россиян о гендерном балансе с данными статистики

Forbes
Ford представил новый электрический Explorer, продолжающий миссию Autolatina Ford представил новый электрический Explorer, продолжающий миссию Autolatina

Чем примечателен электрический Explorer EV?

4x4 Club
Семь составляющих здорового сна: простые и сложные вещи для быстрого засыпания и легкого пробуждения Семь составляющих здорового сна: простые и сложные вещи для быстрого засыпания и легкого пробуждения

Для крепкого сна и приятного пробуждения придется соблюсти немало условий

Караван историй
Литература Литература

«Дыр бул щыл убеш щур», – до сих пор одно из самых глубоких русских высказываний

Правила жизни
Как Моррисси из героя музыкального культа превратился в парию Как Моррисси из героя музыкального культа превратился в парию

По любому вопросу у Моррисси всегда было свое, непопулярное мнение

СНОБ
Система ABS в автомобиле: сокращает ли она тормозной путь? Система ABS в автомобиле: сокращает ли она тормозной путь?

Изучаем главный факт о системе, которая знакома большинству водителей

CHIP
Свежий взгляд на французскую классику: отрывок из книги Свежий взгляд на французскую классику: отрывок из книги

Глава из книги «Прощай, грусть!» — анализ драмы «Сирано де Бержерак»

СНОБ
Дмитрий Свиргунов из Cream Soda и другие звезды, жизнь которых унесла вода Дмитрий Свиргунов из Cream Soda и другие звезды, жизнь которых унесла вода

Звездные истории о том, что утонуть можно даже в собственной ванне

VOICE
Физики впервые смогли управлять потоками квантового света: мощный прорыв и многообещающие перспективы Физики впервые смогли управлять потоками квантового света: мощный прорыв и многообещающие перспективы

Физики смогли успешно манипулировать небольшим количеством световых частиц

ТехИнсайдер
Древнее массовое вымирание может повториться в наши дни: мрачные результаты нового исследования Древнее массовое вымирание может повториться в наши дни: мрачные результаты нового исследования

Истощение кислорода в океанах могло стать причиной одного из вымираний

ТехИнсайдер
«Сделать себя»: какова цена профессионального успеха «Сделать себя»: какова цена профессионального успеха

Чего вам будет стоить добиться успеха и «сделать себя»?

Psychologies
Одна из крупнейших черных дыр, известных науке, оказалась настоящим монстром Одна из крупнейших черных дыр, известных науке, оказалась настоящим монстром

Как выглядит одна из самых больших черных дыр во Вселенной

ТехИнсайдер
Тяжелому машиностроению легче не стало Тяжелому машиностроению легче не стало

Наше машиностроение находится не в самом лучшем состоянии

Эксперт
Секс не ради секса: почему мы соглашаемся? Секс не ради секса: почему мы соглашаемся?

В постели с мужчинами мы иногда оказываемся не только из-за чистой страсти

VOICE
In vino veritas, или Женский взгляд на вино: как итальянки занимаются виноделием, попутно разрушая стереотипы In vino veritas, или Женский взгляд на вино: как итальянки занимаются виноделием, попутно разрушая стереотипы

Предубеждения и традиции не помеха на пути к должности CEO в любимой профессии

Правила жизни
Цена портрета: сколько стоило увековечить себя на картине Цена портрета: сколько стоило увековечить себя на картине

Как были написаны и в какую сумму оценивались семь известных портретов

Культура.РФ
Калейдоскоп фактур Калейдоскоп фактур

Квартира в стиле «мягкого» и комфортного лофта

Идеи Вашего Дома
Ипотека от нуля Ипотека от нуля

Как и почему ЦБ борется с нулевыми процентами по ипотеке

Деньги
Досчитай до 10 Досчитай до 10

Учимся успокаиваться и управлять гневом

Лиза
Строит метро и ведет блог о котах: необычная история героини, которая мечтала быть «вне шаблона» Строит метро и ведет блог о котах: необычная история героини, которая мечтала быть «вне шаблона»

Возможно, история нашей героини послужит для вас вдохновением

Psychologies
Тайна мустатилов: в арабской пустыне нашли святилище со следами загадочного жертвоприношения Тайна мустатилов: в арабской пустыне нашли святилище со следами загадочного жертвоприношения

Зачем древние строители возвели сотни больших каменных сооружений в пустынях?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении