Поговорили с Наталией Опалевой об эпохе оттепели и о знаковых произведениях

Правила жизниИстория

История неофициального советского искусства в лицах: 10 важных художников-нонконформистов, создававших новых визуальный язык

Текст: Марина Анциперова

В Русском музее открылась выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту», в которой представлены работы знаковых художников и мастеров второй половины ХХ века из собрания Наталии Опалевой, известного коллекционера и генерального директора Музея AZ (Анатолия Зверева).

Тех художников, которых собирает Опалева, принято называть неофициальным советским искусством или нонконформистами — не работавших в единственно идеологически приемлемом в Советском Союзе направлении социального реализма. Они не могли показать свои работы на официальных выставках — и не могли зарабатывать искусством как своей основной профессией, зачастую подвергаясь цензуре и критике. Нонконформисты работали в разных стилях — это мог быть и абстракционизм, и фигуративное искусство, и концептуализм, — объединялись в разные группы, однако в их жизнях и творчестве так или иначе находят отклик одни и те же события: Всемирный фестиваль молодежи и студентов, где было показано Западное искусство, Оттепель в целом, раскритикованная Хрущевым выставка в Манеже 1962 года, разогнанные властями Бульдозерная и Измайловская выставки в 1974 году.

По случаю открытия выставки «Правила жизни» поговорили с Наталией Опалевой об эпохе оттепели, а также попросили рассказать о знаковых произведениях, которые теперь с гордостью показывает Русский музей.

Наталия Опалева

Коллекционер, создатель и генеральный директор Музея AZ

Довольно редко случается, что первая купленная работа определяет судьбу. У меня именно так и произошло: женский портрет кисти Анатолия Зверева, а также его «Николина гора» круто изменили мою жизнь, наполнив ее искусством и интересным общением, а в итоге привели к созданию Музея AZ. Поначалу это было просто увлечение, хобби, которое довольно быстро переросло в азартное коллекционирование. Осознание, что собрана серьезная коллекция, пришло намного позже, с началом активной деятельности нашего музея на других площадках, когда, помимо Анатолия Зверева, мы стали показывать творчество других художников-шестидесятников.

Эпоха оттепели представляется мне очень интересным временем, когда общее движение к свободе вдохновило многих представителей творческих профессий, не только художников, на поиски нового выразительного языка. Андрей Волконский, Николай Каретников, Альфред Шнитке и другие композиторы пишут авангардную музыку, создаются новые театры и новая поэзия, Андрей Тарковский снимает «Иваново детство» и «Андрея Рублева»... Художники не отстают, они тоже страстно и азартно ищут новый художественный язык, максимально удаленный от насаждаемого соцреализма, и чаще всего этот поиск приводит их к абстракции. Интерес к этому историческому периоду, довольно короткому по времени, и определил фокус моей коллекции.

Коллекция должна жить и развиваться, иначе она умирает. Каждое новое поколение художников берет что-то от предыдущего времени и идет дальше. Мне интересно современное искусство, оно очень разнообразно, и сами границы понятия современного искусства стали намного шире. Поэтому, продолжая отслеживать появление редких и интересных работ периода второй половины ХХ века, я активно наблюдаю и современных мне художников.

Эрик Булатов

1933

Эрик Булатов занимает второе место (после Ильи Кабакова) в рейтинге самых дорогих художников России. Его часто считают основоположником направления соц-арт за смешение образов советской реальности, лозунгов, деталей ландшафта, однако сам художник категорически это отрицает: слово (или любая помеха) и изображение для него лишь материал для исследования возможностей живописи, перспективы, взаимосвязи пространства и плоскости. На картине они сталкиваются друг с другом: слово может не пускать зрителя в картину, а может стать связующим звеном между ними. Одно из главных слов и понятий в работах Эрика Булатова — свобода.

Как и другие фигуры московского нонконформизма, в советское время он не мог показывать свои работы и зарабатывал на жизнь иллюстрацией детских книг. С 1989 года живет и работает в Нью-Йорке, с 1992 года — в Париже. В последние годы создает масштабные инсталляции, которые художник рассматривает как продолжение своих живописных исследований: 18-метровая скульптура «Вперед» на бывшем военном заводе на юге Франции, семиметровая скульптура «Все не так страшно», 2,5 тыс. м2 — мурал в Выксе

«Сосна», 1964

«Эрик Булатов всю жизнь работал над идеей пластичности пространства — он изгибал, искривлял его, как лист бумаги. На этой картине в центре сияющего ореола возникает сложная и подвижная пластическая фигура, которая, согласно названию, должна была бы изображать крону сосны. Но Булатов писал не натурный мотив — для него было важно дать почувствовать зрителю беспокойное, подвижное состояние мира и многослойность его строения».

Олег Васильев

1931-2013

На Западе имя Олега Васильева стоит в одном ряду с Кабаковым и Булатовым, близкими друзьями и соратниками художника, с которыми тот учился в Суриковке. С Булатовым Васильев делил мастерскую на Чистых прудах и занимался оформлением детских книг, самые известные из которых — «Золушка» и «Кот в сапогах» Шарля Перро и «Дикие лебеди» Ганса Христиана Андерсена. Не причислял себя к концептуалистам. Активно хотел вступить в Союз художников (получилось в 1967 году) и выставить свои работы, что получилось единожды — в кафе «Синяя птица». C 1990 года жил и работал в США, где успешно продавал свои произведения.

Главная тема поэтичных и фотореалистических работ художника — память. В его картинах максимально сближаются объективная реальность и внутренние переживания. Сам Олег Васильев писал: «Настоящее наполнено прошлым, как живая губка водой: через работу памяти свет идет из прошлого и выделяет, высвечивает из мрака то, что не принадлежит минуте».

«Автопортрет», 1992

«Для Олега Васильева основной темой был поиск белого цвета в живописи. На его картинах белый цвет создает особое излучение, превращаясь в свет. В живописное поле холста Олег Васильев внедряет структурирующие плоскости, нагнетает световое давление, создавая «высокие и глубокие пространства».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Спички, веревки и контрабандная проволока: как Гарри Бардин изменил наше представление о мультфильмах Спички, веревки и контрабандная проволока: как Гарри Бардин изменил наше представление о мультфильмах

О работе Гарри Бардина и о пяти самых необычных его мультфильмах

Правила жизни
Лагом: почему шведы такие счастливые — 5 шагов к благополучной жизни Лагом: почему шведы такие счастливые — 5 шагов к благополучной жизни

Культурологи вспомнили шведскую концепцию жизни

Psychologies
Неистовая Фанни. Драма террористки, покусившейся на вождя Неистовая Фанни. Драма террористки, покусившейся на вождя

О том, как любовная драма превратила наивную девушку Фанни Каплан в террористку

СНОБ
Ford представил новый электрический Explorer, продолжающий миссию Autolatina Ford представил новый электрический Explorer, продолжающий миссию Autolatina

Чем примечателен электрический Explorer EV?

4x4 Club
Нация умных людей Нация умных людей

История израильского экономического чуда

kiozk originals
В коллайдере удалось зафиксировать «неуловимые» частицы В коллайдере удалось зафиксировать «неуловимые» частицы

Новая работа представляет собой первое прямое наблюдение коллайдерных нейтрино

ТехИнсайдер
Плутон. В долине гранатовых «льдов» Плутон. В долине гранатовых «льдов»

Что могли бы увидеть земляне, оказавшись посреди гладких льдов Плутона?

Наука и жизнь
Свой след Свой след

История Дома Doucal’s берёт начало на родине основателя бренда Марио Джаннини

Robb Report
Будни официанта: каковы они на самом деле Будни официанта: каковы они на самом деле

В среднем за день официант проходит 20 километров. Но это не самое сложное

Psychologies
«Google уже не тот»: почему сотрудники компании недовольны своим гендиректором «Google уже не тот»: почему сотрудники компании недовольны своим гендиректором

Как генеральный директор компании Google сам себя загнал в угол

Forbes
Александр Аузан — Forbes: «Страна потеряла главный козырь» Александр Аузан — Forbes: «Страна потеряла главный козырь»

Как остановить утечку мозгов?

Forbes
Александр Малинин выдает дочерей замуж: что известно о девушках и их избранниках Александр Малинин выдает дочерей замуж: что известно о девушках и их избранниках

Рассказываем о дочерях Александра Малинина

VOICE
Великий пост Великий пост

История Великого поста, правила и главные ошибки

Лиза
Как выглядела Вселенная до Большого взрыва: за гранью времени Как выглядела Вселенная до Большого взрыва: за гранью времени

Ранняя Вселенная могла быть не такой уж и ранней

ТехИнсайдер
«Почему он мне не пишет»: гостинг, бенчинг, брэдкрампинг, мунинг — виды отвержения в онлайн-знакомствах «Почему он мне не пишет»: гостинг, бенчинг, брэдкрампинг, мунинг — виды отвержения в онлайн-знакомствах

Что делать, если вы стали жертвой «человека-призрака»?

Psychologies
Как помочь тем, кто находится в кризисной ситуации. 5 советов для родственников, друзей и близких Как помочь тем, кто находится в кризисной ситуации. 5 советов для родственников, друзей и близких

Как поддержать того, кому действительно нужна помощь

СНОБ
Что делать, если AirPods не подключаются к устройству: инструкция Что делать, если AirPods не подключаются к устройству: инструкция

Что делать, если не получается подключить беспроводные наушники от Apple

ТехИнсайдер
Они вернулись! Они вернулись!

В Дюссельдорф вернулось почти забытое ощущение яхтенного праздника

Y Magazine
Смотреть подано: 10 крутых фильмов 2019 года, которые стоит пересмотреть Смотреть подано: 10 крутых фильмов 2019 года, которые стоит пересмотреть

Подборка хороших фильмов 2019 года

ТехИнсайдер
Менингит у детей. Cпасет ли шапка от инфекции? Менингит у детей. Cпасет ли шапка от инфекции?

По симптомам менингит похож на простуду или грипп, но при этом очень опасен

Лиза
Эпатаж: перезагрузка Эпатаж: перезагрузка

Как Поль Сезанн написал новую версию известной картины Эдуара Мане

Вокруг света
Слом стереотипов: почему мужчины стали рекламировать ювелирные украшения Слом стереотипов: почему мужчины стали рекламировать ювелирные украшения

Ювелирные украшения стали все активнее представлять на мужчинах

Forbes
Почему мы такие бедные? Часть 1. Как семейная история влияет на финансы Почему мы такие бедные? Часть 1. Как семейная история влияет на финансы

Почему наличие ума и интеллекта не гарантирует богатства?

Psychologies
Пьем виски правильно: с колой, элем и вермутом Пьем виски правильно: с колой, элем и вермутом

Как выбрать колу для виски и как лучше пить этот напиток?

ТехИнсайдер
Северная легкость и южная сочность: гид по армянским винам Северная легкость и южная сочность: гид по армянским винам

Как выбирать армянские вина

СНОБ
Где прячутся скрытые эмоции: 7 точек напряжения в теле — проверьте себя Где прячутся скрытые эмоции: 7 точек напряжения в теле — проверьте себя

Как различные эмоции влияют на напряжение мышц?

Psychologies
Тайна крушения Ту-104 в Пушкине: кто виноват в гибели всего командования Тихоокеанского флота? Тайна крушения Ту-104 в Пушкине: кто виноват в гибели всего командования Тихоокеанского флота?

Почему результаты расследования катастрофы Ту-104 держали в тайне?

ТехИнсайдер
Ричард Осман: «Выстрел мимо цели» Ричард Осман: «Выстрел мимо цели»

Глава ироничного детектива Ричарда Османа: «Выстрел мимо цели»

СНОБ
Как достигать целей в период неопределенности: 7 правил Как достигать целей в период неопределенности: 7 правил

Стоит ли вообще ставить цели в реальности, где все постоянно меняется?

Psychologies
«Мой ребенок прекрасен!»: 82-летний Роберто Кавалли стал отцом в шестой раз «Мой ребенок прекрасен!»: 82-летний Роберто Кавалли стал отцом в шестой раз

Бывшая шведская модель Playboy сделала Роберто Кавалли отцом в шестой раз

VOICE
Открыть в приложении