Краткая история от начала до наших дней

kiozk originalsИстория

Ислам

Краткая история от начала до наших дней

Карен Армстронг – писательница, эксперт-религиовед с мировым именем. Она провела 7 лет в качестве монахини римско-католической церкви, получила степень бакалавра по литературе в Оксфордском университете, а также преподавала литературу в Лондонском университете. Регулярно пишет рецензии и статьи для журналов и газет. Среди других ее книг – «Битва за Бога» и «Будда»

0:00 /
2421.394

Книга «Ислам: Краткая история от начала до наших дней» (2000) повествует о том, как небольшой секте, появившейся в VII веке на Аравийском полуострове, удалось стремительно превратиться в мировую религию с двумя миллиардами последователей. Карен Армстронг утверждает, что ислам имеет одну уникальную особенность, отличающую его от других религий – он не довольствуется обещанием, что каждому «воздастся по заслугам» в загробном мире. Ислам активно пытается создать образцовое, с точки зрения его последователей, общество здесь и сейчас, в мире земном.

Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Ислам» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?

Для кого эта книга?

Сегодня, когда путешествовать стало так легко, а иммиграция развита как никогда раньше, мы должны понимать и уважать взгляды других людей. Разнообразие современного мира особо остро ощущается в больших городах и многонациональных странах, таких, как наша. Не имеет значения, мусульманин вы или православный, а, может, и вовсе атеист или буддист. Знать историю всех основных конфессий одинаково важно и нужно каждому из нас, чтобы уметь взаимодействовать с людьми, понимать, на чем основано их мировоззрение. Поэтому мы рекомендуем книгу «Ислам» всем своим подписчикам. Подробнее о ней узнайте из нашего обзора.

Глубокое погружение в историю ислама от Мухаммеда до наших дней.

Исламская религия (мусульманство) имеет два миллиарда последователей, ее история насчитывает 1500 лет. Будучи поначалу крошечной сектой, борющейся с несправедливыми порядками, царившими в VII веке на Аравийском полуострове, ей удалось со временем вырасти в огромную империю, простирающуюся на трех континентах, которая позже пала жертвой западной колониальной экспансии.

В нынешнее время исламская цивилизация представляет собой сложный, противоречивый и зачастую неверно понимаемый феномен.

Для многих ислам привычно ассоциируется с угнетением женщин, с террористами и захватом заложников, с подрывниками-смертниками или с безжалостными тиранами и прочими шаблонными образами. Эти стереотипы не новы: начиная с крестовых походов христиан на восток в XI веке, Европа смотрела на исламский мир со смесью страха и отвращения.

Автор считает, что настала пора избавиться от этих клише. Обзор этой книги перенесет вас прямо в сердце мусульманской веры, которая вот уже полторы тысячи лет вдохновляет поэтов, мистиков, воинов, ученых и простых людей искать пути к созданию справедливого общества.

Также вы узнаете:

  • почему во время духовного кризиса послание Мухаммеда нашло такой широкий отклик в сердцах людей;
  • какие последствия для исламского мира имело развитие Западной цивилизации;
  • и почему «исламский фундаментализм» не такой уж консервативный, каким хочет казаться.

В отличие от других религий, ислам стремится создать справедливое общество в этом, а не в ином мире.

Что такое религия? Что ж, у этого феномена есть два аспекта. С одной стороны, это – трансцендентальный поиск неких высших сил, стремление выйти за пределы земного. Другими словами, все то, что называется «духовностью». И хотя верующие часто заявляют о своем желании отречься от этого мира, вряд ли религиозные убеждения когда-либо смогут стать чисто личным вопросом каждого. У каждой религии есть история ее взаимоотношений с «физическим» миром – ведь любой религиозной идее приходится существовать в жестких условиях реальной политики, основанной на военной мощи и угрозе применения силы.

Все религии принимают участие в глобальной битве, стремясь не только к выживанию, но и к мировой экспансии – и большинство религий смотрят на это сражение как на «необходимое зло». Возьмем, для примера, индуизм. С точки зрения индуистов, события истории ничтожны по своему значению в сравнении с «вечными истинами». Этой же позиции придерживаются и христиане. Вот почему Иисус напомнил своим последователям, что «царство божие» – это вовсе не модель для построения нового общества в этом мире, а метафора, означающая спасение души. Даже философы-просветители XVIII века, призывающие к отделению церкви от государства, не заходили так далеко, чтобы стремиться полностью изгнать религию из общественной жизни. Скорее, они желали, чтобы религию не втягивали в политическую борьбу. Религиозная вера – это личный вопрос каждого, и он слишком важен для того, чтобы быть разменной монетой в повседневных конфликтах.

При этом, каждая религия является продуктом своего времени. В конце концов, люди, как правило, обращаются к вере, потому что чувствуют, что современный мир несправедлив. Но выйти за пределы земного невозможно, если не научиться видеть в этом мире божественное начало. Автор книги вводит термин «заземление»: когда объекты материального мира становятся проводниками к высшей истине. Вам будет легче осознать это понятие, если вы вспомните, какую роль играют в религиях мира сакральные камни, храмы, священные изображения и тексты. Эти земные вещи служат символами, посредством которых верующие соприкасаются с божественным.

В исламе, в отличие от христианства и индуизма, нет икон. Все, что имеет значение – это поступки мусульман в этом, земном, мире. Мусульмане считают, что причаститься к Богу возможно, творя историю определенным образом. Поэтому, ислам, в отличие от других религий, неотделим от политики. Высшей целью ислама является создание справедливого общества здесь и сейчас – а политические действия, направленные на достижение этого идеала – лишь способ человеку приблизиться к Богу.

Это означает, что в исламе как религии нет разделения на «внутреннюю» и «внешнюю» стороны. Чтобы лучше понять суть ислама, нужно разобраться с тем, как он возник исторически и как развивался с течением времени.

Послание Мухаммеда стало ответом на духовный кризис, поразивший арабский мир в веке.

Исламский пророк Мухаммед родился в Мекке на Аравийском полуострове в 570 году н. э. Первое откровение было ниспослано ему в 610 году, когда он, по своему ежегодному обыкновению, ушел в священный месяц Рамадан за город в горы, чтобы молиться и поститься. Там его разбудило некое божественное присутствие, и он услышал, как из его уст прозвучали первые слова божьего послания. Они были ответом на глубокий духовный кризис арабского общества.

Мухаммед был родом из курайшитов – правящего клана, контролирующего торговлю на Аравийском полуострове и, благодаря этому, сделавшимся сказочно богатым. Курайшиты были политической элитой того времени, но из-за духа наживы, овладевшего ими, они растеряли свои прежние ценности – например, справедливость, что приводило к ссорам с теми, то по-прежнему считал заботу о бедных своей священной обязанностью.

Кроме того, сердцами верующих стали овладевать чувства отчаяния и беспокойства. Дело в том, что многие арабы верили, что их высший бог Аллах (что на арабском языке означает «бог») – это то же самое божество, которому поклонялись христиане и иудеи. По какой же причине Бог послал пророков этим народам, но не посылает его арабам? Люди задавались вопросами: может, арабы прогневали Бога своими бесконечными войнами и кровавыми распрями? Может, Бог махнул рукой на «заблудший народ» Аравии?

Судя по всему, ответы на эти вопросы знал Мухаммед – пророк, посланный арабам самим Богом. Но сначала Мухаммед не решался поведать соплеменникам, что ему было ниспослано откровение. Он рассказал об этом лишь своей жене Хадидже и своему двоюродному брату-христианину. Постепенно те убедили Мухаммеда, что его устами говорил именно Бог. В 612 году Мухаммед, наконец, передал своему народу божье послание, явленное в виде «назиданий». Слово «Коран», означающее священную книгу мусульман, происходит от арабского «чтение вслух», «назидание». Послание было простым. Одержимость курайшитов личным обогащением привела к тому, что они сделались алчными и высокомерными и утратили чувство справедливости. Тем самым они бросили вызов самому Богу, желающему, чтобы все люди, подчинившись его воле, обращались друг с другом с должной кротостью и состраданием. Если арабы не исправятся, предупредил Мухаммед, Бог нашлет на них погибель.

Ранние мусульмане ввели ритуалы, символизирующие равноправие. Так, они платили из своих доходов «закят» – подаяние нуждающимся. Постясь в месяц Рамадан, они тем самым напоминали себе о страданиях несчастных. Они также соблюдали «намаз» – ритуальные поклоны, совершаемые для того, чтобы очиститься от гордыни.

Простота ислама и его нацеленность на справедливость привели к тому, что у него появились последователи. Поначалу их было немного, так как многие оказались глухи к назиданиям Мухаммеда. И, как мы узнаем из следующей главы, правящий класс Мекки не был рад появлению новой быстрорастущей секты.

По мере своего распространения ислам сталкивался с жестким сопротивлением мекканской элиты.

Вокруг Мухаммеда объединились 70 семей. Поначалу элита Мекки не обращала особого внимания на ислам. Они считали приверженцев ислама незначительной сектой, а «так называемого пророка» – мошенником. Но все изменилось в 616 году, когда между правящей элитой города и мусульманами возник серьезный конфликт. На то были две основные причины: во-первых, последователи ислама отказывались мириться с тем, что все богатства были сосредоточены в руках немногих алчных и жестоких семей, правящих городом. А, во-вторых, мекканской элите стало очевидно, что Мухаммед стал набирать политический вес.

Оба этих момента были осложнены как теологическими, так и политическими обстоятельствами. С точки зрения веры, мусульмане имели больше общего с христианами и иудеями, верующими в того же бога, нежели с правителями Мекки, поклоняющимся языческим богам. Ведь во время молитвы мусульмане тоже поворачивались лицом к Иерусалиму. Как иудеи и христиане, они тоже верили в Страшный суд над человечеством, который состоится после Конца света. Почему же с этими религиозными идеями не могла смириться аристократия города Мекка? Да потому что им не нравилась мысль, что каждому придется, рано или поздно, отвечать перед Богом – ведь это означало бы, что они будут наказаны за свою жадность и равнодушие к нуждам бедных!

А тут еще этот возмутитель спокойствия Мухаммед – некий «пророк», объявивший, что его устами якобы говорит сам Бог, и снискавший особую симпатию городской бедноты Мекки. И хотя в Коране он назывался «надхиром», то есть «предсказателем», а вовсе не политиком, многие члены правящей элиты сочли это обычной уловкой, скрывающей якобы истинные политические амбиции Мухаммеда.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Метод Помидора Метод Помидора

Управление временем, вдохновением и концентрацией

kiozk originals
Вызывая улыбку: какие тренды преобладают в косметической стоматологии Вызывая улыбку: какие тренды преобладают в косметической стоматологии

Что такое эстетическая стоматология и какие процедуры вам необходимы

Forbes
Завтрак с Сократом Завтрак с Сократом

Философия повседневной жизни

kiozk originals
Четыре опасные секты мира Четыре опасные секты мира

Фраза «Религия — опиум для народа» не теряет актуальности

Maxim
Религия для атеистов Религия для атеистов

Руководство для неверующих по использованию религии

kiozk originals
Бальзам на сердце Бальзам на сердце

Когда еда становится лекарством, а лекарство — едой

Вокруг света
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Высокогорный колибри остыл до 3,26 градуса Цельсия Высокогорный колибри остыл до 3,26 градуса Цельсия

Рекордно низкую температуру тела зафиксировали у высокогорного колибри

N+1
Тонкое искусство пофигизма Тонкое искусство пофигизма

Парадоксальный способ жить счастливо

kiozk originals
Секс, наркотики, Сибирь: Абель Феррара о жизни и кино Секс, наркотики, Сибирь: Абель Феррара о жизни и кино

Режиссер Абель Феррара о разуме, чувствах и страстях

СНОБ
Чёрный передел: версия 1939 года Чёрный передел: версия 1939 года

Секретный протокол к Пакту о ненападении

Дилетант
Отель ″Челси″ Отель ″Челси″

Свою квартиру Эндрю Торри практически превратил в филиал арт-галереи

AD
Пластичность мозга Пластичность мозга

Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции мозга

kiozk originals
Отходы только мечтают стать доходами Отходы только мечтают стать доходами

«Мусорная» реформа пока не привела к сдвигам в сфере переработки отходов

Эксперт
Критика чистого разума Критика чистого разума

Революционная классика философской мысли о пределах человеческого разума

kiozk originals
Правила жизни Билла Мюррея Правила жизни Билла Мюррея

Правила жизни актера Билла Мюррея

Esquire
История мира в шести стаканах История мира в шести стаканах

Как ваши любимые напитки изменили мир

kiozk originals
9 золотых правил длинных автопутешествий 9 золотых правил длинных автопутешествий

Благодаря этим советам даже 10 тысяч километров за рулем пролетят незаметно

Maxim
Как читать книги Как читать книги

Руководство по чтению великих произведений

kiozk originals
Болезнь Паркинсона предложили разделить на два типа Болезнь Паркинсона предложили разделить на два типа

В одном случае болезнь Паркинсона начинается с головы, а в другом — из кишечника

N+1
Психология стресса Психология стресса

Нашумевшее руководство по борьбе со стрессом и связанными с ним болезнями

kiozk originals
Как терапия помогает справиться со стыдом и по-настоящему вырасти Как терапия помогает справиться со стыдом и по-настоящему вырасти

Как помочь себе избавиться от детских убеждений и увидеть мир возможностей?

Psychologies
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
На живую нитку На живую нитку

Нить здесь не метафора, а основной материал, с которым работают художники

Огонёк
Мы выбираем друг друга не случайно Мы выбираем друг друга не случайно

Выбор партнера предопределен всем предшествующим ходом нашей жизни

Psychologies
Все 11 фильмов Кристофера Нолана от худшего к лучшему Все 11 фильмов Кристофера Нолана от худшего к лучшему

Рейтинг фильмов Кристофера Нолана. Где в этом списке находится «Довод»?

Maxim
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
«Я художник. Что мне делать?»: ответы на 9 важных вопросов об арт-мире и о вашем месте в нем «Я художник. Что мне делать?»: ответы на 9 важных вопросов об арт-мире и о вашем месте в нем

Что делать, если вы решили классифицировать себя как художник? Куда податься?

Esquire
Sapiens Sapiens

Краткая история человечества

kiozk originals
8 фильмов об Испании 8 фильмов об Испании

Лучшие картины о фламенко, корриде, испанской истории, искусстве и не только

GQ
Открыть в приложении