Наука сторителлинга
Научные основы для сочинения хорошей истории
Для кого эта книга?
«Сторителлинг» в переводе с английского – это «рассказывание истории». И что же, разве для этого нужна целая наука? Спросите об этом у людей, которые пытались рассказать ребенку сказку собственного сочинения! Чтобы слушатель не отвлекался, вы должны постоянно держать его «на крючке», наперед продумывать действия персонажей, придумывать целый новый мир! Это не так-то просто! При этом умение рассказывать «цепляющие» аудиторию истории может пригодиться где угодно: при собеседовании на работу, в кругу компании, на публичном выступлении или на семейном празднике. Люди очень любят интересные истории, в этом уверен автор этой книги Уилл Сторр. Его профессиональные советы помогут вам осознать, что для того, чтобы вас с интересом слушали, необязательно обладать врожденным талантом отличного рассказчика – этому можно научиться – даже если вы думаете, что не мастак рассказывать истории. Всё впереди!
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Наука сторителлинга» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Узнайте, как сочинить хорошую историю, опираясь на научные исследования.
В наше время, когда люди слушают подкасты по дороге в офис, читают новости за рабочим столом, а потом направляются домой, чтобы посмотреть телешоу, сидя на диване, может показаться, что истории окружили нас со всех сторон. Мы не только проводим дни напролет, проглатывая истории, но и постоянно их сочиняем. Сторителлинг – важная часть нашего социального «я», придумываем ли мы отговорку за невыполненное задание, сплетничаем о подруге, пишем письмо или сочиняем сценарий.
Истории – такая же важная часть нашей жизни, как еда и сон, поэтому стоит лучше разобраться в том, что же нам в них так нравится. Опираясь на широкий ряд научных исследований, книга Уилла Сторра содержит в себе подробный план, при помощи которого можно создать историю, которая будет интересна аудитории. Вы узнаете, как можно заставить человеческий мозг ощутить сильные эмоции, создать связь читателя с героями и удерживать его интерес к истории по мере развития сюжета.
Секрет сочинения «идеальной истории» секретом вовсе не является – нужно всего лишь тщательно изучить, как работает наш мозг.
Также вы узнаете:
- почему мы иногда кричим на дверь, если ушибли об нее палец ноги;
- почему мы всегда болеем за неудачников;
- и что общего у историй из детства и пропагандистских фильмов.
Наш мозг устроен так, что нам нравятся истории.
Приходила ли вам когда-либо в голову такая мысль: то, что мы чувствуем на самом деле, фактически является лишь искусной имитацией? Может быть, вы удивитесь, но это правда.
Мы не в состоянии воспринять объективную реальность. Та реальность, которую мы видим – это всего лишь история, которую нам рассказывает мозг. Вы уже встречались с этим явлением, если, например, когда-нибудь принимали куст за фигуру человека, когда проходили мимо него в темноте. Вы не просто думали, что видели фигуру, – в какой-то момент вы действительно ее видели.
Наш мозг дает нам осознать себя героями повествования в той реальности, которую он создает. Для этой цели мозг переконфигурирует выбор, сделанный нами в прошлом, чтобы интегрировать этот опыт в описание нашей жизни. Например, мозг говорит нам, что обкрадывать босса – это нормально, ведь эксплуатируя вас, он каждый день получает несправедливый доход. Даже осужденные преступники оценивают себя выше среднего с точки зрения нравственности и доброты, даже несмотря на свои явные прегрешения против этих моральных категорий.
Кроме того, наш мозг старается создать линейный сюжет о нашей жизни, компонуя наши воспоминания по методу причинно-следственной связи. Способность создавать причинно-следственные связи даже когда их на самом деле нет, была продемонстрирована двумя советскими кинематографистами в начале 1900-х годов. Они отсняли ряд фильмов для публики, причем в каждом из фильмов было показано ничего не выражающее лицо актера на фоне кадров, изображающих разные сцены, например, в одном показывали тарелку супа, в другом – женщину, лежащую в гробу. Публика восхищалась мастерством актера, дивясь скорбному выражению его лица в кадре с гробом или его задумчивому взгляду в кадре с супом.
История, которую сочиняет наш мозг, включает в себя не только главного героя (нас самих), но и других персонажей. Мы все живем среди людей, и больше всего хотим понять, как работает их мышление. Это один из способов, которым мозг желает контролировать наше окружение.
Что побуждает нас к стремлению понимать других людей? – Необходимость выживания. Наш вид продолжает существовать только благодаря сотрудничеству между людьми. А поскольку люди стали жить оседло, владение социальными навыками для ведения торговли и переговоров стало особенно ценным качеством. Желание понимать других настолько занимает умы людей всех возрастов, что они начинают проецировать человеческие чувства на неодушевленные предметы, например, когда дверь «мстительно» ударяет нас после того, как мы ей хлопаем.
Истории дают нам возможность удовлетворить нашу потребность в понимании мыслей других людей. И нас привлекает один определенный тип героя – у которого есть недостатки.
Больше всего нам интересны небезупречные персонажи.
Мозг представляет нас в роли героя наших историй, и в этом повествовании мы всегда находимся на высоком нравственном уровне. В результате, мы часто смотрим на свои недостатки сквозь пальцы. Но когда через прочтение истории мы мысленно проникаем в сознание неидеального персонажа, создается некое безопасное пространство для исследования наших собственных недостатков.
Многие недостатки характера можно соотнести с моментом возникновения у человека в раннем детстве уникально искаженного представления о том, как устроен мир. Здесь большую роль играет воздействие культурных факторов. Например, персонажу, выросшему во времена викторианской Англии, будут внушаться такие ценности, как спокойствие и самодисциплина, тогда как характер персонажа, выросшего во времена освоения американского запада, должен складываться под влиянием идей о личной свободе и воплощении честолюбивых замыслов отдельной личности.
После того, как эти взгляды сформируются, мы защищаем их в течение всей нашей взрослой жизни. Когда мы встречаемся с противоположными мнениями об устройстве мира, это становится настолько болезненным, что равносильно ощущениям при физическом нападении. В одном из исследований, проведенных нейробиологом Сарой Гимбель, людям предъявляли доказательства, которые противоречили их давно устоявшимся политическим позициям. В результате сканирования их головного мозга было установлено, что реакция этих людей была такой же, как если бы они встретились с медведем в диком лесу.
Мы цепляемся за свои неидеальные системы убеждений, и персонажи ведут себя точно так же. Разница состоит в том, что пока ваш мозг оправдывает ваши собственные недостатки, чтобы представить вас как героя, с другими он так не поступает, и нам становится легче увидеть их «ошибочные» представления.
Одним из способов создания «выпуклых» персонажей является демонстрация того, как их недостатки помогают или мешают им в достижении целей. Например, в романе «Остаток дня», мы встречаемся с консервативным английским дворецким Стивенсом, у которого новый работодатель, менее приверженный традициям американец. Склонность Стивенса сдерживать свою эмоциональность не только приводит к тому, что он упускает возможность построить взаимоотношения с любимой женщиной, но и к конфликту с новым работодателем. Все это препятствует Стивенсу в достижении его целей.