Научные основы для сочинения хорошей истории

kiozk originalsКультура

Наука сторителлинга

Научные основы для сочинения хорошей истории

Автор: Уилл Сторр, британский журналист, автор The New York Times и The Guardian, писатель, автор бестселлера «Селфи»

0:00 /
1559.824

Для кого эта книга?

«Сторителлинг» в переводе с английского – это «рассказывание истории». И что же, разве для этого нужна целая наука? Спросите об этом у людей, которые пытались рассказать ребенку сказку собственного сочинения! Чтобы слушатель не отвлекался, вы должны постоянно держать его «на крючке», наперед продумывать действия персонажей, придумывать целый новый мир! Это не так-то просто! При этом умение рассказывать «цепляющие» аудиторию истории может пригодиться где угодно: при собеседовании на работу, в кругу компании, на публичном выступлении или на семейном празднике. Люди очень любят интересные истории, в этом уверен автор этой книги Уилл Сторр. Его профессиональные советы помогут вам осознать, что для того, чтобы вас с интересом слушали, необязательно обладать врожденным талантом отличного рассказчика – этому можно научиться – даже если вы думаете, что не мастак рассказывать истории. Всё впереди!

Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Наука сторителлинга» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?

Узнайте, как сочинить хорошую историю, опираясь на научные исследования.

В наше время, когда люди слушают подкасты по дороге в офис, читают новости за рабочим столом, а потом направляются домой, чтобы посмотреть телешоу, сидя на диване, может показаться, что истории окружили нас со всех сторон. Мы не только проводим дни напролет, проглатывая истории, но и постоянно их сочиняем. Сторителлинг – важная часть нашего социального «я», придумываем ли мы отговорку за невыполненное задание, сплетничаем о подруге, пишем письмо или сочиняем сценарий.

Истории – такая же важная часть нашей жизни, как еда и сон, поэтому стоит лучше разобраться в том, что же нам в них так нравится. Опираясь на широкий ряд научных исследований, книга Уилла Сторра содержит в себе подробный план, при помощи которого можно создать историю, которая будет интересна аудитории. Вы узнаете, как можно заставить человеческий мозг ощутить сильные эмоции, создать связь читателя с героями и удерживать его интерес к истории по мере развития сюжета.

Секрет сочинения «идеальной истории» секретом вовсе не является – нужно всего лишь тщательно изучить, как работает наш мозг.

Также вы узнаете:

  • почему мы иногда кричим на дверь, если ушибли об нее палец ноги;
  • почему мы всегда болеем за неудачников;
  • и что общего у историй из детства и пропагандистских фильмов.

Наш мозг устроен так, что нам нравятся истории.

Приходила ли вам когда-либо в голову такая мысль: то, что мы чувствуем на самом деле, фактически является лишь искусной имитацией? Может быть, вы удивитесь, но это правда.

Мы не в состоянии воспринять объективную реальность. Та реальность, которую мы видим – это всего лишь история, которую нам рассказывает мозг. Вы уже встречались с этим явлением, если, например, когда-нибудь принимали куст за фигуру человека, когда проходили мимо него в темноте. Вы не просто думали, что видели фигуру, – в какой-то момент вы действительно ее видели.

Наш мозг дает нам осознать себя героями повествования в той реальности, которую он создает. Для этой цели мозг переконфигурирует выбор, сделанный нами в прошлом, чтобы интегрировать этот опыт в описание нашей жизни. Например, мозг говорит нам, что обкрадывать босса – это нормально, ведь эксплуатируя вас, он каждый день получает несправедливый доход. Даже осужденные преступники оценивают себя выше среднего с точки зрения нравственности и доброты, даже несмотря на свои явные прегрешения против этих моральных категорий.

Кроме того, наш мозг старается создать линейный сюжет о нашей жизни, компонуя наши воспоминания по методу причинно-следственной связи. Способность создавать причинно-следственные связи даже когда их на самом деле нет, была продемонстрирована двумя советскими кинематографистами в начале 1900-х годов. Они отсняли ряд фильмов для публики, причем в каждом из фильмов было показано ничего не выражающее лицо актера на фоне кадров, изображающих разные сцены, например, в одном показывали тарелку супа, в другом – женщину, лежащую в гробу. Публика восхищалась мастерством актера, дивясь скорбному выражению его лица в кадре с гробом или его задумчивому взгляду в кадре с супом.

История, которую сочиняет наш мозг, включает в себя не только главного героя (нас самих), но и других персонажей. Мы все живем среди людей, и больше всего хотим понять, как работает их мышление. Это один из способов, которым мозг желает контролировать наше окружение.

Что побуждает нас к стремлению понимать других людей? – Необходимость выживания. Наш вид продолжает существовать только благодаря сотрудничеству между людьми. А поскольку люди стали жить оседло, владение социальными навыками для ведения торговли и переговоров стало особенно ценным качеством. Желание понимать других настолько занимает умы людей всех возрастов, что они начинают проецировать человеческие чувства на неодушевленные предметы, например, когда дверь «мстительно» ударяет нас после того, как мы ей хлопаем.

Истории дают нам возможность удовлетворить нашу потребность в понимании мыслей других людей. И нас привлекает один определенный тип героя – у которого есть недостатки.

Больше всего нам интересны небезупречные персонажи.

Мозг представляет нас в роли героя наших историй, и в этом повествовании мы всегда находимся на высоком нравственном уровне. В результате, мы часто смотрим на свои недостатки сквозь пальцы. Но когда через прочтение истории мы мысленно проникаем в сознание неидеального персонажа, создается некое безопасное пространство для исследования наших собственных недостатков.

Многие недостатки характера можно соотнести с моментом возникновения у человека в раннем детстве уникально искаженного представления о том, как устроен мир. Здесь большую роль играет воздействие культурных факторов. Например, персонажу, выросшему во времена викторианской Англии, будут внушаться такие ценности, как спокойствие и самодисциплина, тогда как характер персонажа, выросшего во времена освоения американского запада, должен складываться под влиянием идей о личной свободе и воплощении честолюбивых замыслов отдельной личности.

После того, как эти взгляды сформируются, мы защищаем их в течение всей нашей взрослой жизни. Когда мы встречаемся с противоположными мнениями об устройстве мира, это становится настолько болезненным, что равносильно ощущениям при физическом нападении. В одном из исследований, проведенных нейробиологом Сарой Гимбель, людям предъявляли доказательства, которые противоречили их давно устоявшимся политическим позициям. В результате сканирования их головного мозга было установлено, что реакция этих людей была такой же, как если бы они встретились с медведем в диком лесу.

Мы цепляемся за свои неидеальные системы убеждений, и персонажи ведут себя точно так же. Разница состоит в том, что пока ваш мозг оправдывает ваши собственные недостатки, чтобы представить вас как героя, с другими он так не поступает, и нам становится легче увидеть их «ошибочные» представления.

Одним из способов создания «выпуклых» персонажей является демонстрация того, как их недостатки помогают или мешают им в достижении целей. Например, в романе «Остаток дня», мы встречаемся с консервативным английским дворецким Стивенсом, у которого новый работодатель, менее приверженный традициям американец. Склонность Стивенса сдерживать свою эмоциональность не только приводит к тому, что он упускает возможность построить взаимоотношения с любимой женщиной, но и к конфликту с новым работодателем. Все это препятствует Стивенсу в достижении его целей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почему современные тренды ЗОЖ чаще всего ошибочны Почему современные тренды ЗОЖ чаще всего ошибочны

С чего на самом деле надо начинать заботу о своем здоровье

СНОБ
10 зданий, построенных в рекордные сроки 10 зданий, построенных в рекордные сроки

Сегодня даже самые большие и помпезные здания строятся буквально в мгновение ока

Популярная механика
Дар неудачи Дар неудачи

Отпустите детей – они сами справятся

kiozk originals
Как правильно делать маникюр в домашних условиях Как правильно делать маникюр в домашних условиях

Рассказываем все тонкости домашнего маникюра

Cosmopolitan
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
10 секретов плоского живота 10 секретов плоского живота

Самые эффективные лайфхаки для борьбы с выпирающим животом

Худеем правильно
Эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект

Новое представление о том, что значит быть «умным»

kiozk originals
Физика невозможного Физика невозможного

Научное исследование мира силовых полей, телепортации и путешествий во времени

kiozk originals
Человек в поисках смысла Человек в поисках смысла

Теория поиска смысла жизни, которая помогает пережить ад на земле

kiozk originals
«Гнездо» перевернутых ролей: фильм, где Джуд Лоу живет на содержании у жены, притворяясь миллионером «Гнездо» перевернутых ролей: фильм, где Джуд Лоу живет на содержании у жены, притворяясь миллионером

«Гнездо» — индидрама про смену традиционных гендерных ролей

Forbes
Еда и мозг Еда и мозг

Что углеводы делают со здоровьем, мышлением и памятью

kiozk originals
Правило № 55. Будьте святыней — их не оскорбляют Правило № 55. Будьте святыней — их не оскорбляют

Коуч Алексей Ситников пытается решить проблему семейного насилия

Tatler
Игры, в которые играют люди Игры, в которые играют люди

Психология человеческих взаимоотношений

kiozk originals
Идти ли на похороны? Идти ли на похороны?

Зачем мы вообще ходим на похороны?

Psychologies
Думай медленно… решай быстро Думай медленно… решай быстро

Как устроено человеческое мышление

kiozk originals
Тепло наших дел Тепло наших дел

Как Анастасия Татулова строит бизнес с человеческим лицом

Vogue
В волосах жертв ритуала капакоча обнаружили высокую концентрацию ртути В волосах жертв ритуала капакоча обнаружили высокую концентрацию ртути

Ученые исследовали семь мумий, найденных в Северном Чили

N+1
Кто за главного? Кто за главного?

Свобода воли с точки зрения нейробиологии

kiozk originals
Кто я? Кто я?

Кто ты такой? Вопрос, который мы задаем себе в течение жизни

Psychologies
9 актеров, которые изменились до неузнаваемости в предстоящих фильмах 9 актеров, которые изменились до неузнаваемости в предстоящих фильмах

Загримировали так, что не то что родная мать, даже родной продюсер не узнает!

Maxim
Почему я устаю? Почему я устаю?

В чем скрытые причины постоянной усталости?

Лиза
Как терапия помогает справиться со стыдом и по-настоящему вырасти Как терапия помогает справиться со стыдом и по-настоящему вырасти

Как помочь себе избавиться от детских убеждений и увидеть мир возможностей?

Psychologies
32 вопроса, которые стоит задать бабушке с дедушкой 32 вопроса, которые стоит задать бабушке с дедушкой

Насколько хорошо вы на самом деле знаете своих дедушек и бабушек?

Psychologies
Живем как по писаному Живем как по писаному

В каком жанре развивается ваша жизненная история?

Psychologies
Ярослав Андреев: «Чарли Чаплин 80 лет назад снимал короткие смешные видео. Он первый тиктокер» Ярослав Андреев: «Чарли Чаплин 80 лет назад снимал короткие смешные видео. Он первый тиктокер»

Основатель WildJam о рекламе в тиктоке и блогерах-зумерах

GQ
Приручить энергию звезд Приручить энергию звезд

Каким ученые видят решение грядущего энергетического дефицита

N+1
Прыжок в карьеру Прыжок в карьеру

Cергей Гилев о том, каково это – в 40 лет проснуться востребованным актером

Esquire
«Отдых для слабаков»: почему нам трудно остановиться и расслабиться «Отдых для слабаков»: почему нам трудно остановиться и расслабиться

Зачем мы загружаем себя работой и почему заветный отдых так и не наступает?

Psychologies
Апокалипсис, Путин, наркотики, иконы и секс в новом альбоме Хаски Апокалипсис, Путин, наркотики, иконы и секс в новом альбоме Хаски

Хаски, ну за что ты так с нами?

GQ
Критические будни Критические будни

«Никогда. Редко. Иногда. Всегда» как хроника гендерного неравенства

Weekend
Открыть в приложении