Научные основы для сочинения хорошей истории

kiozk originalsКультура

Наука сторителлинга

Научные основы для сочинения хорошей истории

Автор: Уилл Сторр, британский журналист, автор The New York Times и The Guardian, писатель, автор бестселлера «Селфи»

0:00 /
1559.824

Для кого эта книга?

«Сторителлинг» в переводе с английского – это «рассказывание истории». И что же, разве для этого нужна целая наука? Спросите об этом у людей, которые пытались рассказать ребенку сказку собственного сочинения! Чтобы слушатель не отвлекался, вы должны постоянно держать его «на крючке», наперед продумывать действия персонажей, придумывать целый новый мир! Это не так-то просто! При этом умение рассказывать «цепляющие» аудиторию истории может пригодиться где угодно: при собеседовании на работу, в кругу компании, на публичном выступлении или на семейном празднике. Люди очень любят интересные истории, в этом уверен автор этой книги Уилл Сторр. Его профессиональные советы помогут вам осознать, что для того, чтобы вас с интересом слушали, необязательно обладать врожденным талантом отличного рассказчика – этому можно научиться – даже если вы думаете, что не мастак рассказывать истории. Всё впереди!

Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Наука сторителлинга» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?

Узнайте, как сочинить хорошую историю, опираясь на научные исследования.

В наше время, когда люди слушают подкасты по дороге в офис, читают новости за рабочим столом, а потом направляются домой, чтобы посмотреть телешоу, сидя на диване, может показаться, что истории окружили нас со всех сторон. Мы не только проводим дни напролет, проглатывая истории, но и постоянно их сочиняем. Сторителлинг – важная часть нашего социального «я», придумываем ли мы отговорку за невыполненное задание, сплетничаем о подруге, пишем письмо или сочиняем сценарий.

Истории – такая же важная часть нашей жизни, как еда и сон, поэтому стоит лучше разобраться в том, что же нам в них так нравится. Опираясь на широкий ряд научных исследований, книга Уилла Сторра содержит в себе подробный план, при помощи которого можно создать историю, которая будет интересна аудитории. Вы узнаете, как можно заставить человеческий мозг ощутить сильные эмоции, создать связь читателя с героями и удерживать его интерес к истории по мере развития сюжета.

Секрет сочинения «идеальной истории» секретом вовсе не является – нужно всего лишь тщательно изучить, как работает наш мозг.

Также вы узнаете:

  • почему мы иногда кричим на дверь, если ушибли об нее палец ноги;
  • почему мы всегда болеем за неудачников;
  • и что общего у историй из детства и пропагандистских фильмов.

Наш мозг устроен так, что нам нравятся истории.

Приходила ли вам когда-либо в голову такая мысль: то, что мы чувствуем на самом деле, фактически является лишь искусной имитацией? Может быть, вы удивитесь, но это правда.

Мы не в состоянии воспринять объективную реальность. Та реальность, которую мы видим – это всего лишь история, которую нам рассказывает мозг. Вы уже встречались с этим явлением, если, например, когда-нибудь принимали куст за фигуру человека, когда проходили мимо него в темноте. Вы не просто думали, что видели фигуру, – в какой-то момент вы действительно ее видели.

Наш мозг дает нам осознать себя героями повествования в той реальности, которую он создает. Для этой цели мозг переконфигурирует выбор, сделанный нами в прошлом, чтобы интегрировать этот опыт в описание нашей жизни. Например, мозг говорит нам, что обкрадывать босса – это нормально, ведь эксплуатируя вас, он каждый день получает несправедливый доход. Даже осужденные преступники оценивают себя выше среднего с точки зрения нравственности и доброты, даже несмотря на свои явные прегрешения против этих моральных категорий.

Кроме того, наш мозг старается создать линейный сюжет о нашей жизни, компонуя наши воспоминания по методу причинно-следственной связи. Способность создавать причинно-следственные связи даже когда их на самом деле нет, была продемонстрирована двумя советскими кинематографистами в начале 1900-х годов. Они отсняли ряд фильмов для публики, причем в каждом из фильмов было показано ничего не выражающее лицо актера на фоне кадров, изображающих разные сцены, например, в одном показывали тарелку супа, в другом – женщину, лежащую в гробу. Публика восхищалась мастерством актера, дивясь скорбному выражению его лица в кадре с гробом или его задумчивому взгляду в кадре с супом.

История, которую сочиняет наш мозг, включает в себя не только главного героя (нас самих), но и других персонажей. Мы все живем среди людей, и больше всего хотим понять, как работает их мышление. Это один из способов, которым мозг желает контролировать наше окружение.

Что побуждает нас к стремлению понимать других людей? – Необходимость выживания. Наш вид продолжает существовать только благодаря сотрудничеству между людьми. А поскольку люди стали жить оседло, владение социальными навыками для ведения торговли и переговоров стало особенно ценным качеством. Желание понимать других настолько занимает умы людей всех возрастов, что они начинают проецировать человеческие чувства на неодушевленные предметы, например, когда дверь «мстительно» ударяет нас после того, как мы ей хлопаем.

Истории дают нам возможность удовлетворить нашу потребность в понимании мыслей других людей. И нас привлекает один определенный тип героя – у которого есть недостатки.

Больше всего нам интересны небезупречные персонажи.

Мозг представляет нас в роли героя наших историй, и в этом повествовании мы всегда находимся на высоком нравственном уровне. В результате, мы часто смотрим на свои недостатки сквозь пальцы. Но когда через прочтение истории мы мысленно проникаем в сознание неидеального персонажа, создается некое безопасное пространство для исследования наших собственных недостатков.

Многие недостатки характера можно соотнести с моментом возникновения у человека в раннем детстве уникально искаженного представления о том, как устроен мир. Здесь большую роль играет воздействие культурных факторов. Например, персонажу, выросшему во времена викторианской Англии, будут внушаться такие ценности, как спокойствие и самодисциплина, тогда как характер персонажа, выросшего во времена освоения американского запада, должен складываться под влиянием идей о личной свободе и воплощении честолюбивых замыслов отдельной личности.

После того, как эти взгляды сформируются, мы защищаем их в течение всей нашей взрослой жизни. Когда мы встречаемся с противоположными мнениями об устройстве мира, это становится настолько болезненным, что равносильно ощущениям при физическом нападении. В одном из исследований, проведенных нейробиологом Сарой Гимбель, людям предъявляли доказательства, которые противоречили их давно устоявшимся политическим позициям. В результате сканирования их головного мозга было установлено, что реакция этих людей была такой же, как если бы они встретились с медведем в диком лесу.

Мы цепляемся за свои неидеальные системы убеждений, и персонажи ведут себя точно так же. Разница состоит в том, что пока ваш мозг оправдывает ваши собственные недостатки, чтобы представить вас как героя, с другими он так не поступает, и нам становится легче увидеть их «ошибочные» представления.

Одним из способов создания «выпуклых» персонажей является демонстрация того, как их недостатки помогают или мешают им в достижении целей. Например, в романе «Остаток дня», мы встречаемся с консервативным английским дворецким Стивенсом, у которого новый работодатель, менее приверженный традициям американец. Склонность Стивенса сдерживать свою эмоциональность не только приводит к тому, что он упускает возможность построить взаимоотношения с любимой женщиной, но и к конфликту с новым работодателем. Все это препятствует Стивенсу в достижении его целей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Маячок манипулятора. Как распознать и побороть газлайтинг на рабочем месте Маячок манипулятора. Как распознать и побороть газлайтинг на рабочем месте

Газлайтеры на работе — чрезвычайно токсичные персонажи

Forbes
4 странных военных конфликта XX века 4 странных военных конфликта XX века

Если хочется начать войну, закрой глаза и глубоко подыши

Maxim
В работу с головой В работу с головой

Паттерны успеха от IT-специалиста

kiozk originals
Великий и оболганный: необычные факты о гениальном “Трабанте” Великий и оболганный: необычные факты о гениальном “Трабанте”

Рассказываем все самое интересное о прекрасном “Траби”

Популярная механика
Игры, в которые играют люди Игры, в которые играют люди

Психология человеческих взаимоотношений

kiozk originals
Где мы можем найти жизнь в космосе — четыре «адреса» Где мы можем найти жизнь в космосе — четыре «адреса»

Наткнуться на простейшие живые организмы можно на других планетах и спутниках

Популярная механика
Что говорят о нас отношения с деньгами Что говорят о нас отношения с деньгами

По тому, как человек относится к деньгам, можно определить его образ мышления

Psychologies
«Энола Холмс» – методичка по феминизму для самых маленьких «Энола Холмс» – методичка по феминизму для самых маленьких

«Энола Холмс»: история строптивой сыщицы

GQ
Цифровой минимализм Цифровой минимализм

Фокус и осознанность в шумном мире

kiozk originals
Как микробы управляют нами Как микробы управляют нами

Тайные властители жизни на Земле

kiozk originals
Психология стресса Психология стресса

Нашумевшее руководство по борьбе со стрессом и связанными с ним болезнями

kiozk originals
Отрицание, замещение, проекция: как психика нас защищает Отрицание, замещение, проекция: как психика нас защищает

Три защитных механизма психики, описанные Зигмундом Фрейдом

Psychologies
Пять языков любви Пять языков любви

Секрет прочных отношений

kiozk originals
Философские устройства Бенджамина Каудена Философские устройства Бенджамина Каудена

Бенджамин Кауден посвятил себя необычному искусству — кинетическому

Популярная механика
Думай медленно… решай быстро Думай медленно… решай быстро

Как устроено человеческое мышление

kiozk originals
Как русские семь лет подслушивали американцев в посольстве США с помощью «подарка» Как русские семь лет подслушивали американцев в посольстве США с помощью «подарка»

Эндовибратор — устройства для прослушки, не требующего источника питания

Maxim
В предчувствии конца. Алексей Поляринов: «Кадавры» В предчувствии конца. Алексей Поляринов: «Кадавры»

Отрывок из романа «Кадавры» о мучительном предчувствии конца света

СНОБ
Взрослые в доме Взрослые в доме

Неравная борьба с европейским «глубинным государством»

kiozk originals
Желаю всего самого лучшего Желаю всего самого лучшего

Что будет, если попробовать желать себе всего самого лучшего

Psychologies
6 стихийных бедствий, случившихся по причине человеческого идиотизма 6 стихийных бедствий, случившихся по причине человеческого идиотизма

Многие крупные неприятности случились из-за совсем небольших глупостей

Maxim
Плачу от техно Плачу от техно

Правда ли, что смартфон вреден для нашей кожи?

Glamour
Не ПП, а ППП! 5 «толстых» привычек и 4 «стройных» лайфхака, чтобы их преодолеть Не ПП, а ППП! 5 «толстых» привычек и 4 «стройных» лайфхака, чтобы их преодолеть

Избавляемся от «лишних» пищевых привычек и лишнего веса

Cosmopolitan
Рыба и ее социальный интеллект Рыба и ее социальный интеллект

Отрывок из книги «О чем молчат рыбы: Путеводитель по жизни морских обитателей»

СНОБ
Мама+баба Мама+баба

Что делать, если ребенок растет без отца, в окружении женщин?

Лиза
Как быть, если твой ребенок не такой, как все Как быть, если твой ребенок не такой, как все

Некоторые воплощенные в жизнь фантазии могут выйти боком

СНОБ
Самку китовой акулы признали самой большой рыбой Самку китовой акулы признали самой большой рыбой

В среднем, длина тела самки китовой акулы может достигать 14,5 метра

N+1
«Девушку с жемчужной сережкой» нарисовали наностолбиками с изменяемой яркостью «Девушку с жемчужной сережкой» нарисовали наностолбиками с изменяемой яркостью

Физики научились работать со светотенью при рисовании с помощью наноструктур

N+1
Паста по правилам Паста по правилам

Паста – не гарнир, а полноценное блюдо. Как его приготовить полезным и вкусным?

Худеем правильно
Правила жизни Вернера Херцога Правила жизни Вернера Херцога

Правила жизни немецкого кинорежиссера Вернера Херцога

Esquire
Что делать, если бензин в баке закончился? Пошаговый гид Что делать, если бензин в баке закончился? Пошаговый гид

Рассказываем, как не встать посреди дороги с пустым баком

Maxim
Открыть в приложении