Как дети иммигрантов из России и Израиля создали в США сервис доставки продуктов стоимостью в $3 млрд
Рафаэль Илишаев и Якир Гола познакомились в университете и скоро стали партнерами по бизнесу. Их сервис GoPuff, который за $2 доставит по назначению еду и алкоголь в течение получаса, во время пандемии процветает. Компания уже привлекла почти сотни миллионов долларов от инвесторов, однако маржинальность остается низкой, а ожидание доставки нередко растягивается на часы. Впрочем, основатели уверены, что это лишь проявления «болезни роста» и надеются скоро выйти за пределы американского рынка.
Сооснователи и соруководители онлайн-сервиса доставки GoPuff Рафаэль Илишаев и Якир Гола быстро проходят через пустые офисы в одном из зданий в промышленном районе Филадельфии. «Мы бываем здесь каждый день, — энергично говорит Илишаев. — Многие хотят вернуться». Пространство площадью 3700 кв.м., построенное на месте ирландского бара и боксерского зала и занимающее целый квартал, должно было стать новой штаб-квартирой для GoPuff. Вместо этого оно пустует.
Однако без работы GoPuff во время пандемии не остался. Вся работа — в более чем 200 складских центрах по всей стране, половина из которых создана в прошлом году. Около 3500 сотрудников работают круглосуточно, толкая друг друга, чтобы взять, упаковать и отправить те импульсивные покупки по завышенной цене, которыми клиенты наполняют корзины в своих айфонах: пинта мороженого Americone Dream от Ben & Jerry's за $6 в 21:00, упаковка из шести бутылок Budweiser за $8 за минуту до первой подачи на бейсбольном поле, звонок молодой матери в полночь с просьбой доставить 140 памперсов за $34.
GoPuff была основана в 2013 году и поначалу позиционировала себя как ночная служба доставки для студентов, через которую они могли заказать фастфуд, бумагу для самокруток и презервативы. Теперь компания превратилась в мейнстрим и предлагает 3000 наименований товаров — от безрецептурных лекарств и стиральных порошков до корма для домашних животных и лака для ногтей. Все это доставляется примерно за 30 минут за фиксированную плату в $2.
«Мы основали эту компанию, потому что магазин шаговой доступности был не слишком доступным», — говорит Илишаев. Гола добавляет: «Мы предлагаем невероятную скорость».
Склады компании в арендованных помещениях площадью от 900 до 1400 кв. метров — главный фактор, благодаря которому ей удается удерживать позиции на переполненном, высококонкурентном рынке доставки, объем которого, по данным GlobalData, достигал $66 млрд еще до пандемии. В отличие от остальных служб доставки, таких как Instacart и Uber Eats, GoPuff работает скорее как розничный магазин и закупает товары напрямую у корпораций — Anheuser-Busch, PepsiCo, Unilever и других. GoPuff зарабатывает не столько на номинальной стоимости доставки, сколько на внушительной наценке на товары и, все чаще, на продаже приоритетного размещения в приложении.
С начала пандемии бизнес процветает. В 2019 году объем продаж достиг $250 млн, а в этом году число заказов выросло на 400%. Однако сервис не приносит прибыли и признает, что еще не зарабатывает на четверти из своих складских центров.
Илишаев и Гола не экономят, пытаясь справиться с гиперростом. GoPuff уже потратил около $250 млн из $750 млн, которые они привлекли всего год назад (основным инвестором выступил SoftBank). В результате у компании, которую оценивают примерно в $2,8 млрд, остается в запасе примерно $500 млн. Компания отказывается подтвердить размер свободных средств или скорость их расходования и настаивает на том, что бизнес мог бы стать прибыльным моментально, если бы они прекратили инвестиции в рост. Значительная часть средств уходит на автоматизацию, программное обеспечение для составления маршрутов и другие технологии, которые помогают им быстро собирать и доставлять заказы. «У нас большие планы. Мы хотим, чтобы жители всего мира, а не только США, обращались к нам с ежедневными потребностями. Мы продолжаем много, очень много вкладывать в технологии, чтобы достичь этой цели», — говорит Илишаев.
Модель со сбоем
Эта не новая и, возможно, не самая удачная идея. По сути та же модель (при участии того же инвестора: SoftBank) была опробована во время первого пузыря доткомов. В 1998 году два амбициозных инвестиционных банкира основали компанию под названием Kozmo.com, чтобы в течение часа доставлять диски, еду и напитки так называемым «веб-серферам». Они привлекли $250 млн (примерно $400 млн в современных ценах) и обанкротились менее чем за три года. Оказалось, что на супербыстрой доставке дешевых продуктов очень сложно заработать. GoPuff утверждает, что ее ситуация иная из-за цены доставки в $2 (услуги Kozmo были бесплатными) и минимальной стоимости заказа в $10 (у Kozmo таких ограничений не было). Кроме того, компания выигрывает благодаря тому, что концентрируется на местах физического скопления покупателей: до пандемии это в основном были живущие в общежитиях студенты.