В германских землях находилось маленькое царство, где правили только женщины

Знание – силаИстория

Принцессы княжества Торн: монахини или амазонки?

Елена Данченко

Давным-давно в германских землях находилось маленькое независимое царство‑государство, где правили только женщины…

Мы и не узнали бы о нем, если бы год назад к нам не пожаловали гости из Гааги. За обедом они высказали пожелание посетить выставку «Забытые принцессы Торна», организованную центральным музеем Лимбурга в городе Венло.

– Конечно, съездим, – отозвался мой гостеприимный муж. Назавтра гости с мужем покатили в музей.

Компания вернулась в восторге от выставки: «Это стоило наших усилий!» – восклицали они на голландский манер, а на мой вопрос: «Кто же такие эти принцессы?» – ответили: «Мы и сами не совсем поняли. Монахини или амазонки…». Через пару дней гости уехали, а мне захотелось посмотреть выставку и городок Торн в придачу. На выставку я не попала – мы вскоре уехали в другую страну, а в Торне мы побывали, и это безусловно «стоило наших усилий».

Миниатюрное княжество Торн находилось на границе Германии, Бельгии и Нидерландов и было совершенно автономным. Сейчас от него остался мини-город, носящий свое историческое имя и прозвище «Белый городок» (Witte stadje). Он – уже в королевстве Нидерланды.

История Торна гласит: до X века здесь были болота возле крупной римской дороги между Маастрихтом и Неймегеном. Болота со временем осушили, и в X веке основали здесь женский монастырь. Подробности его возникновения неясны, но принято считать, что его основали граф и одновременно епископ из Утрехта Ансфрид и его жена Хилсондис в 972 году. Их дочь Бенедикта стала первой настоятельницей монастыря. Церковь аббатства в романском стиле была построена в 992 году. В общину входили только представительницы высшей знати – женщины из аристократических семей. Вероятно, Торнский монастырь изначально принадлежал ордену бенедиктинцев, но с XIII века стал превращаться в свободную организацию (Damen stift) светских канонисс. С этого времени монахини не жили сообща, у каждой был дом по соседству с церковью, хотя они по-прежнему должны были ночевать в общей спальне в здании аббатства. В 1310 году они обратились с петицией к Папе Римскому с просьбой разрешить им снять черную верхнюю одежду, напоминающую об обычном монашеском прошлом, на что они впервые получили разрешение в 1497 году. С тех пор канониссам Торна не требовалось принимать монашеские обеты, и им разрешалось владеть личной собственностью. Благородные дамы вели обычную, хотя и роскошную и несколько уединенную жизнь. И лишь посещая мессу, они должны были надевать монашескую одежду для хора.

Адольф Нассауский

Императорский статус аббатства подтвердил в 1292 году германский король Адольф Нассауский. При императоре Максимилиане I аббатство находилось под особым императорским покровительством. В имперском регистрационном журнале Вормса аббатство было записано как «райхсунмиттельбаркайт» (Reichsunmittelbarkeit) – «имперская непосредственность». Это, по сути, – привилегированный конституционный и политический статус, основанный на немецком феодальном праве, в соответствии с которым имперские владения Священной Римской империи: имперские города, княжества-епископства, светские княжества (и отдельные лица, скажем, имперские рыцари), были объявлены свободными от местных властей и помещены под непосредственную власть императора Священной Римской империи, а затем институтов империи, таких как Сейм (Рейхстаг), Имперская палата правосудия и Городской совет. Аббатство Торна было членом Нижнего Рейнско-Вестфальского круга и Рейнской коллегии имперских прелатов.

Император Максимилиан I

В XVII веке губернаторство испанских Нидерландов попыталось ограничить имперскую непосредственность, чему настоятельницы успешно сопротивлялись. В XVIII веке они носили уже титул принцесс. Несколько настоятельниц одновременно возглавляли аббатство города Эссен.

До сих пор нет серьезных исследований о жизни канонисс Торна в ранний период. Торн не вписался ни в одну национальную историю, – несмотря на всю интернационализацию, она была и остается формой, в которую веками отливалось прошлое. Будучи независимой территорией в составе Германской империи, Торн не принадлежал Австрийским Нидерландам, предшественнику бельгийского государства. Французы вторглись в Торн в 1794 году, мини-государство было молчаливо включено в состав революционной Франции 1 октября 1795 года, и связь его с Германской империей была потеряна. Современные немецкие историки по понятным причинам с осторожностью относятся к истории территорий, бывших когда-то частью Германской империи, но в границы современной Германии не входящих. После ухода французов в 1814 году Торн стал частью Соединенного королевства Нидерландов. При разделе поместий между Севером и Югом (между Нидерландами и юной в те поры Бельгией) в 1839 году Торн передали Нидерландам. Но к прошлому Республики Семи Соединенных провинций он отношения не имеет – вот и остался сиротой без родины, и некому позаботиться об особой истории этой бывшей империи женщин.

Есть еще одна причина, по которой княжество Торн упорно игнорировали европейские историки: женская история была процветающей ветвью исторической науки в течение нескольких десятилетий, но даже изучающие эту ветвь специалисты долго воротили нос от знатных дам. История эмансипации – прежде всего история женщин, которые в прошлом, особенно в XIX и XX веках, боролись за равные права в обществе. Дворянство с его откровенно реакционным отношением было противоположной этому движению стороной. Чего могло ждать женское движение от привилегированной группы, отвергавшей равенство всех людей в принципе? Вот и вышло так, что благородные дамы Торна были нерепрезентативны как предмет исследования женской эмансипации. То, что эти дамы XVIII столетия подчас обладали свободой действий, о которой женские активистки XIX века могли только мечтать, оставалось скрытым. Прошло много времени, прежде чем историки смогли взглянуть на старинную организацию Торна более раскованно и серьезно отнестись к дворянству, двору и женской общине канонисс – явлениям, потерявшим право на существование в современном обществе. Сначала возник интерес ко двору и мужской знати, затем, в 1990‑х, – к женской знати. В XXI веке, вероятно, вышло уже больше академических книг о благородных дамах, чем за весь XX.

Что известно о штифт-дамах? Чтобы стать членом Торнского штифта, нужно было предоставить генеалогическое древо с шестнадцатью дворянскими предками, не меньше. Большинство семей благородных дам происходили из высших дворянских кругов, в основном германских (позже – фламандских и голландских), и принадлежали к элите Священной Римской империи.

Вместе с настоятельницей, диаконисой (председательницей) и четырьмя, позже шестью мужчинами-канониками канониссы образовывали капитул, решавший все вопросы общины и ее имущества. Капитул выбирал новую настоятельницу из ее числа.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тихая гавань русских литераторов Тихая гавань русских литераторов

Усадьбе Остафьево повезло, в ее облике с давних времен мало что менялось

Знание – сила
«Любая эволюция предполагает несовершенства. Это естественно» «Любая эволюция предполагает несовершенства. Это естественно»

Михаил Гельфанд — о лжеученых и своей собственной научной работе

Наука
Города и дали Города и дали

Возможно ли «уместить» несколько веков богатой жизни в рамки одной экспозиции?

Дилетант
Авиация Авиация

Рекордно просторные салоны, близкая к рекордной скорость плюс забота об экологии

Robb Report
Криосфера в эпоху перемен Криосфера в эпоху перемен

Нам кажется, что «нормальный климат» уходит в прошлое... Так ли это?

Знание – сила
Тревожные люди Тревожные люди

Почему пропадают месячные, куда уходит либидо и как стресс влияет на зачатие

VOICE
Искусство самопрезентации: как научиться рассказывать о себе в любой ситуации Искусство самопрезентации: как научиться рассказывать о себе в любой ситуации

Как правильно преподнести себя во время переговоров и на собеседовании

Forbes
Любовь, обиды, травмы и панк-рок: семь фильмов об отношениях матери и дочери Любовь, обиды, травмы и панк-рок: семь фильмов об отношениях матери и дочери

Фильмы, в которых отношения между матерью и дочерью принимают самую разную форму

Forbes
В стиле рока В стиле рока

Развитие музыки всегда идет рука об руку с модой

Men Today
Перспективы туризма на Чукотке: маршруты, мифы и природа Перспективы туризма на Чукотке: маршруты, мифы и природа

Чукотка активно развивает сферу туризма и восстанавливает турпоток

ФедералПресс
Лесам выдают паспорта Лесам выдают паспорта

Неисчерпаемость лесных ресурсов России может быстро подойди к концу

Наука
Первый Берлинский кризис Первый Берлинский кризис

Берлинский кризис стал первым крупным испытанием на прочность послевоенного мира

Дилетант
Михаил Евланов: «Актерская профессия трогательная, толстокожим в ней нет места» Михаил Евланов: «Актерская профессия трогательная, толстокожим в ней нет места»

Я искал себя всюду и везде. Когда я работал на заводе, мне приснился вещий сон

Коллекция. Караван историй
Его светлость Его светлость

6 популярных фасонов, в которых постоянно разгуливают пользователи Сети

VOICE
Тянет на сладкое Тянет на сладкое

3 неожиданных причины, почему вам так хочется сладкого, и что с этим делать

Лиза
Деревня викингов и деревянное зодчество: что посмотреть в Новгородской области Деревня викингов и деревянное зодчество: что посмотреть в Новгородской области

Что можно посмотреть в Новгородской области и чем она будет удивлять в будущем

ФедералПресс
В ответе за все В ответе за все

Энергии Александра Петрова можно только позавидовать

OK!
Как найти любовь, если тебе больше 40 лет: советы психологов Как найти любовь, если тебе больше 40 лет: советы психологов

Поиски второй половинки после 40 связаны со своими уникальными сложностями

VOICE
Сибирский вайб: 5 перспективных молодых артистов из северного региона Сибирский вайб: 5 перспективных молодых артистов из северного региона

Фрэшмены из Сибири, имеющие все шансы стать звездами

Maxim
Правила расхламления. Что стоит выбросить в первую очередь Правила расхламления. Что стоит выбросить в первую очередь

О правилах расхламления, которые по-настоящему работают

Лиза
Абонент недоступен. О фильме «Звонок» — великой классике хорроров Абонент недоступен. О фильме «Звонок» — великой классике хорроров

Как хоррор «Звонок» отражает социальные страхи и кризисы японского общества

СНОБ
Тень сомнений Тень сомнений

Кажется, что вскоре техника будет неотличима от магии, а мир наполнится чудесами

Правила жизни
Дарья Златопольская: «Любовь — это улица с односторонним движением» Дарья Златопольская: «Любовь — это улица с односторонним движением»

Я работаю с детьми, очень за них переживаю и всегда пытаюсь включаться

Коллекция. Караван историй
Vicootes Vicootes

Рагим Джафаров сочетает интеллектуальность с сюжетностью

Правила жизни
Ананасы в шампанском. О чем и как писал Игорь Северянин Ананасы в шампанском. О чем и как писал Игорь Северянин

Как Игорю Северянину удалось стать «королем поэтов»?

СНОБ
Только бот простит Только бот простит

Как мы меняем искусственный интеллект и как искусственный интеллект меняет нас

Правила жизни
Ученые впервые вырастили из стволовых клеток модель человеческого эмбриона возрастом две недели Ученые впервые вырастили из стволовых клеток модель человеческого эмбриона возрастом две недели

Ученые разработали этический способ заглянуть в первые недели беременности

ТехИнсайдер
Надежда Бабкина: «Красотой русских женщин восторгается весь мир!» Надежда Бабкина: «Красотой русских женщин восторгается весь мир!»

Как Надежда Бабкина пришла к гармонии между внутренним и внешним?

Добрые советы
Главное действующее лицо по-прежнему студент Главное действующее лицо по-прежнему студент

Как сохранить творческую атмосферу на факультете?

Знание – сила
Экономика Оренбургской области: от «сырьевого региона» к устойчивому развитию Экономика Оренбургской области: от «сырьевого региона» к устойчивому развитию

Чем было Оренбуржье за годы своего развития?

ФедералПресс
Открыть в приложении