В германских землях находилось маленькое царство, где правили только женщины

Знание – силаИстория

Принцессы княжества Торн: монахини или амазонки?

Елена Данченко

Давным-давно в германских землях находилось маленькое независимое царство‑государство, где правили только женщины…

Мы и не узнали бы о нем, если бы год назад к нам не пожаловали гости из Гааги. За обедом они высказали пожелание посетить выставку «Забытые принцессы Торна», организованную центральным музеем Лимбурга в городе Венло.

– Конечно, съездим, – отозвался мой гостеприимный муж. Назавтра гости с мужем покатили в музей.

Компания вернулась в восторге от выставки: «Это стоило наших усилий!» – восклицали они на голландский манер, а на мой вопрос: «Кто же такие эти принцессы?» – ответили: «Мы и сами не совсем поняли. Монахини или амазонки…». Через пару дней гости уехали, а мне захотелось посмотреть выставку и городок Торн в придачу. На выставку я не попала – мы вскоре уехали в другую страну, а в Торне мы побывали, и это безусловно «стоило наших усилий».

Миниатюрное княжество Торн находилось на границе Германии, Бельгии и Нидерландов и было совершенно автономным. Сейчас от него остался мини-город, носящий свое историческое имя и прозвище «Белый городок» (Witte stadje). Он – уже в королевстве Нидерланды.

История Торна гласит: до X века здесь были болота возле крупной римской дороги между Маастрихтом и Неймегеном. Болота со временем осушили, и в X веке основали здесь женский монастырь. Подробности его возникновения неясны, но принято считать, что его основали граф и одновременно епископ из Утрехта Ансфрид и его жена Хилсондис в 972 году. Их дочь Бенедикта стала первой настоятельницей монастыря. Церковь аббатства в романском стиле была построена в 992 году. В общину входили только представительницы высшей знати – женщины из аристократических семей. Вероятно, Торнский монастырь изначально принадлежал ордену бенедиктинцев, но с XIII века стал превращаться в свободную организацию (Damen stift) светских канонисс. С этого времени монахини не жили сообща, у каждой был дом по соседству с церковью, хотя они по-прежнему должны были ночевать в общей спальне в здании аббатства. В 1310 году они обратились с петицией к Папе Римскому с просьбой разрешить им снять черную верхнюю одежду, напоминающую об обычном монашеском прошлом, на что они впервые получили разрешение в 1497 году. С тех пор канониссам Торна не требовалось принимать монашеские обеты, и им разрешалось владеть личной собственностью. Благородные дамы вели обычную, хотя и роскошную и несколько уединенную жизнь. И лишь посещая мессу, они должны были надевать монашескую одежду для хора.

Адольф Нассауский

Императорский статус аббатства подтвердил в 1292 году германский король Адольф Нассауский. При императоре Максимилиане I аббатство находилось под особым императорским покровительством. В имперском регистрационном журнале Вормса аббатство было записано как «райхсунмиттельбаркайт» (Reichsunmittelbarkeit) – «имперская непосредственность». Это, по сути, – привилегированный конституционный и политический статус, основанный на немецком феодальном праве, в соответствии с которым имперские владения Священной Римской империи: имперские города, княжества-епископства, светские княжества (и отдельные лица, скажем, имперские рыцари), были объявлены свободными от местных властей и помещены под непосредственную власть императора Священной Римской империи, а затем институтов империи, таких как Сейм (Рейхстаг), Имперская палата правосудия и Городской совет. Аббатство Торна было членом Нижнего Рейнско-Вестфальского круга и Рейнской коллегии имперских прелатов.

Император Максимилиан I

В XVII веке губернаторство испанских Нидерландов попыталось ограничить имперскую непосредственность, чему настоятельницы успешно сопротивлялись. В XVIII веке они носили уже титул принцесс. Несколько настоятельниц одновременно возглавляли аббатство города Эссен.

До сих пор нет серьезных исследований о жизни канонисс Торна в ранний период. Торн не вписался ни в одну национальную историю, – несмотря на всю интернационализацию, она была и остается формой, в которую веками отливалось прошлое. Будучи независимой территорией в составе Германской империи, Торн не принадлежал Австрийским Нидерландам, предшественнику бельгийского государства. Французы вторглись в Торн в 1794 году, мини-государство было молчаливо включено в состав революционной Франции 1 октября 1795 года, и связь его с Германской империей была потеряна. Современные немецкие историки по понятным причинам с осторожностью относятся к истории территорий, бывших когда-то частью Германской империи, но в границы современной Германии не входящих. После ухода французов в 1814 году Торн стал частью Соединенного королевства Нидерландов. При разделе поместий между Севером и Югом (между Нидерландами и юной в те поры Бельгией) в 1839 году Торн передали Нидерландам. Но к прошлому Республики Семи Соединенных провинций он отношения не имеет – вот и остался сиротой без родины, и некому позаботиться об особой истории этой бывшей империи женщин.

Есть еще одна причина, по которой княжество Торн упорно игнорировали европейские историки: женская история была процветающей ветвью исторической науки в течение нескольких десятилетий, но даже изучающие эту ветвь специалисты долго воротили нос от знатных дам. История эмансипации – прежде всего история женщин, которые в прошлом, особенно в XIX и XX веках, боролись за равные права в обществе. Дворянство с его откровенно реакционным отношением было противоположной этому движению стороной. Чего могло ждать женское движение от привилегированной группы, отвергавшей равенство всех людей в принципе? Вот и вышло так, что благородные дамы Торна были нерепрезентативны как предмет исследования женской эмансипации. То, что эти дамы XVIII столетия подчас обладали свободой действий, о которой женские активистки XIX века могли только мечтать, оставалось скрытым. Прошло много времени, прежде чем историки смогли взглянуть на старинную организацию Торна более раскованно и серьезно отнестись к дворянству, двору и женской общине канонисс – явлениям, потерявшим право на существование в современном обществе. Сначала возник интерес ко двору и мужской знати, затем, в 1990‑х, – к женской знати. В XXI веке, вероятно, вышло уже больше академических книг о благородных дамах, чем за весь XX.

Что известно о штифт-дамах? Чтобы стать членом Торнского штифта, нужно было предоставить генеалогическое древо с шестнадцатью дворянскими предками, не меньше. Большинство семей благородных дам происходили из высших дворянских кругов, в основном германских (позже – фламандских и голландских), и принадлежали к элите Священной Римской империи.

Вместе с настоятельницей, диаконисой (председательницей) и четырьмя, позже шестью мужчинами-канониками канониссы образовывали капитул, решавший все вопросы общины и ее имущества. Капитул выбирал новую настоятельницу из ее числа.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как модель для сборки Как модель для сборки

Шварцвальд: времена меняются, но не все в мире спешит меняться вместе с ними

Вокруг света
Сила и мысли Сила и мысли

Чувство мышцы помогает ее растить. Однако есть нюансы

Men Today
Север Гансовский Север Гансовский

Писатель Север Гансовский глазами Дмитрия Быкова

Дилетант
«Задавать вопросы — творческий труд». Отрывок из книги «Метод Сократа» «Задавать вопросы — творческий труд». Отрывок из книги «Метод Сократа»

Как задавать вопросы по методу Сократа

СНОБ
Как подключить компьютер к компьютеру: обмениваемся файлами без флешек и внешних дисков Как подключить компьютер к компьютеру: обмениваемся файлами без флешек и внешних дисков

Как передать файлы между компьютерами?

CHIP
Промышленным гигантам нужны ферменты Промышленным гигантам нужны ферменты

Ученые создали новую технологию получения ферментов для промышленности

Наука
Андрей Соколов: «О женщинах надо... молчать. Вот самая правильная позиция» Андрей Соколов: «О женщинах надо... молчать. Вот самая правильная позиция»

«От любви глупеют. Наступает эйфория! Но это опасно»

Караван историй
Повторится ли дефолт 1998 года: размышления экономиста Повторится ли дефолт 1998 года: размышления экономиста

Насколько справедливы исторические параллели и к чему готовиться россиянам

ФедералПресс
Сериалы? Сериалы! Сериалы? Сериалы!

Почему сериалы заняли такое большое место в жизни современного человека?

Знание – сила
Не только пуховый платок: главные достопримечательности Оренбуржья Не только пуховый платок: главные достопримечательности Оренбуржья

Оренбургская область — удивительный регион, богатый историей и культурой

ФедералПресс
Миссия перевыполнима Миссия перевыполнима

Коммерческий директор Villagio Estate Алексей Коротких привык целиться масштабно

Men Today
Александр Чернокульский: «У климатологов на будущее есть еще и план «Б» Александр Чернокульский: «У климатологов на будущее есть еще и план «Б»

Что станет с климатом через 30 лет и к каким изменениям нужно быть готовым?

РБК
Гортензии на любой вкус и цвет Гортензии на любой вкус и цвет

Вторая половина лета и осень — пора цветения гортензий

Наука и жизнь
Восемь с половиной обстоятельств Восемь с половиной обстоятельств

Из каких случайностей возникла опера Генри Пёрселла «Королева фей»

Weekend
Быть хорошей женой и выбраться из нищеты: как женщины попадают в наркобизнес Быть хорошей женой и выбраться из нищеты: как женщины попадают в наркобизнес

Разбираемся, какова роль женщин в наркобизнесе поневоле

Forbes
По наклонной По наклонной

Аэротруба, в которой можно летать в вингсьюте и остаться живым

ТехИнсайдер
Кукла, приятная во всех отношениях Кукла, приятная во всех отношениях

«Барби»: Грета Гервиг монетизирует критику капитализма

Weekend
Сезон засухи: почему кожа становится обезвоженной и как вернуть ей здоровье Сезон засухи: почему кожа становится обезвоженной и как вернуть ей здоровье

Что делать, если коже не хватает влаги

Forbes
По дороге в Нальчик По дороге в Нальчик

Автопутешествие в горы мне запомнилось прежде всего невероятным смешением красок

Отдых в России
Минвостокразвития России о туризме: «Сперва нужно создавать условия» Минвостокразвития России о туризме: «Сперва нужно создавать условия»

Как развивается дальневосточный туризм и чем в силах помочь коренные народы

ФедералПресс
Алкуин и Каролингское возрождение Алкуин и Каролингское возрождение

Как спасти из мрачной бездны неведения культуру Западной Римской империи?

Знание – сила
Сдвинувший материки Сдвинувший материки

Альфред Вегенер – человек, понявший, что континенты движутся

Вокруг света
ЧВК «Рюрик» ЧВК «Рюрик»

Около 838 года в поле зрения Византии попали люди, называвших себя русами

Дилетант
Терминатор Т-800 Терминатор Т-800

Правила жизни Терминатора Т-800

Правила жизни
Управляющий директор Okkam Creative Ольга Петрова: Люди привыкли доверять советам других людей Управляющий директор Okkam Creative Ольга Петрова: Люди привыкли доверять советам других людей

Интервью с управляющим директором Okkam Creative Ольгой Петровой

СНОБ
Почему не стоит покупать дешевые кабели и адаптеры для зарядки Почему не стоит покупать дешевые кабели и адаптеры для зарядки

Какие подводные камни вас ждут при выборе кабеля и адаптера для зарядки телефона

CHIP
Раневскую могла утихомирить только Любовь Орлова Раневскую могла утихомирить только Любовь Орлова

Раневская никогда не была настолько экстравагантна, как ее пытаются представить

Караван историй
Медведев проиграл в финале: как он извлекал пользу и деньги из прошлых поражений Медведев проиграл в финале: как он извлекал пользу и деньги из прошлых поражений

Как на Даниила Медведева и его карьеру влияли поражения в «мэйджорах»

Forbes
Возможно ли построить ВСМ Москва — Петербург за 3 года во время санкций Возможно ли построить ВСМ Москва — Петербург за 3 года во время санкций

О строительстве высокоскоростной ж/д магистрали между Москвой и Петербургом

ФедералПресс
Три идеологии как одна мечта о счастье Три идеологии как одна мечта о счастье

Как либерализм, коммунизм и фашизм вошли в состав новейших утопий

Weekend
Открыть в приложении