«Искатели закономерностей». Как аутизм способствует человеческой изобретательности
Людям с расстройством аутического спектра трудно общаться с другими, поэтому чтобы усвоить нормы поведения и справляться с бытовыми делами самостоятельно, они проходят интенсивную поведенческую терапию. Однако в то же время такие люди талантливы. В книге «Искатели закономерностей: Как аутизм способствует человеческой изобретательности» (издательство «Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Марией Смирновой, клинический психолог Саймон Барон-Коэн рассказывает, как гиперсистематизирующий склад ума, который характерен в том числе для аутичных людей, позволяет экспериментировать с закономерностями и последовательностями и приводить к новым изобретениям и открытиям. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным способности людей создавать музыку и реагировать на нее.
***
Около 40 000 лет назад кто-то в Германии взял кость и превратил ее во флейту — на сегодняшний день это самый старый музыкальный инструмент в мировой истории. И то, что была сделана эта костяная флейта (инструмент для создания музыки), и то, что был изготовлен инструмент для создания флейты, и создание самой музыки (инструмента для экспериментирования со звуками) обусловлено механизмом систематизации1. Все они — сложные инструменты, и каждый из них характеризуется паттерном «если-и-тогда». Казалось бы, музыка — это не более чем последовательность (ритмическая и тональная) алгоритмов, которые мы можем намеренно изменять, используя правила «если-и-тогда», хотя, как все мы знаем, ее воздействие на нас может быть колоссальным. Однако для того, чтобы переживать эмоциональный опыт, прежде нужно уметь распознавать музыку как набор паттернов.
1. Сообщалось, что костяной флейте не менее 35 000 лет, а Николас Конард написал в электронном письме репортеру The New York Times Джону Ноблу Уилфорду, что этому музыкальному инструменту больше 40 000 лет. Флейта находится в Музее первобытной истории (Urgeschichtliches Museum). См. J. N. Wilford (2009), «Flutes offer clues to Stone-Age music,» The New York Times, June 24, www.nytimes.com/2009/06/25/science/25flute.html. Флейта из пещеры Холе-Фельс, обнаруженная в 2008 г., в то время считалась самой старой флейтой в мире. Полагали, что она старше аналогичной, сделанной из лебединой кости, и другой — сделанной из кости шерстистого мамонта и найденной в пещере Гайсенклестерле неподалеку. В 2012 г. эти флейты были датированы при помощи радиоуглеродного анализа, и в действительности их возраст оказался 42 000 лет. См. T. Higham et al. (2012), «Testing models for the beginnings of the Aurignacian and the advent of figurative art and music: The radiocarbon chronology of Geissenklösterle,» Journal of Human Evolution 62 (6, May 8), 664–676. Самая старая костяная флейта была найдена в пещере Гайсенклестерле на юге Германии, она сделана из костей крыльев крупных птиц — в случае наиболее хорошо сохранившегося экземпляра это был лебедь. Большой набор костяных флейт, обнаруженный в 1921 г. в Пиренеях, датируется от 27 000 до 20 000 лет. См. N. Conard et al. (2009), «New fl tes document the earliest musical tradition in southwestern Germany,» Nature 460(7256), 737–740. Четыре пещеры на юге Германии — Фогельхерд, Холенштайн-Штадель, Гайссенклостерле и Холе Фельс — расположены недалеко друг от друга. К сожалению, инструменты из дерева или других разлагаемых материалов должны были давно исчезнуть из археологических источников.
Для меня костяная флейта — прекрасный пример механизма систематизации в действии. Человек, который 40 000 лет назад взял полую внутри кость с отверстием сбоку, возможно, задал себе вопрос: «Какие звуки я могу издать при помощи это штуки?» Когда он подул в один конец, а затем закрыл отверстие кончиком пальца, он услышал, как звук изменился. Одно действие (закрытие отверстия), вероятно, привело к новому звучанию, а другое действие (открытие отверстия), видимо, позволило вновь издать изначальный звук. Итак, этот человек предположил наличие закономерности «если-и-тогда»: «Если я сделаю отверстие в кости, закрою его своим пальцем и дуну, тогда я издам другой звук». И он проверил, сохраняется ли эта закономерность при многократном повторении этих действий.
После этого создатель первой костяной флейты сделал второе отверстие и повторил весь процесс систематизации, прислушиваясь к тому, что происходило, когда он дул и закрывал одно отверстие, оба одновременно или попеременно. Затем он, должно быть, сделал то же самое с другой полой костью, а затем — еще с одной, чтобы проверить другую закономерность «если-и-тогда», меняя расстояние между отверстиями, пока не нашел сочетание, которое давало наиболее приятное звучание.
Когда я прочитал об этой костяной флейте, я сразу же написал электронное письмо археологу Николасу Конарду, директору прекрасного небольшого музея в Блаубойрен в Германии, где хранилась флейта, чтобы попросить его разрешения приехать и получше рассмотреть ее. К моей радости, он практически сразу ответил мне, предлагая встретиться для начала в пещере Холе-Фельс, чтобы я мог посмотреть, где именно была найдена эта костяная флейта и где жили наши предки.
Я прилетел в Штутгарт и поехал на такси вглубь сельской местности к Холе-Фельс. Войдя внутрь этой темной пещеры, я почувствовал, будто машина времени перенесла меня в прошлое, чтобы сделать свидетелем истоков искусства и музыки. У входа в пещеру я спустился по лестнице на самый нижний уровень. Там находился Николас, который пожал мне руку и тепло поприветствовал меня. Он указал на один пласт в скале и сказал: