Бурятия и ее чувство льда: 5 причин побывать на замерзшем Байкале
Хоть раз увидеть и услышать самое глубокое в мире озеро зимой нужно каждому
Прямо сейчас, когда вы читаете эти строки в середине апреля, на озере Байкал трещит лед. Трещит он очень по-разному: звук может быть похожим на гул далекого поезда, на пение кита или на саундтрек к космическому фильму 1960-х гг. Хотя бы раз в жизни эти звуки стоит услышать — для этого нужно оказаться на Байкале между началом февраля и началом апреля. Корреспонденту «Вокруг света» вместе с проектом «Медиаразведка» сервиса путешествий Туту и при поддержке ТИЦ «Байкал» Республики Бурятия повезло насладиться видом и звучанием байкальского льда.
Бурятские ворота Байкала
Когда кто-то решает: «Лечу на Байкал», то, как правило, он ищет билеты в Иркутск. Однако все восточное побережье озера общей протяженностью 700 км — это территория Бурятии, да и северное «острие» Байкала — тоже. Поэтому вариант с перелетом в Бурятию — не менее интересный: приграничная республика обладает собственным неповторимым колоритом, и даже Байкал с ее берегов немного иной. Особенный.
Улан-Удэ раскинулся по двум берегам реки Уды, притока впадающей в Байкал Селенги, между многочисленных сопок. Город с населением в 450 000 человек зимой всегда окутан легким смогом, поскольку Бурятия пока не газифицирована, и многие районы отапливаются углем. Тем не менее, смог этот быстро рассеивается мощными степными ветрами.
До ближайшей точки Байкала из центра Улан-Удэ около 3 часов езды на автомобиле или автобусе (множество маршрутов отправляются с автовокзала «Селенга») и примерно 4 часа — на поезде (они едут до села Выдрино или поселка Танхой). Чтобы спланировать поездку было проще, можно обратиться в Туристский информационный центр «Байкал»: это единый оператор при министерстве туризма республики, аккумулирующий все туры, маршруты и активности, связанные с путешествиями по региону.
Мы держим путь на Усть-Баргузин, вглубь старейшего в России заповедника — Баргузинского, чтобы там ступить на лед Байкала. И познакомиться с байкальским льдом сразу с нескольких сторон.
Лед как тропа
«Буханка» едва заметно подпрыгивает на невидимой кочке и выезжает на лед Байкала. Мы уже долго мчали вдоль берега, фотографировали виднеющийся на горизонте в сотне километров остров Ольхон, наблюдали за лисой, которая вынюхивала подо льдом ондатру, — но ни в какой момент этого путешествия по заповеднику не казалось возможным вот так взять и спуститься на озерную гладь, припорошенную снегом.
«Вчера был такой ветер, что в районе Ушканьих островов унесло хозпостройку. Вам повезло, сегодня тихо и безопасно», — говорит Александр Бекетов, в прошлом замдиректора Баргузинского заповедника, а ныне — человек, каждый год прокладывающий так называемый «бекетовский тракт»: маршрут от Баргузинского залива до самого Ольхона по льду Байкала. Маршрут, добрую половину которого предстоит проехать нашей группе.
Остров Ольхон обитаем, там постоянно живет около 1800 человек, и если летом туда ходят катера и паромы, то зимой этот вид транспорта оказывается недоступным. На Ушканьих островах работает метеостанция, важнейший инфраструктурный объект, которая также нуждается в связи с «большой землей». Александр Иннокентьевич — человек, отвечающий за обеспечение этой связи с бурятским берегом.
Через 10 минут мы делаем первую остановку: три «буханки» паркуются на темно-синем ледовом поле, местами украшенном белыми снежными пятнами. Первый шаг на лед вызывает страх: да, ты прекрасно знаешь, что только что эта метровая толща без проблем выдерживала двухтонную машину, а потому и тебя наверняка выдержит — но попробуй скажи это своему «рептильному мозгу»! Ботинки прилипают ко льду, как если бы это был паркет, на который пролили шампанское: это эффект от автомобильной печки, нагревшей нашу обувь. Как мы поймем позже, поверхность льда заметно различается в разных местах — и на других участках он может быть невероятно скользким.
Дорога от Баргузинского залива до Ольхона, проложенная Александром Бекетовым, занимает от 2,5 до 6 часов — в зависимости от погоды и «рисунка» торосов. Задача Бекетова — как только Байкал застынет, проложить наиболее короткий путь — кажется несложной, когда смотришь на карту. Но в реальности приходится учитывать и толщину льда, и те самые торосы: чем меньше перепадов высот будет на маршруте, тем быстрее его удастся пройти.