Как компания Boto помогает обучать сотрудников и открывать футбольные секции
Юлия Баринова попала в шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards 2022-2023 со стартапом Boto, который помогает большим компаниям обучать и адаптировать новых сотрудников. В 2022 году по заказу Российского футбольного союза ее команда создала образовательный курс для учителей физкультуры — результатом стали спортивные секции для девочек, открывшиеся по всей стране. Forbes Woman поговорил с Юлией о том, как превратить скучный онбординг в переписку в мессенджере и каково это — развивать женский футбол после 24 февраля 2022 года.
В августе 2022 года, перед стартом учебного года Российский футбольный союз объявил о запуске курсов для школьных учителей физкультуры — по организации секций футбола для девочек-подростков. Образовательный проект называется «Мы в игре. Школа». Курс разделен на несколько блоков и рассказывает о разных аспектах работы тренера — от общения с родителями спортсменок до правил поведения на тренировках и формировании командного духа. Обо всем этом преподавателям рассказывает Алексей Анатольевич — виртуальный «физрук», по сути же — чат-бот, доступный в нескольких популярных мессенджерах. Технической разработкой курса занимался сервис обучения сотрудников Boto, основанный Юлией Бариновой.
Обучение в чате
Первое время после выпуска с психологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Юлия работала школьным психологом, а затем, как она говорит, «волею судеб» начала строить карьеру в бизнесе. «Сначала я работала в рекламном агентстве, постепенно стала расти как руководитель отдела продаж и все больше погружаться в корпоративный мир, — рассказывает Баринова. — Когда в 2014-2015 годах я дошла до позиций в топ-менеджменте, то стала понимать, что начинаю уставать от этой индустрии. Мне нравилось что-то создавать, делать крутые проекты, у меня была своя команда — 40 человек или даже больше, — но в корпоративной среде с собственными идеями не развернуться».
Сначала Юлия пошла в консалтинг: имея экспертизу в работе с клиентами, помогала организовывать b2b-продажи проектам, среди которых были мобильная клиника Doc+ и издательство «МИФ». Следующим этапом стало выстраивание гибких продаж (метод agile sales, который заимствует принципы управления из IT) в крупных компаниях, например, «Северстали». «Изначально это был просто консалтинг и партнерство с другими консалтинговыми компаниями, обмен экспертизой, — вспоминает Баринова. — Со временем наша работа все чаще стала касаться образовательных проектов в корпоративном обучении». С этой перемены и начался Boto, запущенный в 2021 году.
Первое время команда Бариновой создавала курсы в привычном формате — это были лекции и презентации, которые компании (например, VK и Яндекс) использовали для обучения новых сотрудников. Позднее фокус сместился в сторону микрообучения через чат-боты.
«Рынок микрообучения в России сейчас развит слабо, но он развивается очень активно, это безусловный тренд, — рассказывает Роман Мандрик, сооснователь платформы корпоративного обучения Skill Cup. — Формат обречен на популярность в ближайшем будущем, ведь он позволяет обучаться, не отвлекаясь от повседневных задач. Важный нюанс: для многих людей трудового возраста сейчас характерно клиповое мышление, а микрообучение позволяет эффективно обучать таких людей». Мандрик подчеркивает: сегодня микрообучение больше всего востребовано в сферах, где есть высокая ротация сотрудников — это курьеры, продавцы, сотрудники производства. Иными словами, те сферы, где все время нужно вводить в курс дела новых людей, микрообучение становится все более незаменимым.
По словам Бариновой, основная аудитория проекта — линейные сотрудники крупных компаний, в том числе Мегафона, Альфа-Банка. Общаясь с ботом, они быстро обучаются работе на кассе или в зале, общению с клиентами и т.д., а работодатели могут отслеживать их прогресс в обучении. Нет ни расписания «уроков», ни жестких правил — весь образовательный процесс умещается в смартфоне, а переписку с ботом можно начать и завершить в любое удобное для пользователя время. Кроме того, бот берет на себя часть задач HR’а — например, объясняет сотрудникам, какие услуги можно получить по ДМС или как оформить отпуск.