Как мир ксеноморфов развивался в фильмах и играх

ИгроманияСобытия

Центр внимания

Чужая вселенная

Как мир ксеноморфов развивался в фильмах и играх

Юлий Ким младший, Денис Павлушкин, Дмитрий Шепелёв

Фантастические вселенные рождаются по-разному. Большая часть появляется из книг, где автор может подробно и зачастую не стесняя себя в объемах и деталях описывать все хитросплетения ее устройства. Другое дело, когда вселенная рождается в кино. Подходы могут быть разными. «Звездный путь» был сериалом, так что раскрывать подробности мира авторы могли постепенно, от серии к серии. Джордж Лукас в «Звездных войнах» сумел создать гигантскую вселенную со своей собственной мифологией за один фильм.

А вот вселенная Чужих обрисовывалась крайне неспешно. А если считать только фильмы, то вообще находится в процессе активного сотворения до сих пор. Каждая картина, каждая игра добавляет совсем немного деталей, сосредотачивая внимание в большей степени на главном участнике праздника – уникальном монстре. Здесь мы попробуем рассмотреть основные вехи ее развития. Уточним, что во внимание нами будут приняты только фильмы из оригинальной квадрологии и «Прометей», а также те немногие игры, что были признаны каноническими. Расширенная вселенная у Чужих настолько масштабна, что достойна отдельной статьи, возможно, даже не одной.

Создатель ксеноморфа – великий и ужасный Ганс Рудольф Гигер

Чужой

Началось все с британца, который на всю жизнь останется скорее художником, нежели режиссером, несмотря на все свои заслуги. И в случае с фильмом «Чужой» чутье и вкус Ридли Скотта, по сути, и зародили вселенную. Без уникального визуального ряда фильм остался бы тем, чем изначально и задумывался, – относительно камерным фантастическим триллером. Но не тут-то было.

Изначально Ридли Скотт намеревался войти в историю фантастики как постановщик «Дюны» по роману Фрэнка Герберта. Но на середине разработки проект закрыли, а режиссеру был предложен сценарий про космического монстра. В первую очередь Скотт стал готовить визуальную часть. По работе над «Дюной» он был знаком с Мёбиусом и Криссом Фоссом. Первый занялся персонажами-людьми, второй совместно с Робом Кобом – дизайном космического корабля. Чтобы подчеркнуть разницу в стилях между земной цивилизацией и инопланетной, Скотт решил найти другого художника для создания Чужого. Тогда-то сценарист Дэн О’Бэннон показал режиссеру альбом «Некрономикон» Ганса Рудольфа Гигера. Жуткие образы, биомеханика и множество вызывающих и откровенных символов покорили визионера, и выбор был сделан. Так родился ксеноморф – самый страшный и почитаемый инопланетянин в мировой поп-культуре.

Дизайн Королевы Кэмерон разработал сам, без участия Гигера
Тайну Космического жокея Ридли Скотт раскроет спустя тридцать с лишним лет после выхода оригинального фильма
Острые когти – один из признаков уже нечеловеческой природы Рипли

В плане сюжета «Чужой» не особо сложен. Команда космического корабля «Ностромо» принимает с неизвестной планеты сигнал бедствия, летит на помощь, находит заброшенный звездолет инопланетян, а в нем высохший труп неизвестного существа (ныне известный как «Космический жокей») и кладку неких яиц. По доброй традиции большинства ужастиков неосмотрительность одного из членов экипажа приводит к катастрофическим последствиям. В общем-то, стандартная схема «земных» хорроров, но вот в космосе такого еще не было.

Один из главных вкладов «Чужого» в мировую кинофантастику – это образ инопланетянина как дикого безжалостного зверя, с которым нельзя никак договориться. После нашумевшего в 1977 году фильма «Близкие контакты третьей степени» Стивена Спилберга и общей привычки изображать пришельцев как зеленых человечков с Марса подобный подход был абсолютно революционным. До какой-то степени можно считать, что Ридли Скотт породил ксенофобию и уж точно определил развитие целого жанра.

Снабжать подобную историю большим количеством деталей создатели фильма не стали. Команда «Ностромо» работает на пока еще безымянную Компанию, некий безликий образ всемогущих корпораций (название «Вейланд-Ютани» можно прочитать на одном из дисплеев, но вслух его произнесут только в третьем фильме). История происхождения ксеноморфа тоже осталась тайной. Появление в кадре инопланетянина с дыркой в груди, да и сам корабль, на котором нашли яйца, служат только для создания атмосферы, поддержания иллюзии того, будто за тем, что видят зрители, стоит нечто большее. Почему размножение ксеноморфа изначально настолько заточено под гуманоидного временного носителя? Чего хочет Компания? Что в это время происходит на Земле? На некоторые из этих вопросов нет ответа и по сей день.

В конце концов дело дошло даже до кровосмешения. В фильме «Чужие против Хищника: Реквием» появился гибрид двух враждующих рас
В свои перепалки Чужие и Хищники втянули уже кучу персонажей, включая Терминатора, Бэтмена, Робокопа и Судью Дредда

Чужие

Оставаться бы «Чужому» в рамках космического хоррора с парой любопытных деталей о мире, если бы создание сиквела не предложили Джеймсу Кэмерону, режиссеру, который сегодня знаменит своей любовью к постановкам невиданных масштабов. Собственно, хоть как-то называть «Чужих» вселенной стало возможно именно после фильма Aliens 1986 года, где действия приняли подобающий размах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Поколение на горошине Поколение на горошине

Такие ранимые и вместе с тем такие агрессивные

Maxim
Игры разума Игры разума

Возможно, размышляя, ты попала в ментальную ловушку и даже не заметила этого

Cosmopolitan
Ю Несбё Ю Несбё

Репортаж журналиста Энди Мартина о норвежском мастере триллеров

Elle
«Сколько раз выстрелила – не помню. Из какого револьвера – не скажу» «Сколько раз выстрелила – не помню. Из какого револьвера – не скажу»

Сегодня многие убеждены, что в Ленина стреляла эсерка Каплан

GALA Биография
100 самых сексуальных женщин страны 2017 100 самых сексуальных женщин страны 2017

Узри достойнейшую! Всех прочих, к слову, тоже!

Maxim
Все дело в шляпе Все дело в шляпе

Евгений Миронов руководит Театром Наций, играет в спектаклях, снимается в кино

Esquire
Карта сокровищ Карта сокровищ

Поражающая воображение природа, чистейшие водоемы, идеальные для купания и рыбалки, замки, музеи и парки, простая и вкусная еда – неоспоримые аргументы в пользу отдыха в Австрии всей семьей.

Psychologies
15 мыслей Валерия Тодоровского 15 мыслей Валерия Тодоровского

После девятилетнего перерыва режиссер вернулся к полному метру

GQ
Ясмин Севелл Ясмин Севелл

Попасть под ее чары легче, чем выбрать очередные черные джинсы

L’Officiel
Как курица лапой Как курица лапой

Если у твоего ребенка неразборчивый почерк, надо ли учить его красиво писать?

Лиза
Одино­кий мужчина Одино­кий мужчина

Откровенный разговор Ольги Шелест и «Холостяка» Ильи Глинникова

Glamour
Влаж­ная фигура Влаж­ная фигура

Супермодель Рози Хантингтон-Уайтли о комплексах, бургерах и любви к себе

Glamour
Шёпот смерти Шёпот смерти

Не один фильм про шпионов не обходится без оружия с глушителями

Популярная механика
Одна сатана Одна сатана

Интервью с супругами Шнуровыми

L’Officiel
Истребитель мира Истребитель мира

«Самолет для пенсионеров» МиГ-31

Популярная механика
Республика предпринимателей Республика предпринимателей

Республиканские порядки в Великом Новгороде XII века

Дилетант
Логика Ло Логика Ло

За что мы столько лет любим Джей‑Ло

GQ
Город планетарного масштаба Город планетарного масштаба

Весь мир превращается в единый гигантский мегаполис

Русский репортер
Мы русские, с нами бот Мы русские, с нами бот

Джордж Хелд о России будущего

GQ
Легкие штрихи Легкие штрихи

Техника Anti-age макияжа

Добрые советы
Самая нужная экономика Самая нужная экономика

В марте Украина ввела полную торговую блокаду Донбасса

Русский репортер
Руки прочь Руки прочь

О совсем нелинейном пути к эпохальным изменениям

Quattroruote
Суть Линча Суть Линча

Дэвид Линч о новом сезоне «Твин Пикса»

GQ
Армагеддон, который мы потеряли Армагеддон, который мы потеряли

В 50–60-е годы прошлого века атомные проекты СССР и США были грандиозными

Maxim
Хави, Хави Хави, Хави

Хавьер Бардем рассказывает о своей новой роли

GQ
Понятнее не стало? Понятнее не стало?

Как надо правильно принимать экзамены и выдавать права по новому регламенту

АвтоМир
Фавориты луны Фавориты луны

Большие белые акулы меняют стратегию своей охоты в зависимости от фаз луны

GEO
Пото­му что я банда Пото­му что я банда

Анто­нио Банде­рас раз­вел­ся, уехал в Лондон, влюбился и поступил в школу моды

Tatler
Алексей Герман–младший Алексей Герман–младший

«Новая искренность – это пошлятина»

Esquire
8 самых женственных героинь 8 самых женственных героинь

От принцессы Пич до Йеннифэр

Игромания
Открыть в приложении