Как мир ксеноморфов развивался в фильмах и играх

ИгроманияСобытия

Центр внимания

Чужая вселенная

Как мир ксеноморфов развивался в фильмах и играх

Юлий Ким младший, Денис Павлушкин, Дмитрий Шепелёв

Фантастические вселенные рождаются по-разному. Большая часть появляется из книг, где автор может подробно и зачастую не стесняя себя в объемах и деталях описывать все хитросплетения ее устройства. Другое дело, когда вселенная рождается в кино. Подходы могут быть разными. «Звездный путь» был сериалом, так что раскрывать подробности мира авторы могли постепенно, от серии к серии. Джордж Лукас в «Звездных войнах» сумел создать гигантскую вселенную со своей собственной мифологией за один фильм.

А вот вселенная Чужих обрисовывалась крайне неспешно. А если считать только фильмы, то вообще находится в процессе активного сотворения до сих пор. Каждая картина, каждая игра добавляет совсем немного деталей, сосредотачивая внимание в большей степени на главном участнике праздника – уникальном монстре. Здесь мы попробуем рассмотреть основные вехи ее развития. Уточним, что во внимание нами будут приняты только фильмы из оригинальной квадрологии и «Прометей», а также те немногие игры, что были признаны каноническими. Расширенная вселенная у Чужих настолько масштабна, что достойна отдельной статьи, возможно, даже не одной.

Создатель ксеноморфа – великий и ужасный Ганс Рудольф Гигер

Чужой

Началось все с британца, который на всю жизнь останется скорее художником, нежели режиссером, несмотря на все свои заслуги. И в случае с фильмом «Чужой» чутье и вкус Ридли Скотта, по сути, и зародили вселенную. Без уникального визуального ряда фильм остался бы тем, чем изначально и задумывался, – относительно камерным фантастическим триллером. Но не тут-то было.

Изначально Ридли Скотт намеревался войти в историю фантастики как постановщик «Дюны» по роману Фрэнка Герберта. Но на середине разработки проект закрыли, а режиссеру был предложен сценарий про космического монстра. В первую очередь Скотт стал готовить визуальную часть. По работе над «Дюной» он был знаком с Мёбиусом и Криссом Фоссом. Первый занялся персонажами-людьми, второй совместно с Робом Кобом – дизайном космического корабля. Чтобы подчеркнуть разницу в стилях между земной цивилизацией и инопланетной, Скотт решил найти другого художника для создания Чужого. Тогда-то сценарист Дэн О’Бэннон показал режиссеру альбом «Некрономикон» Ганса Рудольфа Гигера. Жуткие образы, биомеханика и множество вызывающих и откровенных символов покорили визионера, и выбор был сделан. Так родился ксеноморф – самый страшный и почитаемый инопланетянин в мировой поп-культуре.

Дизайн Королевы Кэмерон разработал сам, без участия Гигера
Тайну Космического жокея Ридли Скотт раскроет спустя тридцать с лишним лет после выхода оригинального фильма
Острые когти – один из признаков уже нечеловеческой природы Рипли

В плане сюжета «Чужой» не особо сложен. Команда космического корабля «Ностромо» принимает с неизвестной планеты сигнал бедствия, летит на помощь, находит заброшенный звездолет инопланетян, а в нем высохший труп неизвестного существа (ныне известный как «Космический жокей») и кладку неких яиц. По доброй традиции большинства ужастиков неосмотрительность одного из членов экипажа приводит к катастрофическим последствиям. В общем-то, стандартная схема «земных» хорроров, но вот в космосе такого еще не было.

Один из главных вкладов «Чужого» в мировую кинофантастику – это образ инопланетянина как дикого безжалостного зверя, с которым нельзя никак договориться. После нашумевшего в 1977 году фильма «Близкие контакты третьей степени» Стивена Спилберга и общей привычки изображать пришельцев как зеленых человечков с Марса подобный подход был абсолютно революционным. До какой-то степени можно считать, что Ридли Скотт породил ксенофобию и уж точно определил развитие целого жанра.

Снабжать подобную историю большим количеством деталей создатели фильма не стали. Команда «Ностромо» работает на пока еще безымянную Компанию, некий безликий образ всемогущих корпораций (название «Вейланд-Ютани» можно прочитать на одном из дисплеев, но вслух его произнесут только в третьем фильме). История происхождения ксеноморфа тоже осталась тайной. Появление в кадре инопланетянина с дыркой в груди, да и сам корабль, на котором нашли яйца, служат только для создания атмосферы, поддержания иллюзии того, будто за тем, что видят зрители, стоит нечто большее. Почему размножение ксеноморфа изначально настолько заточено под гуманоидного временного носителя? Чего хочет Компания? Что в это время происходит на Земле? На некоторые из этих вопросов нет ответа и по сей день.

В конце концов дело дошло даже до кровосмешения. В фильме «Чужие против Хищника: Реквием» появился гибрид двух враждующих рас
В свои перепалки Чужие и Хищники втянули уже кучу персонажей, включая Терминатора, Бэтмена, Робокопа и Судью Дредда

Чужие

Оставаться бы «Чужому» в рамках космического хоррора с парой любопытных деталей о мире, если бы создание сиквела не предложили Джеймсу Кэмерону, режиссеру, который сегодня знаменит своей любовью к постановкам невиданных масштабов. Собственно, хоть как-то называть «Чужих» вселенной стало возможно именно после фильма Aliens 1986 года, где действия приняли подобающий размах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Поколение на горошине Поколение на горошине

Такие ранимые и вместе с тем такие агрессивные

Maxim
Бремя первых Бремя первых

Как государственная поддержка навредила Тимуру Бекмамбетову

Forbes
Размечтались Размечтались

Энтони Баратта оформил в штате Юта горнолыжный коттедж

AD
Temps Perdu Temps Perdu

Лусия Берлин «Потерянное время»

Esquire
Что естественно, то прекрасно Что естественно, то прекрасно

Нас будут окружать вещи, соавторами которых наравне с людьми выступят компьютеры

Популярная механика
Нить Арианы Нить Арианы

Ариана Гранде не боится провокаций и откровенных вопросов

Cosmopolitan
Секретная Греция Секретная Греция

В майском номере Неллия Тогас знакомит нас со «своей» Грецией

Домашний Очаг
«Обратная сторона свободы – уныние»: история 29-летнего миллионера «Обратная сторона свободы – уныние»: история 29-летнего миллионера

Многие из нас мечтают о жизни без графика и офиса. О свободе делать то, что хочешь. Сергей Потанин, автор видеоблога «Записки путешественника», в 23 года придумал идею бизнеса, в 24 – заработал первый миллион. Вот уже шесть лет он путешествует, не заботясь о финансах. Мы поговорили с ним о том, как найти дело жизни, следовать за мечтой и чем опасна так желанная многими свобода.

Psychologies
Гормональный код стройности Гормональный код стройности

Ты сидишь на диете, занимаешься фитнесом, а вес не уходит?

Лиза
Звёздный балаган Звёздный балаган

История съёмок «Новой надежды»

Мир Фантастики
По-английски По-английски

Все шло хорошо – пока он внезапно не исчез без объяснения причин

Cosmopolitan
Легенды и мифы советского спорта Легенды и мифы советского спорта

Топ-10 легендарных спортсменов России

Esquire
Запрещенный интернет Запрещенный интернет

В мире усиливается тенденция на ограничения сетевых свобод

Русский репортер
15 мыслей Валерия Тодоровского 15 мыслей Валерия Тодоровского

После девятилетнего перерыва режиссер вернулся к полному метру

GQ
Пять способов смотреть – или пересматривать – «Твин Пикс» Пять способов смотреть – или пересматривать – «Твин Пикс»

Пять способов познакомиться с «Твин Пикс» или освежить свои познания о нем

Правила жизни
Старый альбом Старый альбом

Солист группы Tesla Boy рассказывает о жизни своего дяди-футболиста

Esquire
«Главное – уделять себе время» «Главное – уделять себе время»

Интервью с Ольгой Армасовой

Psychologies
Филипп Киркоров: Хочу, чтобы дети отвечали за свой выбор Филипп Киркоров: Хочу, чтобы дети отвечали за свой выбор

Интервью с эстрадным исполнителем Филиппом Киркоровым

Лиза
Мистер робот Мистер робот

Как дизайнер-самоучка из Молдавии пробился в  Голливуд

РБК
Как «Звёздные войны» отмечали 40-летие Как «Звёздные войны» отмечали 40-летие

Star Wars Celebration 2017

Мир Фантастики
Лавка писателя Лавка писателя

Интервью с писателем Владимиром Сорокиным

L’Officiel
Иван Сидорок Иван Сидорок

Венчурный инвестор Иван Сидорок о том, где видеть прибыль

GQ
За что мы платим коммуналку? За что мы платим коммуналку?

Управляющую компанию можно и нужно контролировать

Лиза
Иллюзия полного контроля Иллюзия полного контроля

Мы верим, что полный контроль поможет избежать неприятностей. Так ли это?

Psychologies
Любовь Успенская Любовь Успенская

Любовь Успенская: «Я вообще-то не москвичка. И даже не россиянка»

Esquire
Двинуться с места Двинуться с места

Ученые пришли к выводу: хороший специалист меняет работу раз в 3-5 лет

Cosmopolitan
Все дело в шляпе Все дело в шляпе

Евгений Миронов выходит в открытый космос

Esquire
Евгения Лоза: Евгения Лоза:

Не поверите, но не вспомню, когда ко мне последний раз подходили знакомиться

Караван историй
Партия хипстеров и Капков Партия хипстеров и Капков

Сергей Капков – о геополитике, парках и картошке

Esquire
Genesis G90 – Jaguar XJ Genesis G90 – Jaguar XJ

Представительскому седану не так уж обязательно быть немецким

АвтоМир
Открыть в приложении