«Идеи живут вечно». Что общего у «Барби» и «Оппенгеймера»
21 июля в мировой прокат выходят сразу две большие киноновинки — «Барби» режиссера Греты Гервиг и «Оппенгеймер» Кристофера Нолана. Почему эти фильмы сравнивают и похожи ли они на самом деле — в материале «Сноба»
Что такое «Барбенгеймер»
Мем про «Барбенгеймер» начал набирать популярность, когда прокатные компании назначили премьеры картин «Барби» и «Оппенгеймер» на 21 июля. Пользователи Twitter стали шутить про надвигающуюся «кассовую войну», когда в один и тот же день «ценители авторского кино» пойдут смотреть монументальную драму Нолана о создателе ядерной бомбы и «девчачий» фильм о пластиковых куклах. Пока художники с Reddit пытались «поженить» визуальные стили двух картин, рисуя плавящуюся на фоне ядерного гриба «Барби», другие пользователи скрещивали постеры к фильмам с помощью нейросетей. За месяц промокампании на онлайн-площадках появилась уйма неофициальной продукции по «Барбенгеймеру» — от футболок до шопперов. Интернет-пользователи влюбились в абсурдный мир, где по розовым улицам «Барбиленда» летает ядерная пыль. На первый взгляд идея всерьез найти в фильмах что-то общее выглядит откровенно странно. Но только на первый взгляд.
При чем тут Марсель Пруст
В большинстве рецензий на фильм Греты Гервиг «Барби» критики упоминают о неоднократном обращении по ходу сюжета картины к так называемому «феномену Пруста», когда знакомые запахи, звуки или цвета заставляют человека вспомнить о чем-то из его прошлого. Примечательно и немного парадоксально, что Марсель Пруст был любимым писателем Роберта Оппенгеймера. Парадокс заключается в том, что один из центральных мотивов в творчестве французского классика — стремление человека быть ближе к природе, предпочитать естественное рукотворному. Из уст «отца атомной бомбы», который пытался «превратить человека в Бога», а природные красоты — в ядерное пепелище, признание в любви к Прусту вызывает недоумение. Еще более удивительно то, что о великом любителе природы