На ярком солнце: как участники списка Forbes зарабатывают на летнем отдыхе
Речные трамваи и круизные теплоходы, яхтенные клубы, поля для гольфа и элитные пляжи — в Москве и ее окрестностях можно найти немало мест для летнего досуга, созданных российскими миллиардерами. Forbes выяснил, на чем зарабатывают обладатели состояния с девятью нулями в жаркие месяцы. В приоритете — водный туризм и роскошные гольф-поля
Пасмурным днем 20 июня 2023 года президент Владимир Путин в сопровождении сотрудника ФСО, державшего над головой главы государства зонт, вошел в здание Северного речного вокзала, где пообщался с московским мэром Сергеем Собяниным и членами правительства, обсудив судьбу судоходства в акватории Москвы-реки.
Рутинным совещанием вне кремлевских стен день не ограничился. По видеосвязи Путин руководил запуском нового городского транспорта — речных электросудов. В ответ на просьбу капитана электрохода открыть движение президент скомандовал: «Разрешаю. Вперед!»
Из Москвы в Астрахань
Электокораблики, которым Путин разрешил бороздить волны Москва-реки, построила компания Sitronics Group, входящая в АФК «Система», основные владельцы которой — члены семьи Владимира Евтушенкова (№69 в рейтинге 2023 года, состояние — $1700 млн). Президент Sitronics Group Николай Пожидаев передал Forbes через пресс-службу, что однопалубные электросуда «построены [для Москвы] судоверфью Emperium по заказу муниципальной компании «Водоходъ. Пассажирский порт».
По словам Пожидаева, правительство Москвы заказало 21 дизайнерское судно, каждое имеет длину 22 м и вмещает до 50 пассажиров. Суда «работают на аккумуляторных батареях и имеют автономность до семи часов плавания, а их конструкция позволяет ходить в мелкобитом льду, что делает их пригодными для круглогодичной эксплуатации», — объяснил президент компании. Сейчас электросуда возят пассажиров от Киевского вокзала до пристани «Сердце столицы» на Шелепихинской набережной. По этому маршруту длиной 6,5 км ходят восемь судов, названых в честь столичных рек: «Синичка», «Сетунь», «Пресня», «Филька», «Сходня», «Раменка», «Яуза» и «Неглинка». За первые две недели работы они перевезли более 22 000 пассажиров. По информации столичного департамента транспорта, до конца года планируется запустить еще один маршрут «Печатники» — «Автозаводский мост», постепенно маршруты будут продлеваться.
Если компания Евтушенковых только строит суда для московской мэрии, то их коллеги по списку Forbes уже давно сами организуют маршруты отдыха на Москве-реке и за ее пределами. Владельцы группы «Киевская площадь» Зарах Илиев (№43, $2900 млн) иГод Нисанов(№44, $2900 млн) еще в 2009 году создали целый прогулочный флот Radisson Royal, который курсировал тогда в основном по стандартному маршруту продолжительностью два с половиной часа от гостиницы Royal Radisson (бывшая «Украина», принадлежит Нисанову и Илиеву) до Котельнической набережной. Флот насчитывал пять построенных в Турции яхт ледокольного класса, их общая стоимость составила $10 млн. В 2011 году они перевезли 200 000 пассажиров со средней загрузкой за рейс около 130 человек.
В 2012 году на службу во флоте поступила первая суперъяхта «Примавера» с большей площадью основного салона и пассажирским салоном первого класса на верхней палубе. Сейчас в распоряжении партнеров уже пять таких плавучих ресторанов премиум-класса. В «Киевской площади» не раскрыли сумму инвестиций в суперъяхты. В 2019 году флот снова пополнился построенными также в Турции 10 речными трамвайчиками, по 44 посадочных места на каждом. Они обошлись владельцам «Киевской площади» в €5 млн. Новые прогулочные суда получили общее название «Цветочная флотилия», потому что ярко окрашены и носят соответствующие названия, например «Астра», «Орхидея» и «Фуксия». «Особое предназначение «Цветочной флотилии» — регулярные 50-минутные круизы по самому центру столицы — прекрасный способ знакомства с Москвой», — сообщили Forbes в пресс-службе «Киевской площади».
Начав с организации яхтенных экскурсий, сопровождавшихся завтраками, обедами и ужинами, в 2017 году «Киевская площадь» стала проводить поэтические вечера, посвященные Москве, а через год — театральные рейсы «Ужин с классиком» по произведениям русских авторов. Гости наслаждаются произведениями классиков — от мастеров английской литературы до русских писателей — в исполнении профессиональных актеров и дегустируют блюда разных эпох, рассказали Forbes в пресс-службе «Киевской площади». Ежегодно на рейсах флотилии насчитывается более 600 000 человек.