В тупик и обратно: как жить с «мерцающим любовником»
Новый роман Марии Свешниковой «Жить без тебя» раскрывает, как рождаются долгие и никуда не ведущие отношения, и объясняет, почему такие истории не приносят счастья. Разбираем эту книгу в нашей рецензии.
Писательница Мария Свешникова прославилась на рубеже 2000–2010-х гг. несколькими романами, которые регулярно упоминались в колонках глянцевых изданий и оказывались на выкладках книжных магазинов: «Небо № 7», «Бимайн», «FUCK'ты», «Квартира 41» и др. То была бодрая и провокационная проза, в которой читатели видели сюжеты на вечную тему «богатые тоже плачут», а критики — попытку стать манифестом тогдашнего поколения 20–25-летних, поколения «миллениалов».
У Свешниковой появилось немало довольно преданных поклонников и особенно поклонниц: в отличие от других произведений «гламурной прозы», например романов Оксаны Робски и Сергея Минаева, автор была более откровенной и ранимой, черпала сюжеты из жизни, а не из рекламных образов и таблоидных слухов. Ее ранние книги отсылали не столько к «женской прозе», сколько к «оранжевой серии АСТ» — если бы условные Хантер С. Томпсон и Ирвин Уэлш жили в России да вели ЖЖ.
Почти все, что я упомянул в предыдущем абзаце, кануло в Лету уже давно: нет ни «оранжевой серии», ни «гламурной прозы», ни ЖЖ, да и Томпсон с Уэлшем перестали быть модными у 20-летних. На пике моды сегодня — рефлексивный автофикшен, проза, в которой автор обнажает душу и не боится показать самые сложные свои переживания, не скрывая автобиографизма. «Рана» и «Степь» Оксаны Васякиной, «Год порно» Ильи Мамаева-Найлза, «Хорея» Марины Кочан — эталонные современные тексты этого жанра. Новая книга Марии Свешниковой «Жить без тебя» определенно стремится встать в тот же ряд.