Картинки с отягчающими обстоятельствами
Как карикатуры нарушали границы допустимого и к каким последствиям это приводило
В июле 1953 года под давлением читателей немецкий журнал Stern прекратил сотрудничать с карикатуристом Викко фон Бюловом (работавшим под псевдонимом Лорио). Читателей возмутила серия рисунков Лорио, изображавших мир, в котором собаки владеют людьми. Картинки так не понравились читателям, что они завалили редакцию угрозами прекратить подписку на журнал и расправиться с художником. Ульяна Волохова рассказывает, что вызвало негодование немецкой общественности и как еще на протяжении XX века карикатуры возмущали монархии, диктатуры и полицейских.
Михаил Чемоданов и пороки царизма
Российская империя, 1900-е
В январе 1905 года в Российской империи началась первая революция. Забастовками и вооруженными выступлениями протестующим удалось сначала добиться учреждения Государственной думы как совещательного органа, затем гарантии базовых гражданских свобод и прав и наделения Думы законотворческими полномочиями. Во всех этих событиях принимал активное участие Михаил Чемоданов — врач-стоматолог, один из пионеров русской зубной медицины и одновременно знаменитый карикатурист, сотрудничавший много лет с такими крупными либеральными журналами, как «Будильник» и «Стрекоза». Он не только посещал митинги и революционные собрания, но и рисовал карикатуры на актуальные политические события, высмеивая институт монархии, обличая императора Николая II как кровожадного монарха и критикуя реакционных чиновников — Столыпина, Витте, Трепова, Булыгина и прочих. Эти картинки отпечатывались большевиками в подпольных типографиях тысячными тиражами в виде открыток и распространялись среди рабочих и протестующих, а вырученные средства шли на поддержку политических заключенных. Чемоданов не подписывал открытки своим именем, использовал псевдонимы, но в октябре 1906 года жандармские сыщики установили авторство, а в декабре арестовали художника. На время следствия Чемоданова поместили в Бутырскую тюрьму, где он заболел и был выпущен на поруки, но умер от пневмонии, не дождавшись суда.
Луи Рамакерс и отказ от нейтралитета
Нидерланды, 1910-е
В Первой мировой войне Нидерланды сохраняли нейтралитет, однако оккупация немецкой армией соседних Бельгии и Люксембурга нервировала голландцев и ставила под вопрос тактику отказа от военного союза со странами Антанты. Одним из рупоров провоенной позиции в королевстве была амстердамская газета De Telegraaf, колумнисты которой активно выступали за вмешательство их страны в войну. Такого же мнения придерживался и штатный карикатурист издания Луи Рамакерс. С самого начала войны он рисовал для газеты антинемецкие карикатуры, изображая на них дружбу кайзера Вильгельма II с Сатаной и зверства немцев на оккупированных территориях. Работы Рамакерса не остались не замеченными правительством Нидерландов, его вместе с главным редактором De Telegraaf вызвал к себе министр иностранных дел и попросил не публиковать ничего, что «оскорбляет немецкого кайзера и немецкую армию». На Рамакерса эти слова не подействовали, он продолжил рисовать немецких солдат в виде свиней и насильников, и вскоре ему стали приходить угрозы из Германии. В сентябре 1915 года до него дошли слухи, что немецкое правительство объявило за его похищение или убийство награду в 12 тыс. гульденов, и Рамакерс бежал из Амстердама в Лондон, где до конца войны работал карикатуристом в крупнейших английских газетах (британская разведка даже распространяла его рисунки в США, чтобы склонить их вступить в войну). После войны Рамакерс вернулся на родину, но перед началом Второй мировой был вынужден снова бежать из Нидерландов из-за пронемецкой позиции правительства — на этот раз в США.
Джон Хартфилд и неуважение к Гитлеру
Германия, 1930-е
Противником немецкого милитаризма и империализма немецкий дадаист Джон Хартфилд был с молодости. После начала Первой мировой 24-летний художник даже поменял свое имя Гельмут Герцфельд на англизированное Джон Хартфилд в знак протеста против антибританских настроений в Германии. После войны он сблизился с коммунистическим движением, стал сотрудничать с левыми журналами Die Rote Fahne и AIZ, делая для них политические карикатуры в технике фотомонтажа и коллажа. Реваншизм в Германии и возвышение национал-социалистов и Адольфа Гитлера стали основной темой карикатур Хартфилда в начале 1930-х. Самые известные его работы этого периода — две карикатуры для журнала AIZ в 1932 году. Первая была опубликована за две недели до июльских выборов в Рейхстаг, на которых НСДАП получила большинство в парламенте, на ней изображена голова произносящего речь Гитлера, скомбинированная с рентгеновским снимком грудной клетки, набитой монетами, и подпись: «Суперчеловек Адольф. Глотает золото и несет