Режиссер Никита Кобелев — о силе опыта, принятии самого себя, былом и грядущем

РБККультура

Режиссер Никита Кобелев — о театре как инструменте познания

19 и 20 июля в Москве можно увидеть новый спектакль Никиты Кобелева «Наедине». Мы встретились с режиссером, чтобы поговорить о силе опыта и впечатлений, принятии себя самого, былом и грядущем

Анастасия Каменская

346891527678209.jpeg
Мария Павловская

Режиссер Никита Кобелев относится к тем авторам, о широте интересов которых можно уверенно судить по выпускаемым работам. Среди них, к примеру, «Человек, который принял свою жену за шляпу» в Театре Маяковского по книге британского невролога Оливера Сакса — материал для театра, скажем прямо, не самый привычный, или поставленный там же «Кавказский меловой круг» Бертольда Брехта. Недавняя «Тварь» по пьесе Валерия Семеновского в Александринском театре, главным режиссером которого Никита Кобелев был назначен месяц назад, и две премьеры: «Наедине» — независимая постановка, инициированная продюсерским центром «Арт-партнер», и «Жизель Ботаническая» по рассказу Эдуарда Кочергина в МХТ имени Чехова. Документальное и художественное в работах Никиты Кобелева соединяются, как соединяются века и нравы. К примеру, «Наедине» — и вовсе непривычная для отечественного репертуарного театра история. В спектакле по текстам современного американского автора и драматурга Дона Нигро играют Виктория Исакова, Александра Ребенок и Ирина Старшенбаум. У каждой — своя история и свой монолог, не утяжеленные ни большим количеством декораций, ни другими персонажами.

Впрочем, все это — лишь несколько примеров, подтверждающих правило конкретной творческой биографии: широкий интерес к искусству и миру вокруг и стремление слышать себя, работать над ошибками и открывать новое, а неподдельное спокойствие и живой интерес — то, что отличает режиссера в разговоре и свойственно ему в работе.

346889985146551.jpeg
Мария Павловская

Мы встретились, чтобы обсудить, почему принять многое в себе получилось не сразу, как неудачный опыт может помочь даже больше, чем удачный, и отчего так важно быть не кем-нибудь, а самим собой.

Спектакль «Наедине» состоит из трех монологов. Кажется, что для нашего театра такая форма скорее исключительна, чем привычна. Какой ее видите вы, помогал ли опыт уже поставленных спектаклей в поиске интонаций?

Для себя внутренне я нашел связность формы с альманахом или триптихом. Допустим, у Киры Муратовой есть ее «Три истории», или «Кофе и сигареты» Джармуша, да и вообще в кино очень много примеров, когда фильм состоит их нескольких независимых историй, генерально объединенных темой. В контексте спектакля это тема женской истории и женской судьбы, но не в социальном ключе, а чуть-чуть в фантазийном, театральном, притчевом и образном. Эти три истории объединяет единая сценография. Для российского театрального контекста проект действительно скорее непривычный, а вот в мире, особенно в Америке, таких спектаклей много. На Бродвее я смотрел, к примеру, постановку с Джейком Джилленхолом: никаких сложносочиненных декораций, фокус на актере.

Что касается моего собственного опыта, у меня бывали похожие задачи в работах, которые я делал в Театре Маяковского, на Сретенке. Среди них «Человек, который принял жену за шляпу» по книге невролога Оливера Сакса или «Новаторы». Актеры там все время разговаривают как бы через зал, рассказывают истории. Но в случае с «Наедине», конечно, в монологах вся суть.

Сцена из спектакля «Наедине». Пресс-служба

Как вам кажется, в сегодняшнем репертуарном театре такой проект мог бы случиться?

В контексте такого проекта ты можешь поработать в одном спектакле с очень разными и очень большими актрисами из разных театров, соединить и объединить разных людей, что не так легко внутри одного театра, где все запаяно в возможности конкретной труппы. Да и такая монологическая форма тоже мало возможна в репертуарном театре, а мне всегда интересны разные форматы, я вообще постоянно стараюсь пробовать одно, другое, третье.

Это очень заметно по тому материалу, который вы выбираете для постановок. Часто он нетривиален уже сам по себе. Как раз как «Человек, который принял свою жену за шляпу», например. Какие у вас взаимоотношения с произведениями, которые хочется поставить?

Я много думал об этом и понял, что не хочу себя загонять в какие-то рамки, когда сам себе внутренне формулируешь, что будешь делать только так или иначе. Можно заметить, что многие выбирают определенную стратегию: ставить только современные тексты или ставить классические, адаптируя их под сегодняшний день, и так далее. В какой-то момент я думал, что, может быть, надо определяться, не размываться, но потом решил, что надо просто быть собой, а мне интересно многое. Думаю, театр для меня — инструмент познания, не только работа, и тему, которая мне интересна в жизни, я исследую именно с помощью театра, погружаясь в нее.

Сцена из спектакля «Новаторы». mayakovsky.ru

Что вас впечатляет?

Меня вдохновляют документальные истории, например. О том, что происходит с людьми. Они дают пути к тому, как жить. Я беру то, что меня задевает, но, конечно, еще это должно находиться на каком-то стыке интереса театра. Выбор материала всегда — это двустороннее движение. С одной стороны, ты чувствуешь театр, который тебя приглашает, какие в нем есть артисты. А с другой, есть и твои желания. Иногда материал — это предложение театра, и я довольно часто откликаюсь на такие приглашения. Иногда бывает так, что материал мне не близок, я такого раньше не делал, но если вижу какой-то внутренний интерес, то начинаю пробовать, я люблю такие вызовы и уже в каком-то смысле расслабился на тему выбора материала, не хочу себя загонять в узкий коридор. Как идет, так идет. У меня действительно очень разные интересы. Ничего с этим не поделать, видимо.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Он не оценит: почему не нужно пытаться быть идеальной в отношениях Он не оценит: почему не нужно пытаться быть идеальной в отношениях

Как попытки быть идеальной ведут к разрушению отношений?

VOICE
Ляг и лежи Ляг и лежи

5 причин, почему валяться на диване полезно для здоровья

Лиза
“У тебя не мои глаза, не мои волосы”: горькая судьба Ари Булоня, всю жизнь доказывавшего, что он сын Алена Делона “У тебя не мои глаза, не мои волосы”: горькая судьба Ари Булоня, всю жизнь доказывавшего, что он сын Алена Делона

Одна из тяжелых страниц биографии Алена Делона: взаимоотношения с Ари Булонем

VOICE
Как понять, что партнер «выключается» из отношений: 5 показательных признаков Как понять, что партнер «выключается» из отношений: 5 показательных признаков

Как понять, что партнер больше не видит в отношениях перспектив?

Psychologies
Биржевые инвесторы и их классические ошибки Биржевые инвесторы и их классические ошибки

Разные финансовые инструменты: что необходимо учесть потенциальному вкладчику

Inc.
Any Wowzers Any Wowzers

Как Аня Баркова придумала бренд пижам c пляжным уклоном Any Wowzers

Собака.ru
«Судьбы икон в Стране Советов» «Судьбы икон в Стране Советов»

Как православное искусство помогло индустриализации

N+1
«Колония»: роман о жизни на маленьком ирландском острове «Колония»: роман о жизни на маленьком ирландском острове

Писательница рассказывает о жизни на маленьком ирландском острове

Forbes
Квантовые компьютеры Квантовые компьютеры

Квантовые компьютеры: как они появились и как устроены сейчас

Наука и жизнь
Почти два миллиарда человек пострадали от анемии в 2021 году Почти два миллиарда человек пострадали от анемии в 2021 году

В 2021 году распространенность анемии среди людей всех возрастов составила 24,3%

N+1
Ученые доказали Ученые доказали

Почему чиновники и бизнес не могут обойтись без науки

N+1
Как стать королем пикника: топ-5 девайсов для идеального шашлыка Как стать королем пикника: топ-5 девайсов для идеального шашлыка

Учимся готовить шашлык с помощью высоких технологий

Maxim
Ароматный бизнес Ароматный бизнес

Как засушить летние дары и приготовить ароматные специи?

Новый очаг
Жизнь продолжается Жизнь продолжается

Ладно скроенная Lada

Автопилот
Археологи в Англии закопают обратно свою находку! Вот зачем это нужно Археологи в Англии закопают обратно свою находку! Вот зачем это нужно

Чтобы сохранить артефакты, археологи иногда закапывают их обратно в землю

ТехИнсайдер
5 переводных книг из прошлого века, которые добрались до нас только сейчас 5 переводных книг из прошлого века, которые добрались до нас только сейчас

Романы XX века, которые раньше не издавались в России

Правила жизни
В титане нашли орбитальный эффект Холла В титане нашли орбитальный эффект Холла

Открытие, которое поможет уточнить механизм поведения металлов в магнитном поле

N+1
Опоздала на рейс, потеряла чемодан, дали плохой номер: как решить проблемы в отпуске Опоздала на рейс, потеряла чемодан, дали плохой номер: как решить проблемы в отпуске

Предвидим непредвиденные ситуации в отпуске

VOICE
Почему некоторые растения становятся плотоядными: загадочные хищники Почему некоторые растения становятся плотоядными: загадочные хищники

Что сподвигло некоторые виды растений перейти на диету из живых существ?

ТехИнсайдер
История одной песни: «Barbie Girl», Aqua, 1997 История одной песни: «Barbie Girl», Aqua, 1997

Мифическую песню и клип, на который извели розовой краски больше, чем на Барби

Maxim
Я — сноб: музыкант Гарик Сукачев Я — сноб: музыкант Гарик Сукачев

Гарик Сукачев о работе над театральной постановкой и творчестве на даче

СНОБ
60-тысячелетний зуб с острова Ява приписали сапиенсу 60-тысячелетний зуб с острова Ява приписали сапиенсу

Палеоантропологи исследовали два молочных зуба, найденные в индонезийской пещере

N+1
Промежуточная еда: как перекусить с пользой для здоровья Промежуточная еда: как перекусить с пользой для здоровья

Вместе с экспертами отвечаем на вечный вопрос, что бы еще съесть, чтобы похудеть

Правила жизни
Дневник предпринимательницы: во сколько бизнесу обходится электронный документооборот Дневник предпринимательницы: во сколько бизнесу обходится электронный документооборот

Какие расходы влечет за собой электронный документооборот?

Forbes
За 30 лет число детей с диабетом выросло на 40 процентов За 30 лет число детей с диабетом выросло на 40 процентов

Уровень заболеваемости диабетом увеличился с 9,31 до 11,61 на 100000 населения

N+1
От укачивания в транспорте можно использовать специальные очки! Вот как они работают От укачивания в транспорте можно использовать специальные очки! Вот как они работают

Необычный способ, который спасет ваш будущий отпуск

ТехИнсайдер
Неочевидные законы разных стран, которые туристам лучше не нарушать Неочевидные законы разных стран, которые туристам лучше не нарушать

Необычные законы, которые стоит принять во внимание отдыхающим за рубежом

Maxim
Стоит ли смотреть триллер «Схватка с дьяволом» с Николасом Кейджем Стоит ли смотреть триллер «Схватка с дьяволом» с Николасом Кейджем

Кейдж из объекта насмешек и тупых мемов превращается в знак качества

Maxim
Симбиоз или паразитирование? Симбиоз или паразитирование?

Какие выгода производителям от продукции под СТМ для ритейла?

Агроинвестор
От Роналду и Гретцки до Трусовой и Уильямс: спортивные рекорды книги Гиннесса От Роналду и Гретцки до Трусовой и Уильямс: спортивные рекорды книги Гиннесса

Каких спортсменов можно найти на страницах книги рекордов?

Forbes
Открыть в приложении