Спорт на автомате
В мире проводится много соревнований по робототехнике, но два стоят особняком: европейский Eurobot и азиатский Robocon, турниры юных инженеров. Самый популярный — Robocon, основанный в 2002 году азиатско-тихоокеанским вещательным союзом. Регион, воспитанный на комиксах про роботов, производящий и потребляющий большую часть мировой техники, сходит по ним с ума. Но для россиян интереснее Eurobot, поскольку в этом турнире участвуют наши команды.
Французские корни
Eurobot появился во Франции в 1994 году как соревнование команд из местных университетов, и неслучайно: в стране одна из лучших в мире инженерных школ. В 1998 году турнир стал международным, и сегодня национальные организационные комитеты Eurobot есть во многих европейских государствах, в том числе в России. У Eurobot есть важная особенность: правила игры меняются каждый год, поэтому шанс на победу есть у любой команды, ведь идеальных универсальных роботов, способных выполнять все задания одинаково эффективно, не бывает. Задачи, кстати, предлагаются настолько сложные, что невозможно взять готовое устройство и просто написать для него софт. На Robocon и Eurobot команды должны создать робота с нуля под определенную миссию: придумать концепцию, сделать 3D-модель, спроектировать и собрать электронику, систему управления нижнего и верхнего уровней, систему навигации. Задача – набрать максимум очков, одновременно стараясь избегать штрафных. Это по-настоящему робототехнические, а не айтишные соревнования.
Маленькая «Тесла»
Прежде величина игрового поля оставалась неизменной – 2x3 м. Роботов в команде может быть максимум два, на поле одновременно находятся устройства двух соперников. Разместить в маленьком блоке (а его размеры строго заданы) огромное количество электроники, механики, приводов – сложная инженерная задача. Например, в робот команды ReSet «Сколтеха», победителя последнего российского этапа, встроено 16 приводов Dynamixel, пять DC-моторов Maxon, червячный редуктор, импеллеры и еще куча всего. «Я их называю маленькими "Теслами", – смеется руководитель лаборатории робототехники «Сколтеха» и бессменный тренер команды ReSet Дмитрий Тетерюков. – Потому что по "начинке" и сложности алгоритмов навигации они похожи. Инженерия того же уровня, что и у автономного авто, но при этом мы серьезно ограничены габаритами».
Роботы-археологи
Тема турнира часто привязывается к актуальной повестке: в 2019 году были «Роботы на Луне», а в 2022-м – «Роботы-археологи»: согласно сценарию, автоматы возвращались на Землю, чтобы узнать историю своей цивилизации, и вели раскопки. На поле располагался заранее известный набор элементов. Робот-археолог должен был определить область раскопок, найти, распознать и переместить найденные элементы в определенную точку, поместить их на пьедестал, сохранить внутри себя статуэтку и затем поставить ее в нужное место. Разным роботам запрещено сталкиваться на поле (за это предусмотрена дисквалификация), но они могут собирать элементы противника и блокировать чужие устройства. И на все манипуляции дается всего 100 с.
Роботы-кулинары
Недавно на Западе возникла новая тенденция, связанная с нехваткой рабочей силы после COVID-19, – автоматизация процессов на кухне, роботизированные рестораны и точки фастфуда. Было интересно, как в Eurobot реализуют этот тренд при помощи автономных устройств. В 2023 году впервые была изменена конфигурация поля: оно стало длиннее, появилось больше возможностей для использования компьютерного зрения и систем локализации. На участке расставили цилиндрические разноцветные коржи для тортов и разложили вишню. Роботы при помощи захватов собирали коржи, выставляли их в правильном порядке, украшали ягодами, воровали чужие тортики и выполняли множество других заданий. «В этот раз упор был сделан скорее на компьютерное зрение: на коржах установлены QR-маркеры, которые надо считать, – поясняет Дмитрий Тетерюков. – Нужны камеры и системы распознавания. Если раньше выигрывали компании, у которых была лучшая механика и электроника, то сейчас шанс на победу появился у команд с хорошей навигацией и локализацией».