«Группы смерти»: как культура может блокировать суицидальную тематику
После слома системы авторитетов, который происходил в последние десятилетия, должны появиться живые носители идеалов если не национального, то локального масштаба. Но для этого необходимо открытое социальное пространство.
Тема самоубийств среди подростков сейчас в фокусе публичной дискуссии. Сегодня на совещании в Национальном центре управления в кризисных ситуациях МЧС России по теме «О профилактике суицидов среди несовершеннолетних» детский омбудсмен Анна Кузнецова рассказала, что в 2016 году количество суицидов увеличилось на 57%. Она связала рост числа самоубийств с «группами смерти» в социальных сетях.
«Группы смерти» в интернете — новая форма зла, вытеснившая на время более традиционные виды общественных угроз, например, терроризм. Такая популярность обеспечена не только новизной, но в первую очередь чувствительностью темы — на кону детские жизни. Подростки все естественней обживаются в виртуальном мире, а как этот мир устроен, какие в нем переходы существуют — это уже слабо контролируется офлайн-институтами. По сути, новым поколениям предоставлено огромное пространство, в котором нет маяков, и навигацию в котором они выбирают сами. Проблема этого положения еще до конца не осмыслена. Речь идет о нарастающей потере контроля общества над своими новыми членами.
С возникающими «смертельными» сообществами еще далеко не все ясно, возможно, угрозы сильно гипертрофированы. Не исключено, что сумма накопленных случаев даст в дальнейшем повод для усиления контроля над интернетом. Если эту лавину виртуализации хоть как-то можно остановить. Похоже, что нет. Представьте: цивилизация тысячелетиями создавало механизмы контроля. Основной инструмент — это регламентация самого социального пространства: фиксация того, как оно устроено, на какие сегменты расчерчено, какие правила санкционированы, иерархии выстроены. Контроль распространялся на сам язык описания социальной среды. А в пространстве виртуального другие правила и приоритеты, доступ к информации по-другому устроен, язык другой. Как будто огромная льдина отвалилась от материка и ушла в свободное плавание. Есть повод для паники.
Как правило, разбор истории с интернет-суицидами строится вокруг двух моментов. Первый — это техника: как устроены и действуют «группы смерти» и как с ними бороться. Второй — подростковая психология. Психологи размышляют о сложной судьбе подростка, классифицируют самоубийства по типам личности и социальным причинам. Но из дискуссии выпал еще один ключевой момент — какие механизмы массовой культуры позволяют блокировать суицидальность, ставят для них внутреннюю преграду. Культурные факторы могут казаться лишь фоном, но в «пограничной ситуации», когда человек балансирует в точке выбора между жизнью и смертью, в нем концентрируется весь его социальный опыт. Здесь уже нет случайных моментов, человек принимает решение внутри своего культурного коридора — ценностей, картины мира, подхваченных метафор, образов и образцов. Сложившееся культурное поле может табуировать даже мысль о самоубийстве или не иметь жестких механизмов удержания.